О радости. О зависти. О шведском языке
- 8 февраля 2011 г.
- Хоккей с мячом
После вручения от имени главы города памятных подарков они — свежеиспечённые чемпионы мира Юрий Викулин и Сергей Ломанов и победители юношеского первенства мира — встали в конференц-зале Красспорта рядом для общей фотографии на память. И большой разницы как в росте, так и в радости, светившейся в их усталых после игр и перелётов глазах, между старшими и младшими не было.
Связанные одной целью
Юрий Иванович тоже особо не избалован вниманием журналистской братии, но держался достойно и отвечал на все вопросы подробно и откровенно. Что удивило, порадовало, озаботило тренера городской СДЮСШОР в финском городе Варкаус, где проходили сражения хоккеистов моложе 17 лет?Если отжать эмоции ответов Третьякова, то сухой остаток можно свести к следующему. Удивили норвежские хоккеисты, которые дважды — в предварительном турнире и в матче за третье место — обыграли хозяев: 5:3 и 4:2. Причём победы были, что называется, по делу, заслуженными. Они показали, что детский хоккей у норвежцев на подъёме и не исключено, что в скором будущем можно будет говорить о большой четвёрке стран — законодателей моды в хоккее с мячом, это Россия, Швеция, Финляндия и Норвегия.
Порадовала победа россиян в финале над извечными соперниками на турнирах всех уровней — шведами. Тем более что удалось взять достойный реванш за поражение (1:3) в начале турнира. Счёт финала — 7:1. Тренер наотрез отказался выделять кого-либо из красноярских хоккеистов, ограничившись тем, что все юноши сумели правильно настроиться и от начала до конца отдавать себя в каждом игровом эпизоде во всех матчах и особенно в финальном. И резюмировал: “Каждый внёс свой посильный вклад в общий успех”.
Озаботило Третьякова то, что скандинавский детский и юношеский хоккей догоняет и по некоторым аспектам перегоняет российский. В первую очередь хоккеисты северных стран Европы отличаются от наших более разносторонней технической подготовленностью, умением лучше ориентироваться на площадке. И в первую очередь благодаря тому, что в Швеции, Финляндии и Норвегии построено много больших ледовых полей. В том числе и под крышей.
— Когда мы приезжали на малый Кубок мира на клубном уровне, — сказал Юрий Иванович, — то достаточно легко обыгрывали большинство команд сверстников, поскольку в них было не больше двух-трёх приличных хоккеистов. Зато в сборной команде страны слабых позиций не было. И выходившие на замену мальчишки ни в чём не уступали игрокам основного состава.
Кстати, и представительство тех или иных регионов в составах команд говорит о многом. Если у нас сборная представлена лишь городами Сибири и Урала плюс один игрок из города Боровичи Нижегородской области, то в шведской сборной география страны представлена более полно и равномерно. Говорит это не только о материальной базе — катках с искусственным льдом, — но и о том, что в Швеции повсюду с детьми работают грамотные специалисты, которые могут подготовить игрока уровня сборной команды страны. А ещё одной, но определяющей разницей отношения государства к бенди является то, что вот уже лет сорок в Швеции хоккей с мячом — не с шайбой — наряду с лыжным спортом зимой является основным инструментом государства в деле оздоровления нации и приобщения людей к здоровому образу жизни.
К положительным итогам первенства мира можно смело приплюсовать “курсы повышения квалификации” тренера нашей СДЮСШОР Юрия Третьякова. Да он и сам этого не скрывает:
— Никогда ранее на соревнованиях такого уровня не участвовал и не нёс ответственности за качество подготовки юношеской сборной России. Очень благодарен за помощь всему коллективу сборной и её главному тренеру Владимиру Загуменных. Он в команде работал ещё с Юрием Викулиным, когда тому было 15 лет. В плане стратегии на турнир, подготовки к нему, тактики в отдельных матчах я получил неоценимый опыт. Его заменить ничем нельзя. Характерным для творческого почерка Загуменных является то, что образовательный процесс, обучающий момент присутствует у него всегда. Будь то тренировка или ребята проводят официальный матч. Владимир Васильевич всегда акцентирует внимание на правильно выполненных вещах и подсказывает, каким образом не допускать ошибок в той или иной ситуации. Говорит, что им для этого надо делать.
