Александр Тарханов: «Кадыров умный человек, но в футболе – не большой специалист»
- 25 мая 2006 г.
- Футбол
На вопросы «Конкурента» отвечает мастер спорта, заслуженный тренер России Александр Тарханов, который после московского футбольного «Торпедо», ЦСКА, самарских «Крыльев Советов» с 2005-го года вплоть до последнего времени работал с грозненским клубом «Терек»
– Александр Федорович, вы каждый год приезжаете в Красноярск. Как, на ваш взгляд, меняется город?
– Действительно, я приезжаю каждый год, мы с Олегом Ивановичем Романцевым проводим здесь турниры, каждый – свой. Бываю, к сожалению, в Красноярске один-два дня, но очень заметно, что город меняется. Как только утвердили календарь, сразу посмотрел, когда играем в Красноярске, – родной город... Он становится лучше, чище, центр хороший, удачное сочетание архитектуры современной и старинной. Плохо одно, что стадион ветшает.
– Кстати, как сейчас себя чувствует еще один наш земляк – Олег Иванович, чем занимается?
– Чувствует себя прекрасно, недавно виделся с ним в Москве. Он консультирует команду «Ника», есть такая во Втором дивизионе, у них там детская школа, плюс они строительство ведут стадиона, так вот он там помогает.
– То есть в большой футбол Романцев уже не вернется?
– Почему, вполне возможно, просто он взял паузу. Сейчас в хороших командах, где есть деньги, руководство клуба не всегда профессионально подходит к работе – нет хороших менеджеров, плохая селекция и многое другое. В клубы приходят вроде бы люди с деньгами, что неплохо, но не знающие специфики работы, и часто принимают поспешные решения. Поэтому работать в них тем тренерам, которые строили и шлифовали свое видение футбола много лет в одном клубе, очень сложно.
Олег Иванович работал в одном клубе много лет, ему не так просто сейчас вновь начать тренировать другую команду. У нас в футболе еще не развит менеджмент. Приходят, повторяю, люди с деньгами, но не знающие специфику футбола. Вот, например, ситуация в Спартаке. «Спартак» – это своя философия игры, и ее менять не следует. Никто не понимал, почему пригласили Невио Скалу. «Спартак» – как «Аякс», «Реал» – имеет атакующий дух, и привить ему игру от обороны, на контратаках, невозможно. «Спартак» должны тренировать люди, у которых такая же философия, как и у команды. Все время, еще в советские времена, в «Спартак» приглашали тех тренеров, кто прошел спартаковскую школу. Началось все в 30-е годы, когда «Спартак» только зарождался. У истоков стоял Старостин, и тренеры в клубе были спартаковские, все свои. Старостин ввел эту традицию. Потом пригласили Бескова, который возродил клуб. Почему? Потому что он исповедовал комбинационный футбол, что для красно-белых полностью подходило. Кстати, пригласил Бескова тоже Старостин. Бесков усовершенствовал спартаковскую игру и, как я уже сказал, возродил команду. Бесков внес какую-то новизну, и этот стиль потом также стал называться спартаковским. После Бескова было много претендентов на этот пост, но Старостин выбрал Романцева, он тоже спартаковец и, конечно, был хорошо знаком с традициями клуба и так далее. Романцев внес какое-то свое видение в игру команды, что-то изменил, добавил, но все это было в духе «Спартака». Романцев никогда уже не поменяется и не будет тренировать по-другому. Когда ушел Романцев, тут и началось: Чернышов, Скала – у них другой взгляд на футбол. Не плохой, а просто другой, более силовой, оборонительный, чего «Спартак» не принимает. Поэтому можно сказать, что виноваты руководители. Приглашают специалистов непонятно на каких основаниях, непрофессионально подходят к этому вопросу. Получается, как будто бы вдруг решили: а давайте пригласим Скалу или еще кого-то… И приглашают. А надо же изучить специалиста. Что он может дать команде, подходит ли по философии. Одним словом, по-дилетантски как-то работают. Селекция также не развита. За такие деньги – и покупают игроков не очень высокого уровня. У нас вообще в российском футболе селекция ведется любительская. Только в ЦСКА все профессионально. И молодец Гинер, что вернул Газзаева, и они выиграли Кубок УЕФА. Нечего сказать, ЦСКА, наверное, единственный клуб, где все поставлено профессионально. В каждой области в клубе работают классные специалисты. В других командах все по-любительски. Почему я и говорю, что Романцеву сейчас непросто вернуться и начать тренировать какую-то команду. Потому что к работе с тренерами руководство многих клубов подходит по-любительски. Романцев взял паузу.
– Раз уж заговорили о «Спартаке», как считаете, отставка Старкова была прогнозируема?
– Не думаю. Пока Аленичев не выступил в «Спорт-Экспрессе», все вроде было нормально. Второе место в прошлом году заняли, в этом – вышли в финал Кубка. Старков – это, конечно, тренер, специалист, это бесспорно. Но он просто не для «Спартака».
