Матчи: Ближайшие Вчера Сегодня Завтра
  • Кликните для выбора даты

Не люблю проигрывать

Если бы в Красноярске в наши дни жил городничий из гоголевского “Ревизора” и был он, как любой нормальный мужчина, одержим футболом, то наверняка в каком-то своем окружении этот гражданин в конце минувшей недели произнес примерно следующее: “Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам преприятнейшее известие: к нам едет Смертин!”. Вполне даже допускаю, что затем среди оживленных этим известием людей последовали бы радостно-недоуменные восклицания: “Как Смертин?!”, “Сам Смертин?!”. Именно так восприняли болельщики из нашего не слишком избалованного хорошим футболом города приезд бывшего капитана сборной России и игрока лондонского “Челси”.


Не люблю проигрывать
Лучший футболист России 1999 года прибыл на традиционный “кокакольный” турнир среди дворовых команд, который проходил на острове Отдыха. Гостя непросто было разглядеть — он постоянно находился в плотном кольце поклонников. Разумеется, после того как “посол доброй воли” покинул стадион, тот порядком опустел. Остались только участники соревнований, коих, кстати, собралось много.

А до тех пор уроженец Барнаула дружелюбно общался со всеми. Потом дал мастер-класс детишкам. И, наконец, сыграл матч за команду правительства края, которой противостояли работники организовавшей турнир компании. Первый тайм чиновники уступили со счетом 0:1 — притом что Смертин далеко не отбывал свой номер на поле. В некоторых эпизодах на его лице явно читалось недовольство собой и разочарование от игры. Но после перерыва ситуация изменилась кардинально — во многом благодаря “легионеру”, который забил три мяча (один краше другого!) и помог своей команде одержать победу со счетом 6:3.

Трудно передать словами, что творилось по окончании игры. Смертина окружили юные футболисты, а также их родители. Веселые истории услышать не хотите ли? Пожалуйста. Ныне депутат Алтайского краевого Законодательного собрания Алексей Геннадьевич Смертин со скромной, даже застенчивой улыбкой делал буквально все, о чем его просили поклонники. Фотографировался (как угодно), расписывался (где угодно). Причем некоторые из болельщиков, увидев звездное добродушие, едва не залазили на знаменитого футболиста верхом. Мимо меня пробежали трое мальчишек, вряд ли суммарно ростом превышающие объект их безмерного восхищения, один из которых уверенным писком поинтересовался у товарищей: “А где Лешка Смертин?”. Тот же, раздавая автографы фанатам, число которых не убывало, иной раз посматривал на меня, томящегося в ожидании (потому как ранее мы договорились о беседе), и повторял, как бы извиняясь: “Сейчас, сейчас…”.

А разговаривать со Смертиным, без преувеличения, одно удовольствие. Алексей охотно и терпеливо отвечал на все вопросы — в то время как ребятня неспокойно кружила вокруг и пыталась обратить на себя внимание, диктор громко “баритонил” о чем-то мало кому интересном, а спортивный директор “Металлурга-Енисея” Юрий Сипкин настойчиво пытался пригласить звездного гостя куда-то в сторонку. Удивительно тактичный человек.

Алексей, предполагалось, что вы будете играть по одному тайму за обе команды, но в итоге помогли только представителям правительства. Почему?
— Действительно, идея такая была, хотя, как и в прошлом году, не осуществилась. Соперник, видимо, прибавил в классе и такую планку поднял, что после первого тайма уверенно вел в счете. И я подумал, что, наверное, нужно остаться. Понимаете, я тоже являюсь депутатом, поэтому в принципе эта команда мне близка. И было бы обидно, если бы уступили, потому что не очень люблю проигрывать. В связи с этим предпочел помочь ей, и мне позволили. В общем, долгая эпопея.

