Александр Долгов: «На нашей площадке играл Юрий Лахонин — это шедевр»


Александр Долгов: «На нашей площадке играл Юрий Лахонин — это шедевр»

Небольшой павильон на улице Воронова внутри завешан огромным количеством медалей и грамот, а кубки занимают чуть ли не половину свободного места. На стенах благодарности от множества спортивных федераций города и края, а рядом с ними наклеены постеры хоккейного “Енисея”. Здесь базируется физкультурно-оздоровительный клуб “Зелёная роща”, где инструктором работает Александр Долгов — один из лучших специалистов по дворовому спорту в Красноярске.

Перед началом интервью мы стали свидетелями небольшого разбора полётов”, который Александр Владимирович провёл со своими ребятишками. Повод, по местным меркам, грустный — всего лишь второе место на соревнованиях по хоккею с мячом... При этом, несмотря на неудачу, инструктор без лишних эмоций и упрёков объяснил каждому своему воспитаннику ошибки в игровых моментах. Спокойно и уверенно, как и подобает настоящему тренеру.

Часто проводите такие разборы полётов? Где-то можете похвалить?

— Обычно мы их проводим после каждых соревнований. Конечно, можем и похвалить, если весь турнир без остановки отыгран на ура.

Столько медалей, грамот, кубков... Как удаётся держать планку? Только ли разборы помогают?

— Тут не только разборы решают. Мы постоянно проводим тренировки и товарищеские игры с более старшими ребятами. Также держим связь со школой хоккейного “Енисея” и приглашаем к себе их воспитанников, чтобы они накатывались с нашей командой. Плюс многое решает ответственность и профессионализм игроков. Кто-то приходит к нам из школ “Сокола”, “Енисея”, но хватает и своих ребят.

Откуда, кстати, приходят свои?

— В крытом катке “Первомайский” одно время была команда “Енисей”, но потом она распалась. Я хорошо знал некоторых ребят оттуда, знал их уровень, поэтому пригласил к себе и начал тренировать. Конечно же, к нам приходят дети из соседних домов — те же Сергей Грибов, Павел Калашников, который, кстати, раньше занимался в “Соколе”. Бывают случаи, когда родители напрямую у меня интересуются — есть ли места, можно ли записаться. Вот так и набираем ребятишек.

Что самое сложное в работе с детьми?

— Младшие ребята неусидчивы. Редко бывают такие, которые чуть ли не в рот заглядывают, когда слушают установки. У детей постарше, кому уже 11—12 лет, начинает прорезаться характер, и они его могут показать в любой момент. Мне надо уловить эту тонкую грань, чтобы ребята не вышли из-под контроля и чётко выполняли все требования. Подростки интересуются другими вещами — там уже любовь-морковь вовсю идёт. (Улыбается.) Но мне повезло, с большинством детей удалось найти общий язык.

Как проходит Ваш рабочий день?

— Ради этой работы я сейчас учусь в техникуме. С утра у меня учёба, примерно в три часа дня прихожу на коробку, где как раз раскатываются дети. Кому-то коньки надо наточить, кому-то в других вещах помочь — этим занимаюсь я. С 16 до 19 часов проходит тренировка, потом мы чистим и заново заливаем лёд, а затем я работаю со взрослыми спортсменами, которые приходят играть в хоккей с шайбой. Домой ухожу примерно в десять часов вечера. Так у меня проходит практически каждый день, за исключением субботы и воскресенья, когда у нас по плану стоит свободное катание, и выходного в понедельник.

Как привлечь ребёнка в спорт?

— Тут есть один случай из жизни. Пришёл к нам мальчик из спортивной школы “Енисей”, и так получилось, что он сразу попал в команду. А мы как раз тогда проводили “Игры моего двора” и “Футбол поколений”. Он попал в состав, на “Играх” занял второе место в районных соревнованиях, на следующий день выиграл городские, а через неделю стал вторым в “Футболе поколений”. Вот он стоит с тремя медалями, смотрит на них и говорит: “Я в “Енисее” за три года столько не заработал, сколько здесь за две недели!” Вот так и вырабатывается мотивация. Ещё многое решает личный пример. Например, я своим примером показываю, что учиться очень важно, раз в свои 36 лет пошёл в техникум.

Какие виды спорта дети любят больше всего, а что им не нравится?

— Основные виды, которые мы практикуем, это хоккей с шайбой, хоккей с мячом и лапта. Также ребята очень любят настольный теннис и фаербол. А вот тот же фрисби алтимат моим детям не по душе, хотя игра очень популярна на Западе и у нас среди студентов. В ней не очень сложные правила, но ребята её не понимают, как бы мы ни пытались привить. (Смеётся.)

Есть ли случаи, когда дети уходят с площадки в спортивные школы?

