Матчи: Ближайшие Вчера Сегодня Завтра
  • В расписании на завтра нет матчей красноярских команд
  • Кликните для выбора даты

Главное - чтобы зарядка стала потребностью

Сегодня героем нашей традиционной рубрики стал школьный учитель физкультуры, отличник народного образования Давыд Фельбрин — человек с твердыми убеждениями и богатейшим педагогическим опытом. Окончив когда-то факультет физического воспитания КГПИ, он не стал противиться своему призванию и отправился работать с молодежью.


Главное - чтобы зарядка стала потребностью
Учителем в красноярском лицее № 10 (бывшей 96-й школе) Фельбрин трудится уже 36 лет. Помимо подготовки сотен физически крепких и здоровых ребят и девушек Давыд Федорович дал путевку в большой спорт олимпийскому чемпиону по гандболу Вячеславу Атавину, серебряному призеру зимних Игр по конькобежному спорту Светлане Федоткиной, победителю первенства России по регби в составе “Красного Яра” Александру Хомякову.

За провалы не полощут

Давыд Федорович, ученики Вашей школы в районных и городских соревнованиях всегда на виду. Точно так же видим Вас вместе с ними на всех спортивных праздниках, проводимых в Октябрьском районе, на конкурсах “Стартуют все!”. Честь Вам за это и хвала. Но вот за что учителю физической культуры может влететь по полной программе от директора школы и случалось ли такое с Вами?
— Если честно, то не припомню подобного эпизода. Но самое основное, за что нас могут взгреть, это нарушение техники безопасности на уроке. Например, за неправильную страховку ученика во время выполнения им упражнений, скажем на брусьях. Или если при проведении эстафеты учителем дается задание коснуться стенки и бежать обратно, что приводит к травмам лучезапястного сустава, и тому подобные ошибки. У нас очень травмоопасный предмет. Как бы ты ни старался методически правильно выстроить урок, травмы могут случиться и в игре в баскетбол, и даже в таких неконтактных видах спорта, как волейбол или лыжный спорт. Ребята могут ведь и просто голеностоп подвернуть, и связки растянуть. И у меня в практике было такое, что учащиеся получали травмы на уроках или соревнованиях. Такой у нас предмет, что всего не предусмотришь и от всех неприятностей ребенка не оградишь. Но можно свести опасность получения травм к минимуму. Хорошо подготовленный в двигательном плане ученик в большей степени застрахован от неприятностей. Он более ловок, быстр и лучше ориентируется на спортивной площадке.

А если лицей не выставил команду на районные соревнования или занял в них последнее место?
— Сколько работаю в лицее, ни разу наш директор Татьяна Ивановна Козлякова — с ней сотрудничаем вместе 33 года — не распекала нас за слабое выступление, понимая, что нельзя по всем видам спорта быть в призовой тройке: спорт есть спорт. Но за отношением к детям, за должной подготовкой преподавателей к урокам, тренировочным занятиям следит строго. Всем бы такого директора. Работаем плечом к плечу, всегда ощущаем поддержку.

Вы как для себя определяете свою главную задачу?
— Стараюсь прежде всего заинтересовать ребят физической культурой, чтобы они не только хорошо занимались на уроках, но и ходили дополнительно в секции лицея либо в отделения спортшкол по тому или иному виду спорта. Ежегодно у меня, например, набирается две-три группы баскетболистов — мальчиков и девочек. Баскетбол у нас — основное направление уже многие годы. А главную цель вижу в том, чтобы наш лицей заканчивали здоровые дети, любящие спорт. Причем чтобы это стало у них внутренней потребностью.

Докувыркаться до пьедестала

По статистике, которая приводится в федеральной “Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года”, в стране 40 процентов юношей не могут осилить нормативы по физической подготовке допризывников. Можно ли через баскетбол подготовить выносливого и сильного защитника Отечества, который бы мог и бегать долго и быстро, и подтянуться с десяток раз на перекладине, и постоять за себя?
— Баскетбол тоже развивает нужные физические качества и формирует сильный характер бойца, чувство локтя, коллективизм. Силовой подготовке в старших классах мы также уделяем больше внимания: ребята тренируются с отягощениями. Но чтобы подготовить себя в полной мере, надо работать и дополнительно — общих занятий в классе, в тренировочной группе недостаточно. Даем задания на дом, и многие ребята добросовестно приходят в школьный гимнастический городок, занимаются самостоятельно.