Выкладывались?
— Да, всегда выкладываюсь, в силу каких-то обстоятельств, сложившихся еще в детстве, характера… В любом случае, на тебя же смотрят, и ты не должен опускаться ниже определенного уровня, что я и делал в бытность свою профессиональным футболистом. Даже в таких матчах нужно показывать все, на что способен. Независимо от того, сошел ли ты только с поезда, самолета, ел или нет…

Вы уже второй раз присутствуете на этом турнире в Красноярске. Заметили разницу?
— У меня было ощущение какого-то дежавю. Потому что такое же большое количество участников, такой же серьезный ажиотаж, интерес, — разве что по сравнению с прошлогодними соревнованиями все эти показатели возросли. Организация турнира и тогда была безупречная, но после того, как газон сменили, стало еще приятней играть на нем. Поэтому ребята, прочувствовав атмосферу, выступив в таких условиях, скажут своим соседям, друзьям, и в следующий раз, я уверен, команд на треть будет больше.

Как развивается ваша карьера в пляжном футболе?
— Более или менее. Есть шанс в этом году выиграть чемпионат России. У нас сильная команда, восемь игроков сборной. Но, опять-таки, выступаю больше для того, чтобы поддерживать хорошую физическую форму, играю в удовольствие, что называется. Тем более я не должен каждый день находиться в стане “Локомотива”. Соответственно, ты занимаешься своей политической деятельностью, а также заявочным комитетом. Мы претендуем на проведение чемпионата мира. На это сейчас делается очень большой акцент. И, по сути дела, остались последние месяцы перед тем, как 24 члена ФИФА выберут, чья сторона будет принимать футбольный турнир.

А что входит вам в обязанности, как одному из тех, кто продвигает нашу заявку?
— Помимо посла заявки России, я являюсь еще спортивным директором. Делаем презентации, где представляем нашу страну, делимся, рассказываем о существующих условиях, о том, какие шаги предпринимаются для того, чтобы провести чемпионат мира. Вот такая ответственная должность. Буквально меньше месяца назад к нам приезжала делегация ФИФА из шести человек. У нас был тур по четырем основным городам: Санкт-Петербург, Москва, Казань и Сочи. В последнем проходила презентация, где мне доверили представить направление развития футбола в стране в целом. Это почетно на самом деле. И получилось вроде как.

Алексей, спрашиваю вас как честного и объективного человека. Если бы вы входили в число этих 24 членов ФИФА, то какой стране отдали бы право проведения мундиаля?
— России, конечно! А как иначе (смеется)? Я же решил принять в этом участие не просто так. Появится инфраструктура… Большое дело!

Вопрос к вам, как к футбольному эксперту. Чем можно объяснить поражение сборной России в важной домашней игре против словаков?
— Хороший вопрос. В какой-то степени не повезло, потому что отдача игроков была довольно высокая. В этом нельзя упрекнуть футболистов, как, скажем, в поединке против Словении, когда мы уступили из-за отсутствия мотивации — не знаю почему. В этот раз была борьба, желание победить, но мяч не залетал в сетку… Я понимаю, что это слабое оправдание, но так или иначе других причин не вижу. Изнутри нужно знать ситуацию.

Почему, на ваш взгляд, Адвокат не вызывает новых игроков?
— Всегда так бывает. Когда команда проигрывает, сразу начинают говорить, что тренер не вызывает того-то, хотя он лучше. Когда выигрывает: “Ох, какая сбалансированная команда! Молодец, что того-то и того-то пригласил”. Это нормальная тенденция для журналистов и футбольных обывателей. Согласитесь, Адвокат не враг самому себе. Он тоже хочет результата. Если человек действительно выше тех, кто уже в составе, значит, он будет вызван и будет играть. Может быть, какой-то конкретный талантливый футболист в концепцию его игры не вписывается. Бывает такое.

Это поражение — сильный удар по перспективам российской сборной?
— Ну, это удар. Несомненно. Не знаю, сильный или не сильный, — мы все поймем в конце года, когда наша команда сыграет против Ирландии и Македонии. Это будет некий Рубикон для сборной. Если она справится — все сложится нормально. Если же игроки оступятся, то в дальнейшем грядут очень большие трудности, потому что прямые конкуренты не дремлют. Вот сейчас матч был за шесть очков, по сути дела. Игра с Ирландией, образно выражаясь, тоже предстоит за шесть очков. Поэтому в этих поединках нужно показывать стопроцентный результат.

