Матчи: Ближайшие Вчера Сегодня Завтра
  • Кликните для выбора даты

Сергей Ломанов: "Учу игроков уважать друг друга"

Не в обиду будет сказано ревнивым почитателям футбола, баскетбола, и других игровых видов спорта, но любимцами красноярских болельщиков остаются парни, гоняющие по льду непослушный и увертливый оранжевый мяч. Они – свои, местные и главное – на стадионе «Енисей» лучшее, что есть на сегодняшний день в этой игре, можно увидеть воочию…


Сергей Ломанов: "Учу игроков уважать друг друга"
В эти дни главный тренер хоккейного клуба «Енисей» Сергей Иванович Ломанов на стадионе с раннего утра до позднего вечера – до начала сезона остаются считанные дни… Интересно, что застал я его не на льду (хотя тренировочная игра была в самом разгаре) и даже в собственном кабинете. Мэтр русского хоккея, скрестив на груди руки, смотрел игру со второго этажа – из окна специальной комнаты «для родственников  хоккеистов». Признаться, я и не подозревал о её существовании. С этого и начался наш разговор:

— Приятно видеть такую заботу о женах и родителях хоккеистов…
— Комната редко пустует. Я тоже, между прочим, по праву её занимаю! Вон, мой сын на льду катается… А если серьезно, то это очень важно. Здесь можно не только игру посмотреть, но и чаю попить, пообщаться в неформальной обстановке. У нас внутри команды отношения построены на взаимоуважении. Это помогает взаимопониманию и на поле…

— То есть, при прочих равных условиях, побеждает более дружная команда?
— Безусловно. Если партнёр по команде тебе приятен как человек, играешь, как будто поёшь. Это я по себе знаю. Когда я выходил на лёд с Андреем Пашкиным, например, я был уверен, что он не подведёт, вовремя откроется, и сам отдаст пас так, что мне будет удобно бить. А были и такие партнёры, с  которыми взаимопонимания достичь так и не удавалось, которые отдавали мяч, что называется «в борьбу», вынуждали рисковать. Я так скажу: половина травм нападающего -  это вина его невнимательных и неумных партнеров, а вовсе не соперников… Я учу своих ребят беречь и уважать друг друга.

— Может в этом и есть феномен «Енисея»? Выходят на лёд парни, выросшие по сути дела, в одном микрорайоне, и обыгрывают клубы, которые за немалые деньги скупали звёзд в России, Швеции, Финляндии.
— И в этом тоже, конечно… У нас неплохой стадион. Ребята, которые растут рядом, имеют возможность видеть игру лучших мастеров бенди. Но этого, я считаю, недостаточно. Игрой надо жить... В советское время в каждом дворе была коробка, мы всё свободное время гоняли мяч. Зимой – хоккей, летом – футбол. А сегодня папы и мамы возят своих детей на тренировки на дорогих машинах. А у кого нет машин, им что делать? Детский спорт не должен быть элитным, он должен быть доступен всем, его надо развивать не ради будущих чемпионских медалей, ради здоровой и сильной нации. А медали потом придут, сами собой. Сегодня же я с грустью вижу, как всё, что создавалось предыдущими поколениями, разваливается. Всё меньше умных детских тренеров, потому что идёт гонка за призовыми местами, результатом. А это убивает игру, убивает спорт.

— Разве? А я думал, что в том, что дети не просто играют, но и выигрывают и побеждают, ничего плохого нет…
— Сама по себе победа, это, для детской команды, конечно, неплохо… Вопрос в другом – какой ценой она достигается, и что ставится во главу угла: сиюминутный результат или долгосрочная перспектива. Сделать из 10-12 летних мальчишек чемпионов – дело нехитрое. Собрал переростков поздоровее, побольше дал им физической нагрузки и всё, они всех перетолкают-перебегают. Но потом толку из них не будет, проверено временем…

— Это почему?  
— Думать они не научатся, вот почему. Когда я вижу хлипкого, вертлявого пацана, который проиграв, ревёт, размазывая слёзы, а назавтра встаёт на коньки и рвётся вперёд с новой силой, я вижу в нём перспективу. Тот, кто физически слабее, ниже ростом, старается добиваться результата за счёт каких-то других качеств – техники, скорости , умения видеть поле. А потом, когда в 18 лет приходит силёнка, он самоуверенных здоровяков оставляет далеко позади. Я сам такой. До четырнадцати лет был ниже своих сверстников. А старший брат – Виктор, с утра до вечера с друзьями в хоккей и футбол гонял. Меня, конечно, к ним тянуло… Сначала от меня отмахивались, но я сидел, упорно, ждал, вдруг кого-то домой позовут или не придёт кто, тогда меня брали для ровного счёта. Потом стали замечать, что у меня что-то получается, потом уже спорили: «пусть к нам идёт – нет, лучше, пускай за нас играет!» 

— То есть, игроки должны расти сами, как цветы на асфальте, тренер им только мешает, получается?
— Детский тренер должен быть, прежде всего, умным, и работу  его нужно оценивать не по сиюминутным результатам, а по тому, сколько спортсменов он подготовил для взрослых клубов. Мне в детстве очень хорошие тренеры попались, и это мне позволило стать игроком международного уровня. Сейчас таких специалистов, увы, мало. Тренер команды мастеров, тем  более – сборной, это, прежде всего стратег, психолог. Он должен правильно поставить задачу на игру, настроить хоккеистов. Но как правильно держать клюшку он учить не должен. А если у тебя «игроки» которые на коньках толком стоять не умеют, поля не видят, хоть каким ты стратегом будь, ничего не выиграешь! Я ведь когда в Красноярск в первый раз тренером приехал работать, в середине 90-х – двенадцать игроков из команды отчислил. Во второй раз, уже в 2008-м - вновь пришлось команду изрядно «почистить». Потому что был не хоккей, а какая-то бестолковая беготня и толкотня. Я говорю: «Ребята, нельзя такой хоккей зрителям показывать, тем более красноярским болельщикам». Ведь большинство из тех, кто приходит на наши трибуны – настоящие спортивные эстеты, они привыкли смотреть качественный хоккей, их надо уважать!

— Поверьте, болельщики тоже уважают свою команду. В прошлом году, даже после досадного поражения в полуфинале плей-офф, ребят провожали аплодисментами стоя.
—  Вот об этом я и говорю. Прогнозы – дело неблагодарное, поэтому о предполагаемых местах и результатах говорить не стану. Главное, чтобы за игру было не стыдно перед земляками…
Комментарии 0
Вы гость. Войти или зарегистрироваться
Еще