Насколько целесообразно включать в школьные программы большое количество видов спорта, которые не дают особой пользы школьникам? Время уходит на обучение техническим приемам, а достаточной нагрузки на уроках дети не получают, не развиваются физически.
— Я так не думаю. Овладевая азами техники в разных видах спорта, дети не только становятся более координированными, но и приобретают двигательные навыки, необходимые в жизни. А легкая атлетика и гимнастика — это вообще основа основ. Если ребята научатся группироваться и правильно выполнять кувырки назад или вперед, они, например, и в гололед не получат травмы. Или взять спортивно-познавательный туризм: пятиклассники-шестиклассники уже умеют вязать основные восемь узлов, правильно развести костер, сориентироваться на местности, сварить суп. Разве это бесполезные умения и знания? Другое дело, что за десять уроков ребенка не научишь сложным упражнениям на брусьях или перекладине, не поставишь технику прыжка в высоту. Но познакомить учеников с разными видами спорта, заинтересовать, разглядеть таланты вполне возможно. Ну скажите, как нам, сибирякам, обходиться без уроков по лыжному или конькобежному спорту, когда сама природа идет нам навстречу? Занятия на свежем воздухе не только дают детям хорошую физическую нагрузку (за сдвоенный урок ученики проходят примерно по пять километров), но и закаливают их. У нас ведь дети занимаются и в СДЮШОР по легкой атлетике, и в отделениях спортшкол по различным видам борьбы, и даже танцами. И одновременно они приходят потренироваться в школьных секциях. Мы же, учителя, тоже видим способности ребят, советуем им и родителям, в каком виде спорта дети могли бы добиться успеха. В свое время Светлане Федоткиной посоветовал заняться конькобежным спортом, и она стала серебряным призером Олимпийских игр. Слава Атавин завоевал в Сеуле олимпийское золото в гандболе, а в школе очень прилично играл и в баскетбол.

Кстати, как Вы расцениваете перспективность ручного мяча в школе как вида спорта более доступного, который бы мог конкурировать с вашим любимым баскетболом? Ведь попасть мячом в гандбольные ворота гораздо проще, чем в корзину, висящую высоко над головой пятиклассника, да и при ведении мяча труднее сделать пробежку.
— Интересный, действительно доступный вид спорта. Один год мы в школе параллельно с баскетболом вели занятия по гандболу. И Слава Атавин именно из тех ребят, что тогда начали заниматься у нас ручным мячом. Но для развития гандбола надо привлечь знающих тренеров и иметь достаточное время для занятий в спортивном зале. Ныне мы ограничены по времени, да и имеем право проводить тренировки только до восьми вечера. Так что времени на действующие уже секции едва хватает. Вот если бы в школах было по два больших спортивных зала — тогда другое дело. Но об этом можно только мечтать.

Если б стал министром...

В уже упомянутой нами “Стратегии” предполагается введение среди учащихся и студентов физкультурно-спортивного комплекса. Что об этом думаете?
— Были в свое время комплексы “Будь готов к труду и обороне” и “Готов к труду и обороне”. Некоторые нормативы завышались, но в целом комплекс полезный: заставлял и нацеливал. Беда в том, что все стали гоняться за высокими показателями... на бумаге. В школе есть учебные нормативы по показателям физической подготовки, например, бег на 30, 40, 60 метров, на длинные дистанции, и мы выставляем оценки за показанный результат. Если регулярно заниматься и здоровье в порядке, то нормативы доступны. Доступны для тех, кто не ограничивается двумя уроками физкультуры в неделю — ходит в школьные секции, секции ДЮСШ. Увеличение числа обязательных уроков в недельном цикле занятий в учебных заведениях, количества часов двигательной активности, о чем говорится в “Стратегии”, тоже вещь хорошая. Были бы деньги на оплату работы преподавателей, тренеров, и были бы построены спортивные сооружения. Пусть и самые простейшие. Морозным зимним днем и в дождь не выйдешь ведь со школьниками на спортплощадку. А спортзал — один на всех. Не в коридоре же заниматься…

