Николай Хоханов: "Раньше судьи дружили с тренерами"
- 16 апреля 2010 г.
- Футбол
Он судил матчи по футболу, хоккею с мячом и хоккею на траве. Трижды входил в число десяти лучших футбольных судей РСФСР. Награжден высшим судейским призом «Золотой свисток». Судил ровно 50 лет. В прошлом году повесил свисток на гвоздь. Слово Николаю Хоханову.

Военное детство
Родился я в селе Запрудское Воронежской области. Отец ушел на фронт еще в 1939-м – на советско-финскую. Вернулся только в 1945-м. Нас было пятеро у матери, когда настала война. Линия фронта проходила в тридцати пяти километрах от нашей деревни. Стекла дрожали от бомбежек. Но фашисты до нас так и не дошли. Помню, над нашей деревней был воздушный бой. Я тогда сразу не понял, сказал маме – смотри, какие птицы большие. А это советский самолет воевал с немецким. Наш был сбит. Летчиков хоронили всем поселком.Довелось пережить страшный голод. Картошки не могли найти. Хлеб делали из травы. Пухли без соли. Лишь когда наши войска проходили на Дон через нашу деревню, подкормили немного. Но особый голод был в 1946-м.
До войны я был ловким, сильным и именно мне директор нашей школы, как только началась война, поручил залезть на крышу и водрузить красный флаг. Это был просто кусок красной материи, без серпа и молота. Но для нас это было очень значимо. Учился я тогда в третьем классе…
Живых фрицев мы все-таки увидели. Пленных вели через нашу деревню. В 1943 году это было. Немцы шли понурые, но пытались выпросить хлеба в обмен на губные гармошки…
На Дальнем Востоке
В 1949 году наша семья переехала в Хабаровск. Говорили, мол, вольный край. Отец стал работать охранником, мать посуду мыла. Я сначала хотел пойти учиться в мореходное училище, но не прошел отбор. Подал документы в техникум, но отец был против и отправил меня на полное гособеспечение в ремесленное училище. Когда закончил – пошел работать на завод Энергомаш. Там-то и начал играть в футбол за команду «Авангард». А чуть позже перешел в «Локомотив». Играл и тренировал. Стал директором стадиона. И как-то наш «профессор судейского корпуса» Руденков предложил мне заняться судейством, убедив, что у меня есть дар.В 1960 году я съездил на судейские сборы и начал судить команды мастеров. Первый матч – в Благовещенске. Местный «Амур» против барнаульского «Динамо». Тяжелая игра была. За алтайскую команду играли известные тогда мастера – Федулов и Брыкин. Отсудил «на четверку».
Так и пошло. Каждый год судил десять-пятнадцать игр. В 1963 году впервые вошел в число десяти лучших судей РСФСР, и мне стали доверять более ответственные игры. Судил и международные. Помнится, в Хабаровск приезжала сборная Шеньянских войск. У них в составе было девять мастеров спорта Китая. Три игры провел на юниорском турнире в Батуми, где играли команды Болгарии, Чехии, Венгрии. В Иркутске был главным арбитром матча с командой «Вашаш». Венгры через несколько дней приехали на игру и в Красноярск.
В Красноярске
Сам же я первый раз в Красноярск приехал в 1968 году. 2 мая судил матч с «Памиром». А после окончания сезона переехал сюда на постоянное место жительства. Здесь познакомился со своей будущей женой, с которой мы до сих пор вместе.В Красноярске я долгое время работал председателем краевой и городской коллегии судей. После получения всесоюзной категории стал судить игры первой лиги. В высшую не попал. Ведь в те времена всё москвичи прихватывали. Мне говорили – далеко живешь.
В Красноярске продолжил и тренерскую карьеру. Мне предложили возглавить команду глухих. В то время у этой организации было много денег. Было много всесоюзных и всероссийских турниров. Команда называлась «Спартак». И нам дважды удалось стать чемпионами России по футболу, а также чемпионами Союза по хоккею с мячом. Были в команде игроки, которые по уровню могли бы играть в высшей лиге. К примеру, Чернышов – один из лучших игроков СССР. Но в силу обстоятельств этого не произошло. Да и сами игроки не хотели играть «в говорящих» командах, хотя многим из них предлагали.
Времена меняются
Сейчас футбольные арбитры раздают карточки налево и направо, а раньше, если судья дал три карточки в игре, значит, не справился с судейством. Перед матчами судьи часто проводили с игроками беседы. И они всегда знали: получил две карточки – пропусти игру, три карточки – две игры, а за четвертую и вовсе вызывали в Москву на СТК. А если у игрока вдруг мат вырвался, он от судьи убегал, просил извинения. Сейчас же телевизор смотришь, на судью матом – в порядке вещей. Профессионалы…Раньше судьи дружили с тренерами. Например, перед игрой ко мне многие тренеры приходили. Вечера проходили за кружкой чая. Но никогда речь не заходила про деньги. Это потом уже начали предлагать. Я-то их никогда не брал, а вот некоторые на этом «погорели». Был даже курьезный случай: один арбитр взял деньги и с волнения, видимо, взял да и перепутал команды…
0