В гостях у Пирата
- 16 сентября 2010 г.
- Велоспорт
Отпуск у людей, измученных тягой к здоровому образу жизни, на взгляд обывателя, бывает странен. А те, кого укусила пчела триатлона, маунтинбайка или другого подобного безобразия, изощряются пуще других.

О выступлении в «половинчатом» Айронмене «Спорт на Енисее» уже сообщал, а воспоминания об ужине оставим для внуков. Перевалы, перевалы! Вот что по-настоящему волнует сердце тех, кто во время трансляций припадает к динамику, чтобы не пропустить ни слова лучшего комментатора велогонок Сергея Курдюкова.
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЧЕМПИОН ЧЕМПИОНОВ!
– Бетономешалка! Бог мой, это же бетономешалка, смотри!Прямо на нас по узкому куску горного серпантина мчалась огромная тяжелая мамашина. Она явно не вписывалась в пейзаж, основу которого составляла красота итальянских Альп, близость облаков и узкая трасса с 48-ю поворотами на 180 градусов. В этой пространственно-временной нестыковке были уверенны все, кроме водителя тяжелой машины. Только в самый последний момент (еще мгновение, и владельцам автомобилей, остановившимся в дорожном «кармане», потребовалось бы звонить в свои страховые компании!) он жмет по тормозам и входит в поворот. Совершив половину маневра, горный ас включает заднюю, сдает на несколько метров и, вывернув руль в другую сторону, снова четко попадает на очередной короткий участок прямой.
Пассо де ла Стельвио! Самый высокий горный перевал в Восточных Альпах – 2757 м над уровнем моря. Мекка мотобайкеров и велосипедистов-любителей, место, где установлен мемориальный камень величайшему велогонщику всех времен и народов Фаусто Коппи. «Кампиониссимо», что означает «чемпион чемпионов», – вот какое прозвище было у Коппи!
Анджело-Фаусто был высочайшего класса универсалом. Он выигрывал гонки с раздельного старта, спринтерские и горные этапы, однодневные гонки и, конечно же, веломногодневки. Пять раз в течение тринадцати лет Коппи финишировал в розовой майке на одной из трех самых престижных профессиональных гонок «Джиро д’Италия», дважды становился победителем «Тур де Франс». А еще в течение 14 лет (с 1942 по 1956 годы) ему принадлежал рекорд в часовой гонке на время, который удалось побить только следующему великому – первому в истории гонщику, сумевшему пять раз подняться на высшую ступень подиума «Тура». Жаку Анкетилю.
Название перевала и имя великого гонщика оказались связаны навечно, после того как в 1953-м вершина была впервые включена в программу «Джиро», и Коппи въехал в заснеженный Стельвио в гордом одиночестве. «Если Коппи отрывался от пелотона, пелотон больше его не видел!» – сказал как-то известный французский журналист Пьер Шани. Теперь эта фраза тиражируется в каждой статье, посвященной уроженцу северной Италии.
Жизнь Коппи была яркой, но недолгой. В возрасте 40 лет он умер, заразившись в Африке малярией. А дорога, проложенная еще на исходе первой четверти 19-го века, живет. Ежедневно сотни мотоциклистов и велосипедистов разных мастей преодолевают эти 48 бесконечных «торнанте», для того чтобы через 25 км подъема (набор высоты – 1800 м) ощутить величественность открывшейся картины и значимость содеянного. И, конечно же, живет Clima Coppi – мемориал Коппи.
Именно по дороге на этот мемориал мы так боялись итальянской бетономешалки. Мы - это новосибирский любитель триатлона и маунтинбайка Михаил Шейников и я, свежеиспеченная «полуайронменка». Двое халявщиков, въехавших на перевал «без шума и пыли», то есть на автомобиле. Другая наша половина – молодой кандидат химических наук Татьяна Митькина и начальник службы техподдержки в IT-компании Виталий Скоробогатов – поднялась на Стельвио, крутя педали. Потерявшие неизвестно сколько килограммов за эти два часа, они счастливые бегали по сувенирным лавкам, фотографировались у памятника великому Гонщику, а после рванули вниз. И догнать этих людей на машине было не реально.
КОРОВЫ? ЗНАЧИТ, БУДЕТ КРУТО
А днем ранее мы побывали на Мортироло, одной из самых трудных вершин в мировом велоспорте. Максимальная крутизна – 18%, и практически нет участков выполаживания, где можно перевести дух. На подступах к вершине установлен памятник легенде Италии – одному из лучших горных гонщиков за всю историю велоспорта Марко Пантани. В 1994 году великий Пират (так прозвали его за атакующий стиль езды и ношение банданы) затратил на восхождение 42 минуты! С тех пор никто не может подобраться к его рекорду.На Мортироло каждый день пасутся коровы, и звон их колокольчиков бывает слышен здесь даже сквозь крики болельщиков. Фанаты выстраиваются на этой узкой (две машины не разъедутся) ленте асфальта и создают такую вакханалию, что только очень опытный велогонщик стойко перенесет контакт с этим безумным живым коридором.
Но это все во время гонки. В остальное же летнее время (кстати, оба перевала в зимний период закрыты – ездить по ним в гололед смертельно опасно) сюда каждые две минуты заезжает какой-нибудь велосипедист-любитель! Велоспорт в Италии невероятно популярен.
На Мортироло вся наша четверка в полном составе честно заехала на велосипедах. Мне, правда, пришлось потуже других: передачи моего шоссейника не очень подходят для езды в такие горы. Для того чтобы сохранять оптимальный темп, почти все время приходилось пыхтеть стоя. Но зато и чувства гордости больше – смогла!