Александр Косынчук. Исповедь вратаря
- 30 марта 2007 г.
- Хоккей с мячом
Об интервью с вратарем хоккейного «Енисея» Александром Косынчуком редакция журнала «Redyarsk» договаривалась еще в ту пору, когда он был в штате красноярского клуба. Но случилось непредвиденное, наш потенциальный собеседник оказался вне главной команды.
Несмотря на всю щекотливость ситуации, мы не стали отказываться от интервью, а наоборот настояли на нем в телефонном разговоре с Александром. После некоторого раздумья опальный голкипер «Енисея» дал согласие на беседу с журналистом. Разговор состоялся на стадионе «Енисей», когда на ледовом поле гоняли оранжевый мяч юные хоккеисты. В глазах собеседника просматривалась некоторая грусть, сожаление о том, что он временно находится вне любимой игры. В то же время, в словах и жестах Александра прослеживалась твердость духа, уверенность в том, что вскоре черная полоса в его жизни закончится, и он вновь займет привычное место в воротах одного из ведущих российских клубов.
Визитная карточка.
Александр Косынчук.
Родился 17 февраля 1974 года в городе Красноярске.
Мастер спорта России. Мастер спорта международного класса Казахстана.
Чемпион мира среди юниоров в составе молодежной сборной России (1994 год).
Двукратный бронзовый призер чемпионата мира в составе сборной Казахстана (2003 и 2005 гг.).
Признан лучшим вратарем мира в 2003 и 2005 годах.
Серебряный призер международного турнира на призы Правительства России в составе сборной Татарстана (2000 год).
Обладатель Кубка Стокгольма в составе "Енисея" (1995 год).
Серебряный призер чемпионата России в составе "Енисея"(1999 год).
Обладатель Кубка России в составе "Енисея" (1998 и 1999 года).
Выступал за команды: "Енисей" (1992 - 1999 и 2006-2007 гг.), "Ракета" (2000-2005 гг.), "Саяны" (2005-2006 гг.).
- Александр, когда и при каких обстоятельствах ты начал заниматься хоккеем с мячом?
- Я родился и вырос в Красноярске. Жил по соседству со стадионом «Енисей» и естественно, вскоре пришел на него чтобы записаться в спортивную секцию. Но начал я не с хоккея. Так как я был довольно физически развитым и крупным, то первым моим увлечением стал бокс, которым я занимался у тренера Носкова. Но мастера кожаной перчатки из меня не получилось. Во время одного из спаррингов я боксировал с мальчишкой, который был старше меня на два года, да и здоровее. Досталось мне изрядно, а так как я не любил проигрывать, то решил попробовать свои силы в другом виде спорта - вольной борьбе. Секция по ней располагалась на том же этаже административного здания стадиона, что и зал бокса. Получилось так, что я просто перешел из одного тренировочного зала в другой. Признаюсь честно, борьба меня захватила.
Моим наставником был Валерий Алексеев. Даже когда он уволился из спортклуба «Енисей» и перешел работать на стадион «Металлург» в микрорайоне Зеленая роща, я пошел следом за своим учителем. Два года я прозанимался вольной борьбой. Каждый день ездил на тренировки с правого берега на левый. Но это было слишком изнурительным занятием и вскоре я принял нелегкое для себя решение оставить борьбу и попытаться найти себя в чем-нибудь другом.
Как говорится, от добра добра не ищут, поэтому я вновь пришел на стадион «Енисей». Моим следующим увлечением стала тяжелая атлетика. Ее азы я постигал под руководством Владимира Долгопятова. Но монотонная работа с тяжестями, да еще в замкнутом зале быстро надоела. А тут еще одноклассники, среди которых был известный сейчас хоккеист Андрей Веселов, активно звали меня к себе в юношескую хоккейную команду. Моим первым хоккейным тренером был Алексей Зорин. А так как все игровые позиции в его команде были укомплектованы, и оставалось лишь место в воротах, то я согласился стать вратарем. С тех пор им и являюсь.
После нескольких лет занятий пришли первые успехи, главным из которых стало приглашение в молодежную сборную страны. Из «Енисея» на тренировочный сбор было вызвано шесть хоккеистов. Это Леша Щеглов, Серега Фоменко, Андрей Веселов, Женя Кудрин, Миша Афоничев и я. После сбора в национальной сборной остались, кроме меня, Веселов, Кудрин и Афоничев.
- Когда ты попал в сферу интересов «Енисея»?
