Галопом по Европам
- 17 марта 2009 г.
- Другие виды
— Хотите, я вам свои кубки покажу? — Настя открывает рюкзак, увешанный всевозможными брелоками, мелкими игрушками, значками из разных стран. Достает сначала один, потом другой. Самый большой — стеклянный, который девушка получила за общую победу на Кубке Европы. Он и самый тяжелый. Подходит Марика Пертахия, смеется: “Я у нее несколько кубков взяла, когда домой поехала, так она еще навыигрывала! Так что в аэропорте все равно перегруз получился”.
Этот зимний сезон стал наиболее успешным не только для самих спортсменок, но и для всего красноярского фристайла в целом. Впервые в его истории сразу две воспитанницы краевой СДЮШОР по лыжным видам заняли первые строчки в общем зачете континентального Кубка в могуле (спуск по бугристому склону с обязательным исполнением двух прыжков. — Прим. авт.). Но Настя Гунченко все равно морщит нос: говорит, что хотелось бы больше именно побед. Ведь награду вручили за стабильность, а вот выиграть на этапах Кубка Европы у нее пока ни разу не получилось. На вопрос, чего же не хватило, отвечает: искорки — такой, чтобы судьи без всяких оценок поняли, что это чемпионка.
Уже 4 января девушки были в Москве, откуда отправились в Словению. На тамошней трассе тренировались десять дней, и обе попали в тройку призеров: Пертахия была второй, Гунченко — третьей. Правда, на следующий день, когда должен был состояться второй старт, Настю сразила простуда, и выступать ей пришлось с высокой температурой.
— Еле собралась, чтобы проехать, — вспоминает она. — Мне было очень плохо. Но в начале сезона нельзя болеть, поэтому я держалась, как могла. Заняла четвертое место, а следующий старт, который также был в Словении и проводился под эгидой FIS (Международной федерации лыжных видов спорта. — Прим. авт.), я пропустила. Зато Марика его выиграла.
После Словении их ждал Санкт-Петербург, горнолыжный курорт “Красное озеро” и два вторых места Анастасии. Затем путь лежал опять в Европу. Трасса во французском местечке Шатель считается очень сложной, уровня Кубка мира. Настя рассказала, что несколько участников там получили травмы, их увезли на носилках. В прошлом году она сама не смогла проехать ее до конца, но в этом была второй в могуле и третьей в парном могуле. Марика также дважды поднялась на пьедестал — третье и первое места. Она после этого вместе с тренером Петром Жоголевым отправились в Красноярск на всероссийскую спартакиаду школьников, а Гунченко осталась одна.
— Вообще-то, конечно, не одна, а с молодежной командой, — поправляет она себя, — но все равно без тренера было тяжело. Мне надо было проехать еще на двух стартах. Во французском Межеве я снова заняла второе место. Первой тогда стала наша спортсменка Даша Серова, она уже выступала на Олимпиаде. Потом в Испании был финал Кубка Европы. В первый день мы выступили, а во второй поднялся страшный туман. Вообще ничего не было видно. И соревнования отменили, просто награждение провели.
В Красноярске Анастасия Гунченко провела всего несколько дней и 13 марта с основной сборной России отправилась на Кубок мира. Перед этим 17-летняя девушка призналась, что очень волнуется — все-таки это совсем другой уровень, более сильные соперники.
На аттракционы — с бусинкой
Гунченко училась во втором классе, когда в школу пришла тренер Татьяна Шашко и пригласила желающих заниматься в лыжной секции. Настя тогда даже не подозревала, что это будет именно фристайл, и что в своей крови она обнаружит пристрастие к адреналину. Выяснилось это уже после первой тренировки, когда восьмилетний ребенок пришел домой и сказал маме, что желает заниматься этим видом спорта и больше ничем. Мама, которая слышала о травмоопасности фристайла, была против. Пришлось дочери ее самой умолять и даже подключать тренера.
— Сейчас мама уже не так сильно за меня боится, — улыбается Настя. — Она видела, как мы катаемся, как прыгаем. Но все равно, конечно, переживает, постоянно говорит, чтобы была аккуратнее, лишний раз не рисковала.
Вот только Гунченко-младшая риск любит. Особенно обожает кататься на сумасшедших аттракционах.
— В Москве есть один, сто метров высотой, — рассказывает экстремалка, — взлетаешь вверх с дикой скоростью, так что внутри все вниз смещается. И наверху зависаешь на некоторое время — весь город видно. В Красноярске есть что-то подобное, “Флэш”, по-моему, называется, но он намного ниже.
Острые ощущения Насте необходимо переживать постоянно. Так, в прошлом году шла она по улице, шла — и вдруг решила, что ей просто необходимо проколоть губу. Пошла — и проколола. Теперь там красуется зеленая бусинка.
Еще Гунченко является первой девушкой в Красноярске, которая имеет звание мастера спорта по фристайлу. Этот норматив она выполнила в 15 лет на соревнованиях в Уфе. Тогда она только начала прыгать сальто, и получалось не слишком хорошо. Настя часто падала, отбивала спину, плакала. Перед стартом очень переживала. Успокоил ее тогда Виталий Глущенко, самый известный красноярский могулист. Заезд у Гунченко получился на загляденье.
— Я не слышала, как объявили баллы, — вспоминает девушка. — Только увидела, как ко мне бежит мой тренер Петр Алексеевич. Никогда не видела, чтобы человек так радовался… А теперь, наверное, мне “международника” дадут.
Однако было время, когда Насте запрещали заниматься фристайлом — по состоянию здоровья. В детстве она практически не вылезала из больниц, перенесла астму, часто простужалась. Но когда врачи сказали, что надо завязывать со спортом, наотрез отказалась. Сейчас 17-летняя Анастасия Гунченко — одна из перспективных фристайлисток России, особенно в условиях невысокой конкуренции на уровне национальной сборной.
— Еще два года назад на первенство страны приезжали около трех десятков девочек, — признается она. — В этом году набралось только десять. Может, у кого-то перестало получаться, может, какие-то другие причины. Но я завязывать не собираюсь. Просто не представляю себе, чем я могу заниматься, если не спортом и не именно фристайлом.
- Городские новости / Стадион.
- Елена СЕРЖАНТОВА
- Фото: Евгений КУЗНЕЦОВ