Опекун енисейского "золота"
- 15 декабря 2006 г.
- Хоккей с мячом
14 декабря исполнилось бы 80 лет со дня рождения одного из основателей хоккейной команды «Енисей», первого председателя спортклуба завода «Красмаш» и директора ДЮСШ по хоккею с мячом Владимира Шиповалова.
ДЕД, ТЫ НЕ ЗАБЫТ!
Если задаться целью сделать полную подборку материалов об истории хоккейного «Енисея», то ксерокопии газетных вырезок займут в вашем архиве не одну папку. О зарождении, становлении, а уж тем более золотых годах команды было написано немало статей, есть и книги. Но уже будучи журналистом, а в первую голову - дочерью бывшего игрока «Енисея» Сергея Шиповалова и внучкой своего деда Володи, я никак не могла понять одну вещь. Зная, что ставший золотым «Енисей» обретал силу при непосредственном участии деда, что он болел за команду душой, я недоумевала: почему ни в одной из публикаций я не могу найти даже упоминания его имени? Между тем, спрашивая о Владимире Шиповалове у тех, с кем он работал, я то и дело слышу: «Да если бы не он!..»
- Толчок к развитию красноярского хоккея дал именно Шиповалов, - сказал как отрезал Валерий Поздняков, заслуженный тренер СССР, первый тренер Сергея Ломанова-старшего. - Если вы выстроите сто человек, которые будут говорить обратное, я в одиночку смогу их всех переубедить. Такие организаторы встречаются редко, он все делал для детей! К примеру, были четкие правила - дети занимаются три раза в неделю. Я ему: «Надо шесть!» И он, в обход всем учебным программам, соглашается! Мы тренируемся, эффект очевиден, и на следующий год он переводит все остальные группы на ежедневные тренировки.
Поэтому наши мальчишки, а я тренировал как раз 1957-1958 год, - Шакалин, Ломанов, Фирсов, Савлук... на чемпионате города играли в группе, где ребята на два года старше. Вот откуда и взялся «Енисей» восьмидесятых. Мне не нужно было идти что-то требовать, выбивать. Шиповалов просто спрашивал, что нужно, говорил: «Неделя» - и всё решал! Ни с кем больше мне так легко не работалось.
КТО-КТО В ТЕХНИКУМЕ ЖИВЕТ?
Про таких, как он, говорят: спортсмен до мозга костей, весельчак, душа компании. В молодости Шиповалов увлекался несколькими видами спорта, но больше всего любил гимнастику и лыжи. Немудрено, что в техникуме физкультуры, куда он пошел учиться после школы, чувствовал себя как рыба в воде. И был там одним из лучших! Иначе не включили бы 21-летнего учащегося Шиповалова в состав делегации, отправляющейся в Москву на Всесоюзный парад физкультурников. Пройти строем по Красной площади в 1947-м, всего через два года после победного марша Советской армии, - для совсем еще молодого парня такое признание дорогого стоит.
А после парада состоялась Спартакиада народов РСФСР. Помню, дед со смехом рассказывал, как ему пришлось выступить не только в гимнастике, но и в несвойственном ему виде - плавании:
- Тогда в бассейнах хлорки было - ужас! Это у вас теперь очки, шапочки, контролируют, сколько хлора сыпать. Я ж там чуть не помер. Надо было плыть двести метров, а я еле доплыл сто и сошел. Нахлебался воды, глаза режет - открыть невозможно!..
Вода замерзшая - совсем другое дело. Прошло всего несколько лет, и судьба свела деда с хоккеем. Он стал преподавателем физкультуры в механическом техникуме и потихоньку начал собирать под свое крыло способных ребят.
- Шиповалов тренировал несколько игровых команд, но любимой у него была хоккейная, - вспоминает корифей красноярского спорта Владлен Кузнецов.
Бывший футболист и хоккеист, тренер, а потом корреспондент газеты «Красноярский рабочий» и бессменный спортивный комментатор краевого радио может рассказать о Владимире Степановиче многое. Они и познакомились в начале 50-х годов: бывший разведчик 316-й дважды Краснознаменной Темрюцкой дивизии 1-го Украинского фронта Кузнецов экстерном окончил техникум физкультуры и поступил на работу в городской спорткомитет. Естественно, дорожки двух спортсменов пересеклись.
- В городе шиповаловские хоккеисты были одними из лучших, - утверждает Кузнецов. - В этой техникумовской команде начинали Анатолий Бочкарев, Валера Поздняков - те, кто потом в «Енисее» играл. Мы с ним одного поколения - люди, перенесшие войну. Поэтому к своей профессии относились с таким фанатизмом, даже прилежанием. Были закалены временем.
ПОДКОРМКА ОТ СТЕПАНЫЧА
В начале 60-х преподаватель Владимир Шиповалов вместе с женой Шурой и детьми Людмилой и Сергеем отпраздновал повышение - его пригласили на завод «Красмаш». Вскоре он стал председателем недавно созданного заводского спортклуба и возглавил отделение хоккея в ДЮСШ.