Предлагается в документе также создание спортивных классов, спортинтернатов. В чем здесь плюсы и минусы?
— Я бы еще сказал о трудностях — нужны специалисты и современные спортивные базы. Создавать в обычной школе спортивный класс без этих составляющих малоперспективно. В 95-й школе был такой класс по легкой атлетике. С ребятами работал Александр Иосипович Шпарлов и подготовил хороших спортсменов. Но есть и другие примеры, когда талантливых ребят просто собирают в одной школе, не имея базы. Они больше занимаются, выигрывают в городе у своих сверстников, однако особого роста в мастерстве не наблюдается. А учителя физической культуры из обобранных таким образом школ остаются с носом и теряют мотивацию в работе.

Ваше отношение к конкурсу “Стартуют все!”?
— Очень хорошее мероприятие. Конкурс много дал Красноярску для пропаганды спорта, здорового образа жизни. Особенно после включения дополнительно таких видов, как гребля на байдарках, катание на коньках, спортивное ориентирование... Дети наши тоже достаточно активно участвуют в конкурсе, тем более что прокат спортинвентаря идет или бесплатно, или за полцены. Они охотно едут на праздники открытия или закрытия зимних и летних его этапов, бегают, катаются на коньках, лыжах, велосипедах, роликах. Но, на мой взгляд, не совсем верно вводить показатели участия в добровольном, по сути, конкурсе как один из видов официального смотра-конкурса или комплексных спартакиад. Мы, к примеру, можем быть в призовой тройке во всех видах спорта, но откатиться вниз, заняв последнее место по числу участников прошедших 12 и более этапов конкурса “Стартуют все!”.

Если бы Вы были министром образования и спорта, что бы в первую очередь предприняли?
— Интересно... Наверное, в первую очередь занялся бы строительством. Хорошо, что по краевой программе “Дети”, городской “Мой красноярский двор” появляются в школах и микрорайонах спортплощадки. А надо, чтобы и государство не только говорило, но и более активно строило спортсооружения. Еще бы стал больше платить учителям физкультуры и тренерам, занимающимся с детьми. Иначе вскоре некому будет с ними работать. Выпускники спортивных факультетов предпочитают трудиться охранниками или швейцарами. Все в нашей стране в школах и детском спорте на энтузиастах держится. Надо дать возможность учителям и тренерам содержать свои семьи, получая зарплату за основную работу — с детьми. А престиж профессии мы создавали и создаем сами.

Бывших учеников не бывает

Кто-нибудь из бывших воспитанников заглядывает в школу?
— С двумя из них даже работаем вместе. Уроки физической культуры ведут — Елена Бобылева и Андрей Бирченко. А так — каждый понедельник на протяжении вот уже почти двадцати лет выпускники разных возрастов приходят в спортзал. Многие из них играли не только за команду школы, но и за юношеские баскетбольные края под руководством Василия Васильевича Репиты, добивались хороших результатов. В прошлый понедельник собралось почти 20 человек. Устраиваем иногда спарринги с нынешними школьниками. Чаще — перед первенством района или города. Молодежь имеет возможность не только “пободаться”, но и кое-что подсмотреть и перенять у старших. И “старики” вновь чувствуют себя мальчишками, играют раскрепощенно, весело. Не НБА, конечно, но с таким настроением многое у них на площадке получается как в лучшие времена. И еще выпускники покупают мальчишкам хорошую форму, классные мячи. Это большая помощь школе, хороший пример ученикам нынешним. Кстати, один вот такой (показывает на полку в тренерской. — Прим. авт.) американский мячик стоит в магазине три с половиной тысячи рублей. И пластиковые щиты в зале установлены самые современные. Не каждая баскетбольная спортшкола имеет такой хороший инвентарь. Спасибо ребятам огромное.

Добро добром и возвращается?
— Конечно.
Комментарии 0
Вы гость. Войти или зарегистрироваться
Еще