Матчи: Ближайшие Вчера Сегодня Завтра
  • В расписании на завтра нет матчей красноярских команд
  • В расписании на вчера нет матчей красноярских команд
  • Кликните для выбора даты

Андрей Пашкин: "В России должна быть своя Элитсерия"

"Бомбардир" - так поклонники русского хоккея называют таких игроков, как Андрей Пашкин


Андрей Пашкин: "В России должна быть своя Элитсерия"

За пятнадцать сезонов, проведенных в составе «Енисея», он только в чемпионатах и кубках страны 575 раз «огорчал» соперников, что позволило ему стать вторым, вслед за Сергеем Ломановым (старшим), снайпером «Енисея» за всю историю команды. В 1988 году Пашкин первым из российских хоккеистов, уехал в Швецию. И вот спустя 20 лет, уже в качестве тренера, он вернулся. 

В преддверии новогодних праздников Андрей Юрьевич любезно согласился дать интервью для посетителей официального сайта ХК «Енисей» и спортивного портала Redyarsk.Ru. 

- Андрей Юрьевич, откройте секрет, что стало залогом вашей успешной карьеры игрока, помогло вам стать нападающим экстра класса?
- Все довольно просто. Мы жили рядом со стадионом, посещали все хоккейные матчи. Хоккей с раннего детства становился у ребят с нашего двора неотъемлемой частью жизни, занимал почти все свободное время. Помню, как прибегал смотреть тренировки таких грандов, как московское «Динамо», свердловский «СКА», красногорский «Зоркий»… Запоминал финты лучших игроков, старался их повторять. И всегда очень хотел выйти на ледовое поле в форме игрока «Енисея». 

- И это с успехом удалось вам 34 года назад. В 1974 году в возрасте 18 лет вы дебютировали в «Енисее», после чего три года подряд становились лучшим бомбардиром команды. За три с лишним десятка лет ни один дебютант нашей команды так быстро не становился ее лучшим снайпером. Более того, все они оказывались старше 20 лет. Как у вас получилось так быстро освоиться в команде мастеров? 
- По правде говоря, даже не знал, что являюсь, своего рода, рекордсменом… Я попал в команду в переходный для нее период вместе с Сергеем Ломановым, Виталием Савлуком, другими ребятами. За «Енисей» тогда играли Юрий Иванов, Александр Корешников, Артёмов, Паценкер, Куманёв, Вишневский, Бутусин, Гуртовой, Селиванов. Нас, молодых хоккеистов, приняли очень радушно, а мы в свою очередь изо всех сил старались показать себя, ведь попасть в «основу» было самым заветным желанием. 

- Вскоре мир русского хоккея узнал ставшее впоследствии легендарным трио Пашкин – Ломанов – Ануфриенко. А вспомните, как это трио появилось? Быстро сыгрались? 
- Мы с Сергеем пришли в «Енисей» чуть раньше. Потом к нам присоединился Виталий, который проявлял огромное желание и старание, чтобы стать основным игроком команды. Очень большую поддержку ему оказал Сергей. Вообще у нас был хороший, дружный коллектив не только на поле, что, безусловно, способствовало быстрому налаживанию взаимопонимания.

- А кто в той золотой команде имел, так скажем, больший авторитет – на поле и в жизни?
- Сергей Ломанов и Виктор Шакалин, наш капитан. Сергей заводил нас своей энергией, вел за собой. Глядя на него, словно крылья вырастали. Ну, а на поле авторитет Виктора был непререкаем.

- Андрей Юрьевич, в 1988 году вы, можно сказать, прорубили окно в Европу для российских хоккеистов, первым уехав в Швецию. Быть пионером ответственно и очень непросто. Как вам дались первые годы на чужой земле, что помогало адаптироваться в быту и в хоккейной среде? 
- Ответственность, действительно, была огромная. Плохо сыграть было нельзя ни при каких обстоятельствах. Ведь по мне оценивали, могут русские играть в Швеции или нет. Первый сезон был самым сложным и ответственным. Но, в то же время, и весьма успешным. Освоиться в непривычных условиях, конечно же, было непросто. Поэтому ко мне был приставлен «фадер», который помогал во всех вопросах, как бытовых, так и языковых. Ну и, конечно же, со мной вместе были моя жена Нина и дочь Катя, которые оказывали большую моральную поддержку.