Организатором Шиповалов был отменным: мальчишек на детские турниры постоянно вывозил, в окрестных школах объявления о наборе в секцию появились. И дети приходили не совсем «нулевые»: спортклубы по месту жительства переживали тогда настоящий расцвет. В каждом уважающем себя дворе правобережья стояла хоккейная коробка, игровые страсти на которой спадали только после наступления темноты. Естественно, своего сына Шиповалов тоже поставил на коньки (Сергей стал полузащитником «Енисея» и закончил играть в триумфальном 1978-м, когда команда впервые завоевала бронзу чемпионата СССР). Но больше всех бредили хоккеем ребята из дворового клуба «Бригантина». Они-то и стали первым звездным поколением «Енисея».
- Савлук, Виктор и Сергей Ломановы, Шакалин, Пашкин, - Владлен Кузнецов вспоминает тех, кто вышел из «Бригантины». - Хотя нет, Пашкин из Цветмета пришел. Но все равно, золотой «Енисей» - это была команда одного двора. Представляете? Дворовая команда, достигшая таких высот. Как Шиповалов их опекал! И как начальник, и по-человечески. Володя всегда появлялся на играх с чемоданчиком. Балетка такая, всегда с ней ездил. Я думаю: ну что же там такое? И вот он чемоданчик раскрывает, а там мандарины, апельсины... В те времена попробуй достань их! А он угощал. Даже когда потом судить приезжал, все равно фрукты всегда с собой были.
На вопрос, почему именно этот «Енисей» стал золотым, Кузнецов отвечает:
- А им некуда деваться было! Условия прекрасные, о команде заботятся. Они все время проводили вместе. Росли, играли. Я поражался, помню. Мои ребята как? Проснешься утром в гостинице, пройдешься по номерам - их уже след простыл, по магазинам убежали. А эти... В любое время дня смотришь: по гостинице гуляют чуть ли не в обнимку! Вот такая спаянность была. Целыми днями на стадионе время проводили. Такая команда раз в сто лет встречается.
Вот Янко сейчас всех звезд себе собрал и в королях ходит. А я вам скажу: поставь в тот, «золотой» «Енисей» любого тренера, он бы выиграл с ними чемпионат Союза. Потому что если для решения каких-то хозяйственных дел и нужны были специалисты, то как играть, они сами прекрасно знали.
БЕРЕЗКИ - НА ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ
В 70-х Шиповалов ушел с поста председателя спортклуба. Не сам ушел, конечно, - переизбрали. Завистников было достаточно. Цеплялись к нему по каждому поводу. Одной из основных претензий было пристрастие Владимира Степановича к выпивке.
- Люди же не понимали, им лишь бы к чему привязаться, - говорит Валерий Поздняков. - Да, он выпивал. Но вечером, понемногу. С начальниками цехов, между прочим, тоже не просто так. Зато потом можно легче спортсменов на завод устроить. А в рабочее время дисциплину он держал. И внутреннюю, и в коллективе. Не кричал ни на кого - по человечески все решал.
А в 1982 году, когда «Енисей» завоевал свое третье золото чемпионата СССР, Шиповалов попрощался с «Енисеем» насовсем. До выхода на пенсию оставалось несколько лет.
За это время он успел поработать инструктором-методистом в правобережном спорткомплексе «Строитель» (ныне «Здоровый мир»), был директором лыжной базы...
А в 60 лет устроился сторожем неподалеку от своего дома на 2-й Краснофлотской - не мог без работы сидеть. Сад во дворе разбил, каждому из своих внуков посадил по маленькой березке. Сейчас эти деревья - с трехэтажный дом. Когда у жены случился инфаркт (Александра Георгиевна всю жизнь посвятила спорту, работая учителем физкультуры в школе и преподавателем в техникуме, а на пенсии - дворником), он взялся работать за нее - сгребал лопатой снег, мел тротуары... Окурок мимо урны бросить никто не смел.
В 1991 году на свадьбе своей старшей внучки Натальи он был совсем худой, сплошные жилы. На предложение сходить в больницу провериться неизменно отшучивался: «Дети мои, я ж работаю! Физическую форму поддерживаю». На свой 4-й этаж по лестнице еле поднимался - задыхался, но продолжал махать лопатой и курить свой «Беломор». Когда сердце забилось с частотой 250 ударов в минуту, попал, наконец, в кардиологию. Ночь промучился. Умер. Оказалось - рак легких.
«Отдавал себя без остатка», «был предан своему делу»... Когда размышляешь о жизни реального человека, эти слова перестают быть штампами. И очень жаль, что я не успела всерьез поговорить с дедом о его жизни - в 1991-м мне было всего-то десять лет...
- Советский спорт в Красноярске.
- Галина ШИПОВАЛОВА
Фото из архива