Вот, например, «Динамо». Что, Семин – плохой тренер? Вовсе нет, а что-то все равно не получается. Он свой «Локомотив» клеил много лет, ему никто не мешал, никто не торопил. Склеил хорошую команду. А вот так вот сразу, взять и начать показывать результаты – вряд ли кто-то сможет. Хоть кого поставь, мне кажется, мало что изменится. Вон тот же Гус Хиддинк сказал, мол, я не гарантирую, что мы выйдем из группы (в отборочном турнире чемпионата Европы). Он сказал, что постарается сделать все, чтобы вывести команду на более высокий уровень, помочь ей возродиться, дать какое-то новое направление. Параллельно начать работу с юношеским, молодежным футболом и так далее. А вот так, чтобы пришел Хиддинк, и наш футбол сразу поднялся на уровень мирового, такого не будет.
– Кстати, как относитесь к назначению Гуса Хиддинка на пост тренера сборной России?
– Хорошо отношусь, знаю его неплохо. Но тут возникает много вопросов, – он еще и сам, наверное, не знает об этом. Что на его пути встретится? У нас мало игроков сборной хорошего уровня. Например, защитники братья Березуцкие, да и Игнашевич – все, все уже возрастные. В средней линии то же самое: Смертин, Хохлов, Радимов – всем уже за тридцать. А Жирков, Белялетдинов, Измайлов, наоборот, молодые еще…
– Почему в сборной отсутствуют игроки среднего возраста? Это что, такое стечение обстоятельств?
– Нет, это было целенаправленное вредительство. В годы перестройки, когда перестали финансировать детские школы, сразу ушли квалифицированные специалисты. В футбол пришли просто посторонние люди, кому нечего было делать. В детском футболе очень важна именно педагогическая подготовка, а специфическая – уже потом, позже. Так вот, её не стало, и только сейчас все возрождается, появляются частные клубы, детские и юношеские школы, и уже есть результаты. Поэтому я и говорю, что Гус Хиддинк может помочь сборной, если ему здесь самому помогут.
– А подойдет ли Хиддинк сборной России, скажем, по стилю, по философии футбола?
– Он работал в разных командах, клубах и сборных. И поэтому умеет подстраивать свои взгляды под уровень игроков, требования руководства, традиции. Опыт в этом есть. С другой стороны, в Испании же у него не получилось.
– Могут ли российские клубы зарабатывать на селекции?
– У нас есть люди в футболе, которые умеют это делать. Герман Ткаченко очень способный в этом, у него хорошая голова, но у него не было на это много денег. Если бы дать ему условия хорошие, то он бы сделал команду. По сути, в «Крыльях» мы так и делали. Каряку мы продали за 6 миллионов долларов, а покупал я его за 150 тысяч. Анюков, тот вообще бесплатный был, я его брал еще юношей и растил. Селекция – это основа основ, если правильно её поставить, то можно зарабатывать хорошие деньги. В Бразилии клубы в основном живут за счет продажи игроков. «Сан-Паулу» почти каждый год создает новую команду, сезон заканчивает удачно и продает всех игроков. Богатый клуб.
– У нас такое возможно?
– Возможно, но надо уметь воспитывать игроков. У нас не все тренеры умеют это делать, потому и много перспективных игроков в возрасте 17-18 лет пропадает. У нас в основном внимание уделяют физике и функциональной подготовке, а надо развивать мышление и постоянно совершенствовать технику. Об этом еще Кройф говорил, когда работал в «Барселоне». Без техники – никуда. Как бы ты ни был готов физически, если мяч тебя не слушается – ничего не сделаешь. Я помню, в 94-м привозил в Россию играть с «Динамо» бразильский «Палмейрас». Там еще молодой Роберто Карлос играл. И вот мяч летит за пределы поля, сильно летит, на лавке администраторы, тренеры – все встали, руки подняли, хотели поймать, а на бровке стоял бразилец, защитник, поднял ногу – и мяч к ней будто прилип. Бесков говорит: как же мы их можем обыграть, когда у них такая техника…
– В продолжение темы международного футбола. За кого будете болеть на чемпионате мира?
– Болеть буду за Бразилию. Немного буду симпатизировать Украине – как нашей. Но болеть – за Бразилию.
– Какой прогноз? Кто, по-вашему, фавориты?
– Ну, конечно, Бразилия, Италия, Англия, Германия, как хозяева. Аргентина, конечно же. Очень приличная команда, но что-то у нее с психологией, не может выиграть и все.
– В 98-м был чемпионат Зидана, в 2002-м – Рональдо. Чьим этот чемпионат может стать?
– Рональдиньо.
– Если спросить любого мало-мальски знающего о футболе человека, кто самые известные футболисты, назовут Пеле и Марадону. Кто из них самый великий?