Юрий Жирков сыграл один из самых худших матчей в составе сборной, вероятно, из-за того, что не имеет игровой практики в клубе. Как вы думаете, был ли его переход в “Челси” ошибкой?
— Я думаю, что неудача связана исключительно с той причиной, которую вы озвучили. Не знаю, являлся ли этот переход ошибкой. У меня был подобный выбор, и я незамедлительно определился, предполагая, что будет крайне сложно. И не жалею ни о чем, потому что стал чемпионом Англии, играл довольно много. Но как только перестал на поле выходить — решил уйти. Для футболиста, конечно, нужна практика. Если Юра не будет в дальнейшем играть, я думаю, что он сочтет правильным перейти в другой клуб, сильный, но не столь титулованный. Скажем, в той же английской премьер-лиге, в ту же, предположим, аренду, где он сможет получать игровую практику и достойным образом выступать за Россию.

Алексей, что, по-вашему, значит футбольный клуб для города?
— Это как градообразующее предприятие (смеется). Я не преувеличиваю, потому что футбол, несомненно, спорт номер один. Если мы получим право на проведение чемпионата мира, то вы увидите, что ажиотаж будет не меньший, а может, и больший, чем в связи с Олимпиадой. Футбол для города очень важен. Я могу судить и по своему Алтайскому краю, по Барнаулу… Знаете, почему городу нужна команда? Чтобы мальчик, вступив на футбольную тропу, а затем, поднимаясь по ступеням, на любом этапе развития видел конкретную цель. А какая может быть цель? Конечно, профессиональный клуб. Не тот же московский “Спартак”, который находится в нескольких тысячах километров, а красноярский клуб или, например, барнаульский. Конечной целью должна быть команда мастеров, играющая здесь, и куда был бы реальный шанс попасть.

У вас есть четкое представление по поводу того, какими характеристиками необходимо обладать городу, в котором обязательно должен быть сильный клуб, играющий в премьер-лиге или, на худой конец, в первом дивизионе?
— Футбольными традициями. Если есть футбольные традиции, клуб обязан быть.

Вы уже больше года являетесь депутатом Заксобрания в Алтайском крае. Что было за это время сделано при вашем непосредственном участии?
— Мошкары у вас тут много (смеется)… Чем могу похвастаться? У нас есть тренеры-ветераны, и мы внесли поправку в закон, которая позволит им получать дополнительные средства к существованию, потому что невысока, объективно говоря, зарплата наставников, особенно ветеранов, заслуженных тренеров. Уже благое дело. Мы создали фонд, куда входят известные спортсмены, при помощи которого выявляем таланты и помогаем им развиваться.

Вы и эксперт, и общественный деятель, и депутат, и футболист... Какая из этих деятельностей стоит у вас на первом месте?
— Они все равнозначны. Если у тебя имеется энергия, ты можешь успевать и там, и там. Но сейчас, конечно, самой важной является заявочный комитет. Осталось очень мало времени, предстоит еще много поездок. Благо есть возможность приезжать в Барнаул на сессии политические. Как правило, последнюю неделю месяца уделяю как раз политике. А вот, например, скоро поеду в Анапу, где состоится финальная часть чемпионата страны по пляжному футболу.

У вас сейчас присутствует сумасшедшая загруженность. Сопутствующую с ней усталость можно сравнить с усталостью футболиста, проводящего плотный сезон?
— Нет-нет-нет, это проще. В футбол играть гораздо сложнее, честно скажу (улыбается).

Не могу не задать вам самый насущный вопрос современной футбольной России. Как вы относитесь к переходу на систему “осень-весна”?
— Можно я пойду лучше тогда? Воздержусь от ответа.
Комментарии 0
Вы гость. Войти или зарегистрироваться
Еще