- Еще до начала молодежного чемпионата мира я уже тренировался в главной команде. Когда меня пригласили туда, в команде шла смена поколений. Я был третьим по счету вратарем. Первым номером считался Миша Лещинский, вторым - Андрей Моисеев. Через некоторое время Моисеев закончил с хоккеем и остались мы с Мишкой. Тогда с вратарями в «Енисее» никто не занимался. Мы варились в собственном соку. Миша брал что-то у голкиперов других команд, я у Миши. Вот так, смотря друг на друга, и совершенствовали свое мастерство. Подсматриваешь что-то у коллеги и добавляешь свое.
- Помнишь свой первый официальный матч?
- Конечно. Мы играли с армейцами Свердловска. Во время углового удара Миша получил травму. Мяч попал ему в маску. Тогда решетки на масках были слабые и мяч застрял между металлических прутьев и сломал ему нос. Это произошло во втором тайме. Я заменил Лещинского. Сыграли мы тогда вничью - 4:4. Главный тренер «Енисея» Виктор Иванович Ломанов после матча был доволен моей игрой и ничего плохого не сказал на разборе матча в мой адрес. Было мне тогда 17 лет. К следующей встрече Миша выздоровел, а я впоследствии, стал выходить на замену. Через год прокатилась еще одна волна смены поколений и из вратарей остался я и Паша Евтушенко. Вот с ним вдвоем мы и работали.
Очень многое мне , как вратарю, дал Сергей Иванович Шилов. В 1999 году его пригласили в команду мастеров чтобы он поработал над техникой вратарей. Несмотря на то, что к тому моменту я отыграл в "Енисее" семь лет, мне было чему поучиться у него. Впрочем не только мне, но и Андрею Баландину. Прогресс был очевиден. Особенно это пригодилось тогда когда я уехал в Казань. Кстати, Баландина после занятий с Шиловым пригласили в сборную России.
В хоккее с шайбой и футболе , во всех ведущих клубах имеется тренер по работе с вратарями. По моему мнению, и в хоккее с мячом обязательно такой наставник нужен. Он должен помогать совершенствовать технику голкиперам. А вот кататься на роликах с игроками я считаю вратарю не обязательно. У нас должна быть специфическая работа.
- Почему ты отправился в Казань?
- Главным инициатором моей аренды в «Ракету» стал Сергей Иванович Ломанов. Он не видел во мне вратаря. Я пытался доказывать главному тренеру это каждый год, но он никак не хотел этого видеть. Причем Сергей Иванович тогда мне заявил, чтобы я могу выбрать любой клуб, но только западной группы. А вот на восток он мне переходить не разрешал. Хотя тогда меня очень активно приглашали в Кемерово. Скорее всего, сергей Иванович не хотел усиления прямых конкурентов.
«Ракета» была крепкой командой западной группы, шла на втором месте в турнирной таблице. Несколько раньше меня в «Ракету» перешел Женя Колосов, а я приехал в Казань осенью 1999 года, сразу же после игр второго этапа Кубка России. На собрании команды Сергей Иванович сказал, что я не соответствую уровню «Енисея» и мне пришлось покинуть родной клуб.
Переезд в Казань пошел мне во благо. С этой командой тогда работал Сергей Лихачев, нынешний наставник «Зоркого». Работать с ним было одно удовольствие. Каждому игроку он доносил то, что хотел от него. Любил он также вызывать к себе на разговор игроков по линиям, например только защитников, или нападающих. Что касается вратарей, то у него было жесткое правило, давать играть двум основным голкиперам. В первом сезоне моим сменщиком был Юмин, а на следующий год приехал Баженов. На предварительном этапе чемпионата у всех троих вратарей "Ракеты" была игровая практика. А в серии плей-офф Лихачев смотрел кто себя лучше чувствует, того и ставил в ворота.
- Александр, а как же ты стал казахом, получив приглашение играть за сборную этой страны?
- Все получилось, как в анекдоте. Вызвали меня в первую сборную России после того как я удачно сыграл на международном турнире на призы Правительства России в Казани, где защищал ворота сборной Татарстана.. Когда я уходил из «Енисея» у меня забрали всю форму, ничего своего у меня не осталось. В «Ракете» мне сказли, что в сборной меня обеспечат всем необходимым. Приезжаю я в тренировочный лагерь Владимира Янко, а там никаких коньков для меня и в помине нет. Полторы недели длились сборы и я все полторы недели только и занимался что тренировался на земле с ребятами, да разговаривал с Янко о жизни, о планах на будущее. Кстати, Янко не обвинял меня ни в чем. Он говорил, что эта вина казанского клуба, и наоборот поддерживал меня морально.
