Не желайте мне удачи!
- 6 июля 2010 г.
- Другие виды
Красноярка Юлия Каримова в этом сезоне показывает отличные результаты на юношеских первенствах России по пулевой стрельбе. Весной из Калуги она вернулась с полным комплектом медалей. Золото завоевала в стрельбе лежа, серебро — из пневматической винтовки и бронзу — вновь стреляя из малокалиберной винтовки из трех положений (лежа, стоя, с колена).
Отдельное спасибо Юле за то, что она хоть и значительно моложе лимита 1990 года рождения, но почтения к соперницам постарше не испытывает. Так бы и продолжать Каримовой идти по калужскому графику, но пищевое отравление (не путайте с нарушением режима), случившееся после победного выступления, смешало все карты. Пневматику красноярская спортсменка отстреляла как космонавт в состоянии невесомости, но в стрельбе из трех положений была близка к пьедесталу, занимая после отстрела классики пятое место. Однако после финальной серии из десяти дополнительных выстрелов в положении стоя она опустилась в итоговом протоколе на три строчки вниз. В чем причина?
— Мне кажется, — чуть смущаясь, говорит Юля, еще не привыкшая к общению с прессой, — у меня пока мало опыта в выступлениях именно в финалах, когда на линии огня выстраивается дюжина претендентов на медали. Наверное, поэтому не удалось до конца справиться с трясучкой: нервничала чуть больше, чем во время выполнения основного упражнения. Хотя и приятно, что смогла попасть пять десяток подряд. Увы, парочка плохих выстрелов меня подвела. Надеюсь, что полученный опыт поможет потом лучше настраиваться на финалы. Да и мой тренер — Юрий Михайлович Рудой — проанализировал мое выступление в Мытищах, и мы сейчас работаем над устранением ошибок. В августе и сентябре нам еще предстоят серьезные соревнования.
К серьезным соревнованиям и серьезное отношение. Все впечатления от состязаний, тренировок и свои думки по их поводу Юля аккуратно записывает в дневник, который у нее всегда при себе. И в этом вся Каримова — девочка очень собранная, целеустремленная и самостоятельная. Только не приравнивайте самостоятельность к капризности, что иногда у нас случается. В секцию пулевой стрельбы Юля сама попросила записать себя маму — никто ее за руку туда не тянул. А желание такое появилось вроде бы из ниоткуда, на пустом месте: фильмы-стрелялки Юле не нравились и не нравятся, никто в окружении семиклассницы ни стрелковым спортом, ни охотой не занимался. К тому же девочка уже прилежно занималась музыкой, танцами, даже попробовала себя в легкой атлетике. Но вот что-то внутри щелкнуло, что-то услышала она в себе и убедила маму найти в Красноярске стрелковую секцию — а это равнозначно тому, что отыскать хоккейный клуб в Рио-де-Жанейро. Тем не менее мама смогла “обнаружить” группу школьников, с которыми на голом энтузиазме занимался и занимается Аркадий Рудой.
Юля начала тренироваться, стреляя поначалу из пистолета. Она и сейчас, спустя два с половиной года, — девочка миниатюрная и стройная как тополек, а тогда, по признанию самой Юли, пистолет, который надо было удерживать на вытянутой руке, буквально перевешивал ее, как на качелях, где трое сидят против одного, и норовил опрокинуть на пол. Вот и решили они с тренером, видимо, что клин клином вышибают — и Рудой дал в руки Юли винтовку. Точнее, положил ее рядом и начал обучать стрельбе лежа с упора. Даже на первых соревнованиях в Железногорске Каримова стреляла из винтовки именно с упора. А сейчас улыбается: мол, они с винтовкой не разлей вода, и она ощущает или стремится ощущать оружие как продолжение своего собственного тела. И лукаво добавляет: дескать, не она винтовку держит, а та ее сверху придавливает, и они обе вместе боятся шелохнуться. Что и надо для меткого выстрела.
