Матчи: Ближайшие Вчера Сегодня Завтра
  • Кликните для выбора даты

Здесь как в Новой Зеландии

После подписания в январе этого года трехлетнего договора о сотрудничестве между РК “Красный Яр” и Союзом регбистов новозеландской провинции Кентербери тренерский штаб красноярского клуба пополнил Шон Патрик Картер. Специалист из Страны киви, некогда выступавший за гордость провинции — титулованный “Крусейдерс”, отвечает за подготовку первой команды, дубля и работы городской школы.


Здесь как в Новой Зеландии
С тренером-консультантом “Красного Яра” из ведущей регбийной страны мира и побеседовал корреспондент “СТАДИОНА”.

Шон, что Вы знали о России до приезда?
— Россия принимала участие во Второй мировой войне. Это огромная страна с резким климатом. Я также имел представление о вашей сборной по регби, которая на протяжении последних десяти лет неплохо прогрессирует. И, конечно, не секрет, что национальным видом спорта здесь является хоккей.

Какое у Вас сложилось впечатление о Сибири?
— На самом деле она похожа на некоторые провинции Новой Зеландии. В Сибири такая же красивая природа — леса, реки… И даже города имеют сходства, хотя у нас они не такие большие. Кстати, и у меня на родине нередки сильные снегопады, из-за которых вынуждены отменять занятия в школах, перекрывать дороги. А вот жара в Сибири меня сильно удивила. Я ожидал, что будет очень-очень холодно.

С какими проблемами столкнулись на новом месте?
— Главная проблема — языковой барьер. Еще я до сих пор привыкаю к правостороннему движению. В Новой Зеландии-то левостороннее. Но это нормальная ситуация, когда приезжаешь в другую страну и сталкиваешься с какими-то трудностями. Просто нужно некоторое время на адаптацию.

Уже знаете какие-нибудь русские слова?
— Только самые необходимые: “здравствуйте”, “привет”, “доброе утро”, “добрый день”. Также научился считать. Но это было легко, так как я запоминал номера игроков.

Как Вы проводите свободное от регби время?
— Его не так уж и много. Даже дома я смотрю видео, разбираю игры, анализирую. А когда и этим не занимаюсь, то могу поехать на берег Енисея и сделать шашлыки. Или просто брожу по городу.

Шашлыки под водочку?
— (Смеется.) Нет. Я предпочитаю пиво!

Где успевали побывать в Красноярске?
— Честно говоря, похвастаться тем, что я видел много местных достопримечательностей, не могу. Вот разве что некоторые памятники. Иногда гуляю в парке Горького. А когда проводили матчи в Москве, побывал на Красной площади. У меня остались фантастические впечатления!

Как Вам едва ли не главная наша достопримечательность — русские девушки?
— (Восторженно.) Очень привлекательные!

Неужели привлекательнее новозеландских?
— (Снова смеется.) Да!

Вы следили за выступлением футбольной сборной Новой Зеландии на чемпионате мира в ЮАР?
— Разумеется. Я думаю, наши парни сделали гораздо больше, чем кто-либо от них ожидал. Для маленького государства с четырехмиллионным населением, где футбол является далеко не самым любимым видом спорта, это достижение, которое обязательно даст толчок к его развитию. Выступление Новой Зеландии в очередной раз подтверждает истину о том, что, имея страсть и профессиональное отношение к делу, можно добиться серьезных высот. И не только в спорте.

Перейдем теперь непосредственно к регби. Почему именно Вас выбрали тренером-консультантом “Красного Яра”?
— Помимо Союза регбистов провинции Кентербери, в этом активное участие принимали главный тренер команды Юрий Алексеевич Николаев и президент клуба Сергей Иванович Чупров. Видимо, они сочли, что у меня достаточно квалификации, знаний и опыта для роли, которую мне отводят в клубе.

Вы должны будете приложить усилия и для развития детского регби. Какие шаги нужно предпринять в этом направлении?
— В первую очередь необходимо помочь детским тренерам. Если повысить уровень их квалификации, то обязательно улучшатся и результаты юных игроков. Сейчас клуб перенимает систему обучения и подготовки детей, которая много лет существует в Новой Зеландии. То есть в зависимости от возраста ребенок должен будет овладеть теми или иными навыками. Например, с пяти лет — уметь ловить мяч и пасовать. Далее необходимо научиться работать на скорости — бежать, отдавать и принимать. С семи до одиннадцати лет — избегать захватов, уклоняться, бить по мячу, делать эффективные захваты. До пятнадцати — научиться видеть игру, находить свободные зоны и пользоваться ими, создавая там атаки. Уже начиная с одиннадцатилетнего возраста можно судить о том, на какой позиции игрок может раскрыться, проявить наилучшие качества. Когда с этим вопросом наступает ясность, его обучают тем техническим приемам и навыкам, которыми обязан владеть регбист, действующий на данной позиции. Опять же с одиннадцати лет отбираются самые талантливые ребята и создаются сильнейшие по этому возрасту команды, где они оттачивают свое мастерство. А с шестнадцати лет лучшие регбисты становятся уже объектами пристального внимания со стороны национальной команды как потенциальные в ближайшей перспективе кандидаты.