– Пеле. Конечно, Пеле.
– Почему?
– Пеле на футбольном поле умел все.
– Но говорят, что Марадоне было труднее, потому что защитники уже играли гораздо сильнее, чем во времена Пеле.
– Трудно оценивать разные времена, но все-таки Пеле выиграл три чемпионата мира. А тогда защитники индивидуально были очень сильны, может быть, не было такой отлаженной коллективной обороны, как сейчас, но и проходного двора не было, точно. Марадона индивидуально очень силен, но Пеле умел играть и в индивидуальный, и в коллективный футбол. На своем последнем чемпионате, в 70-м, он уже играл как диспетчер, в 66-м не получилось, много травм было, а четыре года спустя он предстал уже «дирижером». То, что умел на поле Пеле, не умел никто.
– Давайте поговорим о вашей команде – грозненском «Тереке». В Чечне следят за ней или так себе?
– Конечно, следят, в Чечне любят футбол. Грозный всегда считался одним из самых футбольных городов.
– Рамзан Кадыров на каждый матч приходит?
– Нет, не на каждый. Все-таки он премьер-министр, у него не так много времени. Когда он не занимал эту должность, а мы были в премьер-лиге, он посещал матчи чаще. Тут еще проблема в том, что мы не в своем городе играем, поэтому болельщиков из Грозного приезжает не много.
– Какое он производит впечатление как человек? Доволен ли Кадыров вашей работой в клубе?
– Что касается работы, то здесь все только начинается. Ближайшая перспектива заключалась в том, чтобы собрать новую, молодую команду и выйти с ней в премьер-лигу. Не как в прошлом сезоне, когда вышла команда пожилая – и сразу же вылетела. Ну, есть еще много вопросов, с менеджментом и так далее, но в целом уже есть хорошие наметки.
Сам Кадыров очень умный человек. Конечно, в футболе – не большой специалист. «Терек» – это все-таки детище отца, и Кадыров-младший как бы не может его не продолжать. Но таких людей надо заинтересовать, вот он уже сам начал постоянно играть. Когда втянется, потом его уже не оттащишь от футбола. Плюс сейчас мы начинаем строительство стадиона в Грозном, так что пока все нормально.
– Вы политикой интересуетесь?
– Даже неплохо в этом разбираюсь…
– Как оцениваете работу в нашем крае губернатора Хлопонина?
– Не могу его оценивать как губернатора, так как не очень хорошо знаю, что он сделал для края. Но я могу оценить то, что к спорту власти повернулись не лицом, а другим местом. От губернатора многое зависит. Пример – губернатор Московской области Борис Громов. Регион не богаче, чем Красноярский край, но Громов создал спортивный фонд, куда перечисляются деньги. С этих денег он строит стадионы, базы, спортзалы. В каждом городе содержит команду футбольную, баскетбольную, хоккейную, регбийную. Почти все игровые виды спорта в Подмосковье развиваются, причем команды самого высокого уровня. По его же словам, он все это делает даже не для команд мастеров, а для развития детского спорта. Дети не должны воспитываться на улице, пусть лучше тренируются в хороших спортзалах. Конечно, у Громова громадный жизненный опыт, все-таки у Хлопонина такого опыта нет. Хлопонин, тот всё время в бизнесе был, не видел многого в жизни, всё деньги, бизнес, деньги… Нельзя, к примеру, такой край иметь – и чтобы русский хоккей, лицо, визитная карточка города и края, был в упадке. Спорт надо развивать.
– Сергея Ивановича Ломанова вы знаете давно. Как он переживает свой уход из «Енисея»?
– Я его знаю с тех пор, когда он был еще мальчишкой. Ему очень тяжело дался переход в московское «Динамо». Если бы здесь все нормально было, он бы никогда не уехал, никогда. Его уговаривали перейти в «Динамо», еще когда он игроком был. Все время за ним ходили и звали: переезжай в Москву, переезжай. Но он оставался, и сейчас бы остался, но…
– Как проводите свободное время?
– Читаю и смотрю фильмы.
– Что читаете и что смотрите?
– В основном исторические фильмы и такую же литературу. Последний фильм, который посмотрел, это «Троя». Очень нравятся такие вещи, а еще люблю советские старые комедии. Блокбастеры, те точно не люблю и не смотрю. Скоро начну читать «Первый человек Рима», исторический роман.
– Кто, по-вашему, выиграет Лигу чемпионов – «Арсенал» или «Барселона»?
– Мне ближе «Барселона». С другой стороны, трудно отдавать предпочтения, потому что мне нравятся оба клуба, но болеть буду, наверное, все-таки за «Барсу».
От редакции: когда материал был готов к печати, стало известно, что главный тренер команды «Терек» Александр Тарханов подал в отставку, которую руководство клуба приняло. Причина – неудачное выступление в чемпионате.