Провокация не прошла
— Да не специально мы проиграли финнам, — улыбнулся Юрий Викулин, — на чемпионате никто проигрывать специально не будет. Все только побеждать хотят. Просто скандинавские команды таковы, что если забьют мяч и уйдут вперёд или даже сравняют счёт, то пробиться к их воротам становится почти невозможно. Они так-то играют в довольно закрытый хоккей, а тут буквально зубами вцепляются в счёт, и силы у них откуда-то дополнительные берутся. К тому же в первом матче с Финляндией они здорово использовали свои угловые, которых было, наверное, восемь, если не больше, а мы пробивали всего дважды. А в финале повезло нам — повели со счётом 2:0. Так что уже финнам надо было думать, как нам забивать мячи.И всё же главный матч сборной России случился в полуфинале, где в трудной борьбе на каждом квадратном сантиметре льда шло сражение до самых последних секунд поединка. Хотя Викулин и утверждал: “В каждом матче есть свои трудности, будь то игра с амбициозными американцами или со сборной Казахстана, составленной в основном из игроков чемпионата России. Просто говоришь себе о том, что впереди два тайма и надо в них отработать хорошо”. Каких-то особых секретов Викулин и Ломанов не рассказали. Лишь подчеркнули то, что руководство нацеливало команду, что и атакует, и защищается вся команда, все игроки. В рамках своего амплуа ситуации на льду и плана на матч. Впрочем, планы кардинально не менялись. Разве что слегка корректировались. Например, Сергей Фирсов посоветовал в финальном матче почаще бить со средних и дальних дистанций, как говорится, из-под обороняющегося игрока. И это трижды принесло успех россиянам.
— Поймите, неважно, кто у нас забивает гол — Свешников, Ломанов или Тюкавин, — настаивал Сергей Ломанов, — мы все одна команда и всей командой защищаемся и атакуем, комбинируем. И неважно, кто сколько провёл минут на поле в этом чемпионате. Мы все чемпионы.
Легко парировал Ломанов и лёгкую провокацию — вопрос, не испытывает ли он зависти к Михаилу Свешникову из-за того, что его назвали лучшим игроком чемпионата и потому, что Михаил играет в пас чаще и лучше Сергея.
— Всегда так бывает, что в каком-то матче, турнире сильнее, удачнее играет тот или иной хоккеист, — улыбнулся Сергей Сергеевич. — И я искренне радуюсь, что Свешников признан лучшим игроком чемпионата. Тем более что и про меня с Тюкавиным тоже не забыли. Саша назван лучшим полузащитником чемпионата. А что касается игры в пас, то у нас со Свешниковым и амплуа разные, и задания тренерские имели разные приоритеты. Я больше действовал впереди, давил на защитников или уводил их за собой на края, освобождая зоны для подключения другим ребятам. Михаил — полузащитник, и потому, наверное, играть в пас для него более привычное дело, и он с ним справляется лучше. Поверьте, если вижу, что партнёр находится в лучшей позиции, если понимаю, что могу ему сделать передачу, то не стану жадничать. Согласен, мои передачи не всегда доходят до партнёров, значит, есть ещё чему учиться. Но я стараюсь.
Что касается чемпионата мира, этапа матчей на выбывание, то тренеры, начиная с полуфиналов, посоветовали хоккеистам поменьше рисковать. А при плотной эшелонированной обороне финнов и шведов игра в пас, когда не все игроки могут передавать мяч, как, скажем, Свешников или Максимов, действительно становится фактором дополнительного риска. И обе стороны медали в равной степени приводят к печальному итогу: в сборной России искусство паса становится раритетом. Хорошо, что пока не ископаемым.
Бить шведов на их территории
Вдобавок к этим грустным выводам новость, о которой раструбили после чемпионата мира шведские информагентства. Мол, Сергей Ломанов-младший хочет играть не где-нибудь, а в Швеции. Естественно, что лучшему нападающему чемпионата пришлось прокомментировать “инфу”. И получилось, что сообщение и не то, чтобы утка, но и не факт ведения каких-то конкретных переговоров. То есть желание такое действительно есть, но конкретных шагов ни он, ни потенциальные шведские контрагенты не делают. Сергей Ломанов пояснил, что все его мысли сейчас только о чемпионате России и о матчах в составе “Енисея”. Но Ломанов действительно желал бы поиграть в Швеции в идеальных погодных условиях под крышей стадионов и на идеальном льду. И не только поиграть, но и поучиться чему-то, открыть, как говорится, новые горизонты для совершенствования своего мастерства. В России и в Красноярске Ломанова не устраивают только морозы, снег и ветер во время тренировок и официальных игр. Ведь у нас зимой почти регулярно по полтора-два месяца стоят 30-градусные морозы. А искусственный лёд — несомненный спутник полноценного круглогодичного тренировочного цикла — в нужных объёмах и на нужных площадках доступен игрокам “Енисея” только во время предсезонных сборов в Швеции. Спасибо, что руководство города даёт команде возможность там готовиться к чемпионату. Вот и посудите сами, не логичнее ли 30-летнему хоккеисту экстракласса, отдавшему своей стране лучшие годы, хоть несколько лет на финише карьеры поиграть в условиях, которых он своим мастерством и преданностью хоккею с мячом заслужил?И не спешите осуждать своего кумира. Задайте себе вопрос: почему в Швеции с населением страны, примерно равным населению Москвы, уже имеются десять крытых катков разной степени комфортности, но одинаково доступных для населения и людей, играющих в бенди? Кстати, имеете полное на то право переадресовать своё недоумение по этому поводу тем, кому делегировали свои властные полномочия. Если вас действительно волнует вопрос строительства крытого ледового стадиона в Красноярске. А то глядишь, наши хоккеисты начнут менять гражданство или учить шведский язык уже с восьмого класса.
- Стадион.
- Евгений КУЗНЕЦОВ