Вот так я оказался не нужен первой сборной России и тут же пришло приглашение из Казахстана. Я принял двойное гражданство и так стал казахом. Тренировочные сборы казахи обычно проводят в Швеции. Последнее время местом дислокации сборной Казахстана является Эдсбюн, где имеется крытый каток для бенди. Приглашал меня Александр Ионкин, который со дня основания национальной команды и по сей день является главным тренером этой сборной. Я могу тоже гордиться, что защищал ворота сборной Казахстана со дня основания этой команды!
- А есть ли в сборной Казахстана хоть один казах?
- В главной команде нет ни одного. А вот в молодежной имеются. Правда для главной команды они еще "сыроваты".
- Кто из красноярцев приглашался в сборную Казахстана?
- Два года назад пробовался Димка Завидовский. Он понравился Ионкину, но тогда президента ФХМР Поморцев, посчитал что Дима может заиграть на уровне сборной России и запретила ему выступать за Казахстан. Сейчас он получил добро от российской федерации и будет играть за Казахстан на чемпионате мира в Кемерово. Должен был играть за казахов и Денис Рябчевский, но у него что-то не получилось с документами. Вызвали на чемпионат мира также Веселова и Добрынина.
- Прошлый сезон ты провел в Абакане. Но вместо того чтобы стоять в воротах «Саян» ты сидел на лавке. В чем причина?
- Когда я переехал в Абакан, все поначалу складывалось нормально. Я отыграл первый и второй этап Кубка России. Но затем я угодил на скамейку запасных. Как позже объяснил мне главный тренер команды, он хотел видеть в воротах «Саян» только Серегу Саблину. Нравился он тренеру, как вратарь и как игрок. И когда «Саяны» выкупили его у Кемерово, то Саблин прочно занял место в воротах. А меня и Димку Атапина тренер усадил на лавку.
- В твоей жизни происходило много всего неприятного. Где ты черпал силы?
- Наверное в своей семье. Со своей супругой мы познакомились в пионерском лагере "Гренада". Я был в спортотряде, а она в обычном среди школьников. Мне было тогда 15 лет, а ей 14. С тех пор мы с Верой не расставались. Через четыре года поженились. Сейчас у нас подрастает сын – Сан Саныч, ему 13 лет. Телосложением он пошел в меня, такой же крупный. Поначалу пошел по моим стопам, но не хоккейным, а борцовским. Начал заниматься борьбой в Казани, продолжил в Абакан. Но раскрыться в полной мере ему наверное мешали частые переезды нашей семьи. Сейчас в Красноярске он увлекся плаванием. Но профессиональным спортсменом он быть не планирует. Недавно признался мне, что сосредоточится на учебе.
В свободное время наша семья любит выезжать на природу. Берем палатку и живем там 3-4 дня. Даже когда жили в Казани выезжали на озера. Уговорил одноклубников из «Ракеты» на подобный отдых и им очень понравилось. Надо сказать, что в «Енисее» давно существует традиция подобного отдыха. Такой же любитель природы, как и я, Леха Щеглов
- Ты еще не наигрался в хоккей?
- Нет еще! У меня и сейчас уже имеются предложения по поводу продолжения спортивной карьеры. Но я их буду рассматривать лишь после окончания чемпионата мира, где планирую показать себя и заключить выгодный для себя контракт с одним из российских клубов. К тому же период дозаявок в российском чемпионате завершился конце декабря, а у меня с «Енисеем» действует трехлетний контракт. Хотя переход можно оформить и раньше, но лишь в том случае, если стороны договорятся. Если же не удастся договорится, то придется до конца сезона быть безработным. Играть за первую лигу, как мне предложили, не хочется. Когда-то я уже наигрался в первой лиге.
- Что бы ты хотел посоветовал юным вратарям?
- Защищать ворота своей команды – очень ответственная работа. Вратарь может вытащить свою команду, а может и сплавить. Это очень психологическая и напряженная работа. Нужно иметь железные нервы чтобы стоять в воротах. Причем все эти качества можно получить в ходе тренировок. Так что работайте и верьте в себя!
Пользуясь случаем хотел бы обратиться к красноярским болельщикам. Я играл в Казани, Абакане. В Казани зрители с трудом понимают русских хоккей, ведь там есть хоккей с шайбой и любимый всеми «Ак барс». В Абакане тоже не понимают игру. Наверное из-за того, что их команда никогда не занимала лидирующих позиций. Лишь в Красноярске болельщики по настоящему понимают хоккей с мячом. Они привыкли к хорошей игре и наверное самые профессиональные в стране. И весьма доброжелательные. Бывает идешь по улице, а тебе незнакомый человек говорит: "Привет Саня. Как дела?" Хочу поблагодарить болельщиков за все. Не удалось мне остаться дома. Причем только по моей вине. Придется искать себе новых поклонников на чужбине.