Николай Захаров: "Первую гору покорил в валенках"
- 4 ноября 2011 г.
- Другие виды
Газета «Спорт на Енисее» продолжают рубрику «Без посредников». Сегодня на вопросы любителей спорта отвечает президент красноярской краевой федерации альпинизма, заслуженный тренер России и титулованный «Снежный барс» Николай Захаров.
«СНЕЖНЫЙ БАРС» НА ПИКЕ КОММУНИЗМА
- Когда присваивается звание «Снежный барс»? И еще, есть такой проект «Горы и люди». Вы не могли бы подробнее о нем рассказать?– В Советском Союзе было введено почетное звание «Покорителю высочайших вершин Советского Союза». Оно присваивалось за восхождение на пять вершин Памира и Тянь-Шаня: пики Коммунизма (7495 м), Корженевской (7105 м), Ленина (7134 м), Победы (7439 м), Хан-Тенгри (6995 м). Потом это звание превратилось в титул «Снежный барс». В настоящее время это звание очень уважается альпинистами, присваивает его Евро-Азиатская федерация альпинизма. Что касается проекта «Горы и люди», то его автором является красноярский альпинист, преподаватель Красноярского педагогического университета Владимир Дюков. Проект был организован в 2006 году. Его основной целью мы считаем объединение студенчества, нацеленное на восхождение – духовное и физическое, как бы пафосно это ни звучало. На самом деле, молодым ребятам очень нужны организации, в которых они могут проявить себя – свои навыки и способности, научиться чему-то новому, расширить свой круг общения. В рамках нашего объединения проводятся восхождения на высочайшие вершины горных районов и стран мира, тренировки, экскурсии со студентами и школьниками на «Столбы», практики по изучению флоры и фауны, населения и хозяйства различных стран и континентов.
- Какая ваша экспедиция была самой трудной?
– Их много – экспедиций в разные горы мира. Технически самое сложное восхождение было в 1990 году – это первопрохождение по Южной стене пика Коммунизма на Памире. Это была самая высокая гора Советского Союза, ее высота 7495 метров. Нас шестеро. Две с половиной тысячи метров отвесов на большой высоте мы «шли» восемь дней, в первый же день уронили все продукты и горючее для горелок, значит, остались без воды. Вспоминая сейчас это восхождение, понимаю, что речь шла о выживании.
- Николай Николаевич, а кого из учеников вы считаете самым талантливым?
– Честно скажу, что ответить на этот вопрос не смогу, и даже не потому, что боюсь кого-то обидеть. Просто каждый член нашей команды – личность, кому-то бог дал больше способностей скалолаза, кто-то здоровее, кого-то наградил способностью стратегически мыслить, кто-то обладает выносливостью марафонца. Но хорошими альпинистами становятся люди, обладающие всеми этими качествами, плюс коммуникабельность, спокойствие в любых ситуациях, способность терпеть. Мои ребята такие, я их всех уважаю и люблю.
ЛЮБИМАЯ В ЧРЕДЕ ТРЕХСОТ
- Собираетесь ли вы сами еще в горы? Или теперь только тренерская работа?– В горах я бываю ежегодно несколько раз: обязательно в Саянах – Ергаках, на Борусе, ну и хотя бы раз в год – на Памире или Тянь-Шане, в Гималаях или Андах. Делаю не шибко сложные восхождения высотой до 6000 метров, мне хватает. Мой крайний восьмитысячник – пик Лхоцзе (8516 метров) – был в 2002 году, а серьезная стена – пик Шварце (Чкалова) в Антарктиде – в 2003-м.
- Есть ли у вас самая любимая гора? И помните ли вы свою первую вершину?
– Горы все разные, все по-своему красивые. Я их помню все до одной, хоть их и более 300. Я люблю Хан-Тенгри. Эта гора находится на Центральном Тянь-Шане на территории Кыргызстана, рядом Китай. Ее высота 6995 метров, всего 5 метров не хватает до семи тысяч. Она всегда разная – на рассвете нежно-голубая, на закате – багряная. Смотреть на нее можно бесконечно, глаз не отвести. Ходил на Хан семь раз – с юга, севера и северо-востока. В 1988 году мы с друзьями сделали первопрохождение нового маршрута по 3000-метровой Северной стене. Забыть это восхождение невозможно. На четвертый день начались снегопады, мы отсиживались в палатке на полочке шириной сантиметров 50. И вдруг ночью по стене прямо на нас пошла лавина. Она перепрыгнула через нас, палатка от удара повисла на тоненьких веревках – оттяжках. И мы в ней висим и молимся, под нами 2000 метров. Два дня и две ночи боролись со стихией, после этого еще три дня лезли по обледенелой после непогоды стене, достигли вершины все-таки. На вершине я залез на голову Вовы Лебедева и… ледорубом дотянулся до высоты 7000 метров. Так что мы всем говорим, что Хан Тенгри – это семитысячник.
