Математика парусов
- 24 августа 2010 г.
- Другие виды
Шестилетний сын Алексея Наймушина недавно впервые прошелся под парусом и принял участие в чемпионате края. Мальчик завершил дистанцию и даже занял не последнее место. Счастливый отец остался доволен — ведь далеко не каждый взрослый может справиться со спортивной парусной яхтой на открытой воде.
![Математика парусов](/photo/2010/08/1282619307007005200.jpg)
— Ошибочно думать, что парусным спортом занимаются только миллионеры, — смеется старший тренер СДЮСШОР “Юность” Алексей Наймушин. — В нашей стране, напротив, это люди с отклонениями. Нормальный человек ведь не полезет в горы ради своего удовольствия, так и здесь. Парусный спорт — это жесткий вид во всех отношениях. Посторонние здесь не задерживаются. Не каждый согласится два часа идти в открытом море под проливным дождем, что часто бывает, переворачиваться и снова забираться обратно. Яхту нужно носить и ремонтировать своими руками. Это тяжелый физический труд, а нужно еще проявлять недюжинные интеллектуальные способности. Это как шахматы или высшая математика. Каким образом поставить паруса, где подтянуть, куда накрениться, сесть впереди или сзади, как повернуть или взять под контроль соперника, подстроиться под ветер, который постоянный дует в разные стороны и с разной силой… Это только со стороны кажется, что катание на яхте сплошное удовольствие, для спортсмена же — одни нервы! Риск, ум, знание — все сплетено воедино.
Стаж Наймушина в любимом деле насчитывает три с половиной десятка лет. Он служил в спортивной роте во Владивостоке, с нуля строил яхтклуб в Магаданской области, был президентом краевой федерации. Сейчас тренирует детей и мечтает, чтобы красноярские парусники заняли лидирующие позиции в сибирском регионе. По его словам, водных ресурсов в Красноярске для этого вполне достаточно — Енисей, Красноярское море, озеро в Железногорске.
— У нас выделяются деньги на приобретение новых яхт, — рассказывает Алексей Алексеевич. — Конечно, как тренеру, мне бы хотелось большего: и количества занимающихся, и тренерских ставок, и лучшего материального обеспечения, но даже с тем, что мы имеем, поднять команду на хороший уровень — это реально.
Сейчас тренеры, помимо своих прямых обязанностей, выполняют и множество дополнительных функций: ремонтируют старую технику, организуют ее доставку на место стартов, проводят сами соревнования. Как правило, яхты стоят на дебаркадере речного училища на Абаканской протоке, но это не единственное место их обитания. Этим летом для спортсменов были проведены серьезные сборы на Красноярском море с суровой тренировочной дисциплиной и жестким графиком тренировок. И это принесло плоды.
В начале августа воспитанники СДЮСШОР “Юность” отправились в Новосибирск на Всероссийские соревнования “Сибирская парусная регата”, на которых тон традиционно задавали представители Омска. Каково же было удивление соперников, когда красноярцы заняли призовые места во всех классах. Особенно тяжело пришлось сыну тренера Юрия Пенина Максиму, который выступал в классе “Оптимист”.
— В его категории было шесть омичей примерно одинакового уровня, — вспоминает о перипетиях борьбы Наймушин. — Обычно они все первые места и занимали. А тут в первый день увидели, что появилась достойная конкуренция, и начали работать командой. На воде применяли очень жесткий прессинг: четверо зажимали нашего спортсмена в “коробочку”, а остальные в это время уходили вперед. Было бы у нас больше яхт, Максим мог бы быть вторым, а не третьим.
Удивила всех и Виктория Сазанова. 13-летняя ученица хореографического училища с парусом познакомилась всего два месяца назад, а в Новосибирске в упорной борьбе заняла второе место из 37 участниц и завоевала первое в истории Красноярска серебро на соревнованиях такого уровня. Среди “Кадетов” (международный класс спортивных парусных яхт. — Прим. авт.) ученикам Наймушина и Пенина и вовсе достались первые два места на пьедестале почета, которые заняли экипажи Ивана Старостина и Алексея Коробцова, Георгия Яцуна и Семена Яланского. Эти же ребята отличились и на недавнем первенстве края в Железногорске: Старостин и Коробцов стали чемпионами, Яцун и Яланский — бронзовыми призерами. В классе “Оптимист” представители “Юности” и вовсе выбрали весь медальный фонд: Пенин пришел к финишу первым, Сазанова — второй (с учетом малого количества девочек Виктории пришлось конкурировать с парнями), Михаил Яцун — третьим.
Интересно, что тренировочный сезон в Сибири длится столько же времени, что и в остальных регионах России — с мая по октябрь. Если бы красноярцам удавалось выехать на первые и последние соревнования в году, которые проводятся в Геленджике в весенние и осенние каникулы, то и по соревновательному графику они бы сравнялись с коллегами. А так у наших спортсменов осталось всего два крупных старта: в последние выходные августа на Красноярском море, куда съедутся яхтсмены со всей Сибири, и первенство спортивной школы в сентябре на Абаканской протоке.
Несмотря на сезонность вида спорта, как и во всех школах — общеобразовательных и спортивных, — набор в СДЮСШОР “Юность” проводится в сентябре. Просто и детям, и родителям нужно будет запастись терпением, ведь по-настоящему почувствовать парус юным яхтсменам предстоит только через девять месяцев. Правда, и здесь может найтись выход.
— Есть такое понятие, как буер — яхта на коньках, — которым можно заниматься две недели до того, как появился лед, но его еще не засыпало снегом, и две недели после таяния снега, — рассказывает Алексей Алексеевич. — Есть еще зимний кайтсерфинг — катание на коньках или сноуборде за счет тяги параплана. Мне бы хотелось попробовать это внедрить в наш тренировочный процесс. Такая техника не слишком дорогая — в районе десяти тысяч рублей за самый простой экземпляр.
Кстати, все занятия в СДЮСШОР являются бесплатными. Заниматься парусным спортом, по словам Наймушина, стоит начинать с восьми-девяти лет. Можно и раньше, но здесь уже требуются индивидуальные уроки и особый присмотр. Ограничений по физическим данным нет: яхта вынесет и маленького, и высокого, и худого, и полного. Ведь недостаток силы в парусном спорте с лихвой перекроет ум.
- СТАДИОН.
- Алексей САМОХВАЛОВ
- Фото: Алексей НАЙМУШИН