Назовите игроков, выступающих сейчас за “All Blacks” (так во всем мире и в самой Новой Зеландии называют национальную сборную этой страны из-за традиционных черных цветов формы. — Прим. ред.), которые постигали азы регби в провинции Кентербери?
— Тренеры Стив Хансен и Уэйн Смит. Со вторым, кстати, я поиграл в свое время. Оуэн Фрэнкс, Бен Фрэнкс, Кори Флин, Киран Рид, Брэд Торн, Ричи МакКоу, Дэн Картер… Да почти половина команды!

Вы лично знакомы с величайшим регбистом современности Дэном Картером?!
— Да. Это очень приятный, милый человек. У него отсутствуют всякие признаки звездной болезни. Хотя Дэн является суперзвездой и одним из сильнейших игроков в мире на своей позиции, поговорив с ним, вы поймете, что перед вами в первую очередь простой, скромный парень.

Что нового Вы привнесли в тренировочный процесс команды?
— Наверное, системность. Планирование тренировок идет на месяц вперед. Стали определять более четко ключевые цели на игру, а также масштабные задачи на длительный срок, подразумевающие то, над чем нужно работать, — а именно над надежной, крепкой оборонительной линией. Игроки должны уметь правильно начать, организовать атаку с любой точки поля и принимать верные решения, когда находятся под давлением оппонентов. Очень важно создать в “Красном Яре” командный дух, объединить регбистов в единое целое.
Сейчас мы подходим к тренировочному процессу более детально. Делим команду на четвертных, нападающих, и тренеры отдельно работают с каждой из образовавшихся групп игроков. Разбиваем поле на определенные зоны и отрабатываем различные варианты взаимодействий.

Первое время после того, как приехал сюда, я внимательно наблюдал за тренировками команды и сделал кое-какие выводы. Все аспекты игры на занятиях охватывались. Но как мне кажется, не хватало немного упорядоченности.

Как Вы собираетесь работать над психологическим состоянием команды?
— Хороший вопрос, потому что у русских и новозеландских игроков разные менталитеты. Этому аспекту нужно уделять особое внимание. Очень важно создать такую атмосферу, при которой каждый игрок знал бы, что он крайне важен для команды, незаменим. Когда мы просматриваем видео, то выделяем и удачные действия. Хвалим и подбадриваем подопечного, чтобы он осознал свою ценность в команде и в будущем действовал так же.

Вы отметили полярность менталитетов у русских и новозеландских регбистов. В чем это проявляется?
— Помимо игрового аспекта, в Новой Зеландии существует еще и социальный, который отсутствует в России. Регбисты не только вместе проводят время на тренировках или матчах, но и, например, собираются семьями и ходят ужинать, играть в пейнтбол. В команде назначаются пять человек, которые в течение сезона отвечают за подобные совместные мероприятия.

Вы хотите такую же практику ввести и в “Красном Яре”?
— Сплотят команду совместные общественные походы куда-нибудь или нет, спорный вопрос. Не все то, что хорошо для новозеландца, приемлемо для русского. Мы будет опираться на общее стремление и общие цели.

Можно сказать, что в России регби для игроков работа, а в Новой Зеландии — стиль жизни?
— Это правда. В Новой Зеландии огромное количество людей занимается регби. У нас это национальный вид спорта. Но деньги получают только те, кто выступает за команду какой-либо провинции, принимает участие в турнире Супер-14 (главный клубный турнир Южного полушария. — Прим. авт.) или играет в составе национальной сборной. Но таких, сами понимаете, гораздо меньше, чем тех, кто занимается этим непрофессионально, просто для себя. Но, поверьте, Ричи МакКоу и Дэн Картер выступали бы за “All Blacks”, даже если бы им за это ничего не платили.

А в России регби развито не очень хорошо из-за слишком маленькой вовлеченности молодежи. Вот отсюда и подобное отношение.

Какую атмосферу на тренировках, по-Вашему, можно считать идеальной?
— На мой взгляд, игроки должны быть сконцентрированы на тренировочном процессе. Ради этого на них стоит даже иногда прикрикнуть. Но если быть слишком грубым, постоянно повышать голос на подопечного, то он будет испытывать страх и бояться сделать ошибку. А это помешает раскрыть его потенциал. Нужно найти необходимый баланс.

Как Вы относитесь к шуткам во время подготовки к матчам?
— Положительно. С их помощью можно разрядить обстановку. Но шутки должны быть всегда в нужное время. Нельзя, чтобы они мешали тренировочному процессу.

Кто-нибудь из игроков российского чемпионата имел бы хоть мизерный шанс пусть даже не играть в основе, а сидеть на замене клуба такого уровня, как “Крусейдерс”?
— Честно говоря, нет. Но если бы некоторые игроки с самого детства попали в новозеландскую систему обучения, то из них могли бы получиться очень хорошие регбисты именно для “Крусейдерс”. В “Красном Яре” же есть пара ребят, которые достойны того, чтобы выступать за сборную России. Их вызов принес бы пользу и национальной команде, и самим игрокам, так как они получили бы неоценимый опыт, который благотворно повлиял на их будущее.
Комментарии 0
Вы гость. Войти или зарегистрироваться
Еще