- Как к вашему решению уехать тогда отнеслись в команде, и в частности Сергей Ломанов и Виталий Ануфриенко? 
- Вообще сначала все мы восприняли это предложение не совсем серьёзно, так как Владимир Янко, который в то время был тренером «Енисея», позвонил 1 апреля и сказал мне, что возможно скоро я уеду в Швецию. Поэтому, когда оказалось, что это был вовсе не первоапрельский розыгрыш, в команде и в семье новость не стала таким уж большим сюрпризом. Сергей и Виталий были за меня только рады. Они верили, что я не подведу, и буду достойно представлять нашу хоккейную школу. А их уверенность передавалась мне. 

- Уже находясь в Швеции, советы своим советским товарищам попробовать свои силы за рубежом не давали?  
- Нет, подобных советов я никому не давал. Тем же, кто приезжал в Швецию, помогал. И не только советом.

- За выступлениями «Енисея» следили? 
- Естественно, я постоянно следил за играми «Енисея».

- Вы оказались в шведском бенди в достаточно зрелом по хоккейным меркам возрасте – в 32 года. Отыграв до этого пятнадцать сезонов за «Енисей», в Швеции вы провели 11 сезонов как хоккеист: по три в «Венерсборге» и в «Траносе» и пять – в «Гриппене». После этого четыре сезона работали в качестве тренера в «Гриппене», два сезона в «Блосюте», затем по сезону в братском «Металлурге» и в «Але-Сурте». Можно ли сравнивать русский и шведский хоккей? 
- Как известно, русский хоккей – это скорость и удаль, а шведский – рациональность и игровая дисциплина. А вообще русский и шведский хоккей сравнивают уже довольно давно.

- Оказывают ли они взаимное влияние друг на друга? 
- Трудно говорить о взаимном влиянии, так как шведы очень консервативны. Из положительного у них можно отметить игровую дисциплину, рационализм, аналитическое изучение соперника. У нас есть команды, которые пытаются играть в «шведский» хоккей, но у них это не получается, так как его основы закладываются с раннего детства. Игра одна, а стили и менталитет разные.

- Какие тенденции в развитии шведского бенди вы могли бы отметить? 
- В развитии шведского бенди можно отметить три положительных момента. Во-первых, в Швеции бенди – это национальный вид спорта, его культивируют с детских лет. Во-вторых, очень положительное влияние на развитие оказало создание Элитсерии, когда две группы объединили в одну. Матчи стали зрелищнее, что в свою очередь привлекло телевидение, а, следовательно, и спонсоров. И, в-третьих, – это крытые катки. В следующем году в Швеции их будет уже девять. Они позволяют круглогодично, вне зависимости от погодных условий, заниматься нашим видом спорта. 

- Вы упомянули возросший интерес к бенди со стороны шведского телевидения, а как вообще в Скандинавии освещается хоккей с мячом и российский чемпионат в местных СМИ?
- Освещается бенди в Швеции гораздо лучше, чем у нас. Что касается чемпионата России (равно как Финляндии и Норвегии), то освещаются только его итоги. Исключением стали разве что те годы, когда был образован «СуперВодник», который чаще упоминали в прессе в контексте его сравнения с футбольным «Реалом». Больший интерес шведские СМИ стали проявлять к российскому чемпионату, когда в нашу страну стали уезжать шведские игроки. Скандинавы внимательно следят за выступлениями своих соотечественников заграницей.

- Можете назвать время, проведенное в шведских клубах в качестве игрока и тренера удачным для себя? 
- Так уж сложилась моя спортивная судьба, что мне пришлось поучаствовать в двух чемпионатах. О том, что продолжил карьеру в Швеции – не жалею.

- Ваш сын Михаил считается нападающим очень приличного уровня. Почему большая часть его карьеры проходит в клубах средней руки - Грипен, Катринехольм, Венерсборг? Почему ему не удается закрепиться в клубах более высокого ранга - в "Эдсбюне", "Зорком"? 
- Это очень сложный вопрос. У Михаила были предложения от "Больнеса", "Вестероса", "Эдсбюна", "Ветланды". Последние три года его преследуют серьёзные травмы. Получается так, как получается…

- Хоккей с мячом для него является главным делом жизни?
- Да, в данный момент хоккей для него – на первом месте. А как распорядится время – загадывать не буду.