Чем же привлекательно для Юли такое, с виду скучное монотонное занятие, как лежание, сидение или стояние с винтовкой и выполнение этого самого “меткого выстрела”? Что юного снайпера заставляет вымучивать десятку, а чаще даже не стреляя, а тренируясь часами без патрона — только имитируя выстрел?
— Вы знаете, спорт — это адреналин, переживания. Это совсем другая жизнь, — пытается объяснить Юля. — Все ходят в школу, из школы — домой. Уроки, развлечения, а у меня есть стрельба. Это просто совсем другой мир. Учителя понять этого не могут. Не все, конечно, но многие из них считают, что все спортсмены тупые, а когда им отвечаешь на уроке все правильно, все равно пытаются к чему-то придраться, что ли. Я без претензий к ним — взрослые люди, не переубедишь их все равно, хоть на зубок урок отвечай. Стрельба — мое увлечение, мое дело. Очень интересное. На каждой тренировке, во время любого соревнования происходит столько разных вещей, которые надо осмыслить, запомнить... Мне, правда, все это очень нравится. Наверное, как и другим ребятам, кто спортом занимается.
А еще Юле нравится читать книги. Больше всего — фантастику. Это тоже свой мир, не такой, как вокруг. Естественно, и мечта есть. Пока она связана со спортом.
— Никогда особо не думала о том, чтобы стать мастером спорта, — Говорит Каримова. — И Аркадий Михайлович никогда не говорил мне о том, что надо обязательно выполнить мастерский норматив. Ну, выполнила и выполнила. Порадовалась немного, конечно. Просто хочется стать на самом деле хорошим стрелком и попасть в сборную страны. Для начала, а там — как получится. Олимпийские игры? Нет, так далеко я не загадываю. Хотя, хотелось бы выступить в составе олимпийской сборной — это же мечта для любого спортсмена...
Уже сейчас Каримова интересует тренеров юношеской команды России. Да вот беда, секция стрелковая и тренер ее пока, по сути, беспризорные партизаны. Спасибо, что руководство крайсовета “Динамо” дает возможность юным стрелкам заниматься в своем тире и на биатлонном стрельбище. Патроны приобретаются на родительские деньги. Амуниция — тоже. А один Юлин стрелковый костюм с ботинками среднего уровня обошлись ее маме в 32 тысячи рублей. Рудой и Каримовы не унывают, однако надеются, что спортивные власти обратят на них внимание, откроют хотя бы отделение спортшколы по пулевой стрельбе. Чтобы не на птичьих правах и не на голом энтузиазме и семейном бюджете взращивались стрелки, а при поддержке города и края, которому они уже сейчас приносят ощутимые очки в соревнованиях за звание самого спортивного региона страны.
— Жалко только будет, — вздыхает Рудой, — если не сможем мы довести до высокого уровня Юлю Каримову, других ребят и девочек, которые также талантливы, или переедут они в другие города и станут выступать за Москву, Санкт-Петербург. Жалко и родителей ребят, которые экономят на всем, чтобы дети выросли хорошими спортсменами. А что касается Юли Каримовой, то она не просто талант, но и большая умница и умеет идти к цели.
И у меня тоже после беседы с этой хрупкой, но уже с крепким стерженьком в душе девочкой с улыбкой Джоконды — едва заметной, чуть загадочной, со взглядом, больше направленным в глубь себя, чем к собеседнику, также сложилось впечатление, что тренер абсолютно прав. Кстати, прощаясь, Юля попросила не желать ей удачи. Успеха — другое дело. Я задумался над ее словами. А ведь и точно, удача сродни случайному везению, она, скорее, из области приключений, лотереи. Повезет — не повезет! Любит — не любит... Успех же или прорыв в каком-либо деле можно и нужно готовить и можно развивать. Что Каримова и делает — день за днем, шаг за шагом, выстрел за выстрелом.
- СТАДИОН.
- Евгений КУЗНЕЦОВ
- Фото: Стадион