Из гималайских восьмитысячников мне особенно запомнилась гора Дхаулагири (8167 метров). Может, потому что это был мой первый восьмитысячник. А первая гора – это Мунгун-Тайга, в горной системе Тывы на границе с Монголией, высотой 3970 метров (на некоторых картах – 4100 метров). На нее мы с командой «политеха» сходили 8 марта 1973 года. Мороз стоял ниже сорока. Мы шли в валенках, к ним привязали кошки. Полушубки, телогрейки, шапки-ушанки – видок у нас был еще тот! Хотя технической трудности гора не представляла, досталось нам от холодного ветра и мороза. Ходило человек 40. После этого большинство «завязало», а кто продолжил заниматься – почти все стали мастерами спорта. Гора все расставляет по своим местам.
И ТРУБЫ КРАСИТЬ ПРИХОДИЛОСЬ
- Как у альпинистов обстоят дела с финансами? Зарабатывают ли лучшие спортсмены на восхождениях или по приезде с гор идут межпанельные швы конопатить?– Финансирование со стороны государства есть – это подготовка членов сборной команды края: участие в чемпионатах России и в учебно-тренировочных сборах при подготовке к ним. В альпинизме есть только взрослая сборная, т.к. горовосхождения в рамках чемпионатов по сложным маршрутам связаны не только с объективными опасностями, которые таят в себе горы, но и субъективными, зависящими от зрелости человека, от способности контролировать ситуации и свое состояние. Подготовка сборной края ведется в Краевом учреждении «Академия зимних видов спорта». Другое дело – в спортивном скалолазании, где дети начинают заниматься уже в семь лет, тренируются с обязательной надежной страховкой, большей частью в крытых помещениях на искусственном скальном рельефе. Государство финансирует поездки юношеской сборной по скалолазанию на всероссийские соревнования и первенства. Подготовка юных скалолазов ведется в СДЮСШОР имени Путинцева. Получив хорошую базовую подготовку скалолаза, зачастую спортсмены, повзрослев, приходят в альпинизм.
Естественно, ищем спонсоров для проведения больших экспедиций. Не секрет, что экипировка альпиниста стоит дорого. И в ее приобретении нам помогают партнеры. В ответ мы стараемся их рекламировать. Но все-таки их помощь практически бескорыстна. На самих восхождениях альпинисты ничего, конечно, не зарабатывают, чаще всего – тратят. В соответствии с Законом Красноярского края, за занятые призовые места на официальных соревнованиях не ниже чемпионата России спортсмены могут получить премию.
Что ж, действительно, используя альпинистские навыки, спортсмены зачастую монтируют антенны, конопатят межпанельные швы, красят вышки, трубы, мачты, мосты. В свое время мне довелось перекрасить почти все заводские трубы города.
УЧИТЬСЯ НА АЛЬПИНИСТА
- Где в Красноярске и в районах края учат альпинизму?– Если вам лет немного, скажем, до десяти, то лучше сначала заняться спортивным скалолазанием, чтобы получить хорошую скалолазную подготовку. Для этого существует муниципальная «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва имени Путинцева» (Красноярск, ул.Павлова, 5). В ближайшие дни будет открыт сайт школы, где сможете найти интересующую вас информацию.
Возможно, скалолазание поглотит вас целиком, и вы забудете об альпинизме. Но если все же мечта о горах останется, нужно будет параллельно с тренировками в школе учиться лазать по скалам в заповеднике «Столбы», обязательно вместе с тренером. Для взрослых есть «Школа альпинизма» – подразделение МУ «Центр Путешественников» (вся информация на сайте krascp.ru). Эта организация работает в тесном контакте с городской и краевой федерациями альпинизма по утвержденным учебным программам. В Центре путешественников альпинизмом занимаются все желающие, независимо от возраста. Поговорку «Умный в гору не пойдет» люди придумали в оправдание своей лени.
Студенты СФУ занимаются в своем клубе «Буревестник», КГПУ имени Астафьева – в клубе «Альпина», агроуниверситета – в клубе «Пионер». Вот уже три года успешно работает «Красноярский городской клуб альпинистов» (сайт krasalp.ru). Несколько членов клуба уже вошли в состав сборной края. Если вы уже занимались на серьезном уровне альпинизмом, имеете разряд КМС или первый плюс амбициозные планы, то можете обратиться в Красноярскую краевую спортивную федерацию альпинизма, Академию зимних видов спорта, СДЮСШОР имени Путинцева. Удачи!
- Опасно ли лазить на наших Столбах? Какие скалы там годятся для альпинистов, чтобы прямо со снаряжением лазить?
– На Столбах лазать так же опасно, как и на любых скалах. Чтобы лазать многие годы, получать от этого удовольствие, оставаясь живым и здоровым, нужно много учиться – от простого к сложному, учитывать условия погоды. Для тренировки альпинистов на Столбах идеальные условия. Можно выбрать скалы любой сложности. Зимой обледенелые, заснеженные скалы соответствуют условиям в больших горах. Если альпинисты на тренировках применяют технические средства, такие как закладки, то они их обязательно снимают за собой, оставляя скалы чистыми от снаряжения.
- Расскажите, какова судьба крытого скалодрома в «Арене. Север»?
– Скалодром в спорткомплексе «Арена. Север» активно строится. Он уже вырос почти на проектную высоту. Здесь можно будет лазать как «на трудность», так и «на скорость» – по так называемой «эталонной трассе». Зимой скалодром будет уже работать, а в июне следующего года на нем пройдет чемпионат России по скалолазанию.
0