- Не собирается ли он попробовать свои силы в «Енисее»? 
- У него есть такое желание.

- Три года назад после долгого перерыва вы попробовали поработать в России, тогда в качестве тренера братского «Металлурга». Каковы были ваши первые впечатления после возвращения? Что-то вас удивило в российском чемпионате?
- В первую очередь меня шокировало то, каким предвзятым стало судейство в России. Все «подковёрные» игры. В наше время такого не было. Было очевидно, что существование таких команд, как братский «Металлург», несмотря на героическую работу президента клуба Сергея Николаевича Дождикова, обречено. Сегодня мы видим подтверждение этого.

- Спустя несколько лет после Братска, получив приглашение поработать с «Енисеем», долго думали? 
- Нет, думал недолго. Мысли о том, чтобы вернутся в родной клуб, посещали и раньше - «Енисей» всегда оставался в моем сердце. А после разговора с Сергеем стало ясно, что в Красноярске хотят создать хорошую и амбициозную команду, которая будет бороться за победу в чемпионате.

- Готов ли сегодня «Енисей» к этой борьбе? 
- Мы ставим задачу – побеждать в каждой игре, а конец сезона покажет. Тем более, что в России есть клуб, который гораздо сильнее остальных. А в «Енисее», как и в любой другой команде, всегда было, есть и будет над чем работать.

- Что, по вашему мнению, можно было бы привнести в российский чемпионат, чтобы сделать его более интересным и зрелищным? 
- Если взять сегодняшний чемпионат, то есть, так называемые, «проходные» игры, которые не приносят «золотых» очков. Причём, как в верхней, так и в нижней частях турнирной таблицы. Как следствие, они не представляют интереса ни для соперников, ни для болельщиков. На мой взгляд, по окончании первого этапа следовало бы аннулировать заработанные на предварительной стадии «баллы» и начислить за первое место шесть очков, за второе – пять и так далее. Тогда в каждой игре будет борьба, и победы станут ценнее. В общем, необходимо создать своего рода российскую Элитсерию.

-Если говорить о русском хоккее в общем, то каковы тенденции его дальнейшего развития, и в частности перспективы попадания в олимпийскую семью?
- Мы топчемся на месте. Ни на одной Олимпиаде не было проведено ни одного показательного матча. Может быть, не те страны привлекаем. Хотелось бы видеть Германию, Китай…

- В завершении нашего интервью, позвольте от имени красноярских болельщиков с самыми добрыми пожеланиями от всей души поздравить вас и ваших близких с наступающим Новым годом!
- Большое вам спасибо! В свою очередь поздравляю всех болельщиков с наступающим Новым годом!

Досье.

Пашкин Андрей Юрьевич.
Родился 27 ноября 1956 года.
Мастер спорта международного класса.
Чемпион СССР 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1986, 1987 и 1988 гг.
Обладатель кубка СССР (России) 1984 и 1997 гг.
Обладатель кубка Европейских чемпионов 1980, 1983, 1986 и 1987 гг.
Обладатель кубка Мира 1982 и 1984 гг.
Обладатель Суперкубка Европы 1984 г.
Серебряный призер чемпионата мира 1983 г., бронзовый 1987 г.
Победитель турниров на призы газеты «Советская Россия» 1982 и 1984 гг.
В чемпионатах СССР за «Енисей» провел 347 матчей, забил 517 мячей. 

Комментарии 2
Вы гость. Войти или зарегистрироваться
ринат, г. Красноярск
23 декабря 2008 г. в 09:21
надеюсь Андрей Юрьевич поможет создать ударное звено наподобие Пашкин-Ломанов-Ануфриенко. и всему миру вновь напомним, что такое Красноярский Енисей. а то заскучались по настоящему красивому атакующему хоккею.
Ответить
алексей 10, г. красноярск
22 декабря 2008 г. в 13:20
Андрей, большое спасибо за интервью, прочитал его и вспомнил, как пацанами и студентами ходили на игры золотого Енисея!
Ответить
Еще