Владимир Александров: "Не удивлюсь, если ребят поймают на допинге"
- 19 февраля 2010 г.
- Бобслей
Владимир Александров — явление в Красноярском крае исключительное. Он первый спортсмен — красноярец, попавший в олимпийскую сборную СССР. А его бронзовая медаль — единственная в копилке Советского Союза в бобслее.

Боб за 70 тысяч евро
— Сегодня быть в сборной России, тем более олимпийской, — это и материально выгодно, и престижно. В восьмидесятые, кроме престижа, ждать было особенно нечего. Сейчас губернаторы дарят победителям деньги, автомобили, квартиры. Я же, чтобы за свои честно заработанные рубли машину купить, несколько месяцев пороги обивал. За границу в 80-х позволительно было выезжать только ансамблю «Танцы Сибири», дипломатам и нам, спортсменам. Но если уехал — будь добр, привези медаль! Это было само собой разумеющимся.— Бобслей до 80-го года прошлого века считался в СССР буржуазным видом спорта и был под запретом. А в 1984 году — у вас бронза на Олимпиаде. Откуда такой успех?
— В бобслеисты тогда в срочном порядке набирали легкоатлетов — я, например, КМС по метанию копья. Латышские инженеры сконструировали нам уникальные цельные сани-боб из промышленных отходов, красноярцы сделали полозья. Советские сани за рубежом окрестили «ракетой». К слову, сегодня российские олимпийцы сани покупают в Германии — один боб стоит около 70 тысяч евро.
Судьи — тоже люди…
— Медали в биатлоне и фигурном катании в России принято считать ещё до начала Олимпиады. Бобслей же всегда был этакой Золушкой в спорте. Какой результат вы прогнозируете коллегам в Ванкувере?
— Неблагодарное это дело — медали считать. Хорошо бы так: прыгнул, результат замерили — и ты стал чемпионом. Но судьи тоже люди… Поэтому я не могу даже утверждать, что наш Плющенко возьмёт золото. Результаты по бобслею за двадцать пять лет нисколько не улучшились, и я не удивлюсь, если спортсменов поймают на допинг-контроле. Серебро в четвёрке возьмут — будет отлично. Всё же советская школа спорта была одной из лучших: по нашей системе до сих пор многие страны тренируются. Развал страны в 90-х нам ещё аукнется: тогда мы недоучили много талантливых юных спортсменов, а сейчас пришло олимпийское время этого поколения.
Всех легионеров не купишь
— С вами красноярские бобслеисты советовались перед поездкой?— Я их видел-то всего два раза. Опыт у ребят есть, но такое ощущение, что разгону их никто не учит. Оно и не удивительно: тех, кто рулит российской сборной сегодня, мы в своё время «на одной ноге» на трассе обгоняли.
— Ваш напарник в Сараево латыш Зинтис Экманис сегодня — вице-президент латвийской Федерации бобслея. Вы поддерживаете контакты?
— С Экманисом мы давно не виделись. Он всё обещает приехать в Красноярск, но пока, видно, некогда. В советское время СССР построил трассу в Латвии, в Сигулде. Олимпийцам тогда ещё субботники устраивали, когда нужно было перетащить что-нибудь тяжёлое. Денег вложили немерено — три трассы в Красноярске с таким бюджетом можно было построить. Союз распался, и теперь мы платим огромные деньги, чтобы тренироваться на нашей же трассе! Естественно, у прибалтов бобслей поднимает голову…
— Почему же в нашем крае, где восемь месяцев в году — зима, так мало олимпийцев?
— Это в первую очередь зависит от руководства края. В Московской области развиты все виды спорта — губернатор Борис Громов постарался. А в Красноярске нет даже приличного хоккея с шайбой. Всех хороших игроков-легионеров не купишь — надо своих растить. А пока и зарплата у спортивных работников мизерная, и приличного места для тренировок нет. Даже элементарного — хороших футбольных полей. В нормальной стране в городке с населением в 40 тысяч человек 5–7 полей, уровнем гораздо выше, чем у нас на Центральном стадионе. В одном легкоатлетическом манеже в Красноярске, рассчитанном на тридцать человек, занимаются и регбисты, и футболисты, и баскетболисты, и сами легкоатлеты. Очереди выстраиваются! Вот построили Центр экстремальных видов спорта на острове Отдыха. Зачем? Сравните, сколько человек там тренируется и как здесь спортсмены теснятся. Манеж, Ледовый дворец — несбыточные для Красноярска мечты, не говоря уже о трассе для бобслея. Мы только и умеем, что торговые комплексы возводить.
ДОСЬЕ
Владимир Петрович Александров родился в 1958 году в Псковской области.Закончил факультет физического воспитания КГПИ.
Обладатель олимпийской бронзовой медали (1984 год), чемпион Европы по бобслею (1987 год), заслуженный мастер спорта СССР.
В настоящее время — тренер по физической подготовке команды «Красный Яр».
Женат, воспитывает сына.
- АиФ на Енисее.
- Диана МИХАЙЛИНА
0