Жизнь на лезвии конька
- 8 июня 2012 г.
- Фигурное катание
Сразу два юбилея отмечает в нынешнем году Геннадий Петров, один из лучших тренеров за всю историю красноярского фигурного катания.
Джордж Бернард Шоу как-то изрек: «Ты не научишься кататься на коньках, если боишься быть смешным. Лед жизни тонок». Вот и шестнадцатилетний юноша Геннадий Петров не побоялся быть смешным и вышел на лед.
В фигурное катание как спорт приходят в раннем возрасте. Мой собеседник пренебрег этим критерием и решил попробовать свои силы. Тогда, как и сейчас, юноша был уверен: «Главное мотивация и желание, работоспособность, и, конечно, способности к этому сложному делу. Без этого ничего невозможно добиться».
После упорных тренировок, множества падений и взлетов он решил связать свою жизнь с фигурным катанием. Поступил в Омский государственный институт физической культуры. Еще будучи студентом начал тренировать подрастающее поколение. В 1972 году после окончания вуза остался работать на кафедре. Параллельно продолжал повышать квалификацию, ездил на семинары. В 1987 году приехал в Ачинск.
Молодого тренера сразу приняли в штат городской спортивной школы. В этом году у спортивного педагога сразу два юбилея: 65 лет со дня рождения и 25 лет с начала преподавательской деятельности в спортивной школе. За это время Геннадий Петров подготовил двух мастеров спорта, 10 кандидатов в мастера. Его воспитанники были призерами соревнований в Мексике, Великобритании, победителями Кубка России по фигурному катанию сезона 2011-2012.
В настоящее время один из них – Алексей Роганов (тренировался под руководством Петрова более десяти лет, сейчас переехал в Москву) – член сборной России по фигурному катанию. Егор Закроев – в основном составе юниорской сборной страны.
Когда ученик добивается успеха, что это значит для наставника?
– Во-первых, ты понимаешь, что состоялся как тренер, оставил след в фигурном катании. Не зря приехал в Ачинск. Двух парней здесь нашел таких. Это Егор Закроев и Леша Роганов, я считаю, что это просто везение.
Если бы была возможность изменить жизнь, что бы хотелось поменять?
– История не знает сослагательного наклонения, если так все получилось, значит, так и должно быть. Конечно, есть мелочи, от которых хотелось бы отказаться, но без этих мелочей не было бы и крупных событий. Так что я ничего не хочу менять.
Бывали моменты, когда хотелось все бросить и уйти?
– А как без этого. Конечно, были. И даже просыпался с мыслью, что сегодня приду на работу и напишу заявление об уходе. И вот летишь на работу с подобным настроем, подходишь к катку… и все, пыл остыл. Хотя в 90-е многие мои знакомые, да и ученики ушли из спорта. Остались только фанатики.
Что изменилось в мире фигурного катания за последние десять лет?
– А что менять? Зачем изобретать велосипед? Все давно создано за нас, нам остается лишь совершенствовать. Проще стало с технической стороны – ассортимент музыки, качество оборудования.
А с эстетической стороны?
– Да практически все! Люди стали смелее, более открытыми. Заходишь в спортивные магазины, и глаза разбегаются – выбор костюмов огромный, на заказ шьют и везут со всех стран. Раньше совсем по-другому было. Радует, что теперь наши фигуристы выглядят ничуть не хуже своих иностранных коллег.
Как вы относитесь к таким ТВ-шоу как, например, «Танцы на льду»?
– Если честно, отношение двойственное. С одной стороны, это здорово, что спорт становится популярным, дети видят красоту, грацию и приходят на лед. Но есть и обратная сторона медали. На экране все выглядит легко и просто. А на деле – это адский труд.
Петров признается, в фигурном катании во все времена тяжело. И всегда остаются лишь фанаты. Но последние несколько лет были абсолютно провальными. Во-первых, уходили люди из профессии, во-вторых, детей отдавали в менее затратные виды спорта. Как бы то ни было, приходилось работать не над воспитанием олимпийцев, а над созданием нового образа фигуриста, который бы соответствовал современности.
Каждый год набираются группы по 10, а то и по 20 ребятишек. Но до финишной прямой из них в лучшем случае двое доходят. Это сложный спорт с технической точки зрения. Потому группы не возрастные, а сборные. И все же Геннадий Петров находит повод для оптимизма и даже гордости:
– Редко кому из тренеров везет так, как мне. Сейчас в сборной страны – два моих воспитанника. Один из них приехал домой на каникулы. И вы бы видели, как Егорка все дни с моими учениками на катке проводит!
Сам же Егор Закроев уверен, что девяносто процентов его успеха принадлежат тренеру:
– Я очень благодарен этому человеку. В таких условиях, какие здесь были раньше, он смог вырастить меня, смог вывести в сборную России. Это очень тяжело. Я уважаю его как старшего товарища, наставника. Он очень многое сделал для меня.
Педагоги славятся своими учениками. Возможно, кто-то из младшей группы через несколько лет снова привезет своему первому тренеру золотую медаль российской, а может и мировой пробы.