— Таких случаев несколько. Помню, был у нас мальчик, который играл в “Соколе”, потом настольным теннисом занимался, после этого пару лет занимался у нас, а затем перешёл в “Енисей”. Правда, у него там не особо получилось, и он ушёл в армию. (Улыбается.) Также у меня занимался мальчишка Никита Грибанов, его “Сокол” прямо с этой коробки забрал! Но самый экстраординарный случай произошёл в 2011 году, когда три девочки из моей команды выиграли всероссийские соревнования, и после этого их забрали в федерацию софтбола страны.

Как детям это удалось?

— Ребята стараются, прилагают все усилия, чтобы засветиться перед тренерами. Они, кстати, к нам часто приходят, смотрят детей. Тот же случай с Грибановым, когда тренер “Сокола” его посмотрел, а через несколько дней мальчик уже играл в спортшколе. Есть у нас ещё Матвей Зимин, с ним вообще смешная история получилась. На нашей коробке тренировался “Сокол”, и Матвея пригласили на раскатку. Так получилось, что тренер Сергей Сергеевич Дроздов сидел на лавочке, а отец Матвея стоял у меня за спиной. Тренер смотрит ребёнка, говорит ему: “Ну что, звони папе, будем записываться в школу”, а я говорю: “Да Вы можете ему в лицо это сказать, зачем звонить” и отхожу в сторону. (Смеётся.) Дети знают, что можно попасть в школу, и пользуются этой возможностью.

Приходят ли к вам на площадку игроки из профессиональных команд для мастер-классов или просто поиграть?

— Да. Например, Алексей Садовский, который играл в хоккей с мячом в Швеции, активно подключается к нашей ветеранской команде. Также я хочу попросить своего начальника Михаила Михайловича Пыдыка, чтобы он показал ребятам мастер-класс, поскольку он сам играл в профессиональной команде и может многое объяснить детям. Но самое яркое, что было у нас на катке, это когда за наших ветеранов играл чемпион России, Европы и мира Юрий Лахонин. Это был настоящий шедевр! Очень красивая игра, профессиональная, даже взрослые были в шоке!

Что такие примеры дают детям?

— Они дополнительно стимулируют их заниматься. Младшие смотрят на старших, перенимают их опыт и стараются к ним тянуться.

Вы также проводите соревнования по необычным видам спорта типа корнхола, петанка и другие. Откуда берёте идеи?

— Всё пошло от мультиспорта, который сам по себе является очень интересной затеей. Какие-то идеи находим в Интернете, изучаем правила, потом, если требуется, выстругиваем и выпиливаем конструкции. Весь материал предоставляется Центром спортивных клубов. Вот, например, у нас лежит фанера, летом будем мастерить. (Показывает на лист фанеры в углу.)

И как дети реагируют на такие новинки?

— Так же, как и в других видах спорта: кому-то интересно, кому-то не очень. Самые младшие играют более увлечённо, и это полезно для них, потому что развивает логику, мышление и моторику рук. Такие навыки им очень пригодятся в других играх.

Вы работаете инструктором уже не первый год. Как поменялась ситуация с техническим оснащением дворового спорта?

— Я начинал работать инструктором в 2009 году на Устиновича, 12. Там стояла одна деревянная коробка, и больше ничего не было. Ребята в подъезде переодевались! В 2010 году меня пригласили сюда, на Воронова, где уже стоял павильон, но ещё была старая коробка и не очень хорошее освещение. У меня были два фонаря на 1500 ватт каждый, приходилось подключать их, но света всё равно не хватало. Пять лет назад здесь провели реконструкцию, поставили новую пластиковую коробку, подключили свет — конечно, стало намного приятнее заниматься. Радует, что покрытие у новых площадок не просто асфальтовое, а специальный резиновый материал или даже искусственная трава, если мы говорим о футбольных полях. За эти девять лет, что я работаю в сфере, произошёл очень большой прогресс.

Почему Вы решили стать инструктором? Что привлекло Вас в этой работе?

— Я сам с 12 лет занимался волейболом в 22-й школе, и мне очень нравилось наблюдать за нашим тренером, как он себя ведёт, какие упражнения даёт. Мы с ним, кстати, до сих пор общаемся, сотрудничаем, и он приезжает ко мне на площадку с большим удовольствием. Примерно с 15 лет у меня укоренилось желание самому заниматься с детьми, а потом я захотел собрать свою команду и побеждать с ней. В 2009 году моя мечта сбылась.

Не жалеете о своём выборе?

— Скажу честно: я шёл к этому всю свою жизнь, и сейчас получаю от работы огромное удовольствие. Любая деятельность должна быть в радость. По крайней мере я знаю, что отсюда выходят ребята, которые останутся в спорте, а не уйдут в подворотни.

1
ВКонтакте Facebook На сайте

Имя:

Email: для уведомлений о новых комментариях