Анатолий Быков: "Мыслить надо по-государственному"
- 8 ноября 2012 г.
- Краевой спорт
Депутат Законодательного собрания Анатолий Быков дал откровенное интервью, в котором заявил, что имеет кардинально-противоположную относительно региональных властей точку зрения на развитие спорта в Красноярском крае. Несмотря на официальные фанфары с заявкой на Универсиаду и строительством новых объектов парламентарий говорит, что лозунги расходятся с делом.
- У нас нет никакой системы развития спорта. Нет системности развития спорта, начиная от детско-юношеского и заканчивая профессиональным. Ряд видов спорта это показывают. На глазах похоронили школу олимпийского резерва, одну из лучших школ, которая подготовила весь цвет наших спортсменов. Губернатору об этом докладывали, говорили, но он, послушав случайных людей, не стал учитывать мнения профессионалов.
У нас были губернаторы типа Хлопонина, которые обещали построить 300 спортивных объектов, но и десятка не построили. Собирал целые совещания, всю спортивную общественность, всех наших, можно сказать, академиков спорта. Но у нас такие академики, которые все молчат, власти слова не скажут! Потому что они от власти кормятся. Все молчат, могут только на кухне об этом говорить, но вслух никогда не скажут. А потом обращаются: «Толя, ну зачем ты так?”. Говорю: "Я здесь живу, и никуда отсюда уезжать не собираюсь." Мне не безразлично, когда тратятся такие огромные деньги налогоплательщиков на клубы, которые бездарно играют, и никто на это не хочет реагировать. На баскетбол, на другие виды спорта... Всегда говорил, что если мы не будем вкладывать в наших детей, то ничего не получим своего. Так и будем покупать игроков, хотя у нас когда-то были свои звезды.
Сейчас все занимаются футболом. Но, посмотрите, в центре города есть стадион «Локомотив», он стоит пустой на протяжении многих лет. Почему сегодня на «Рассвете» яблоку упасть негде? Ведь раньше так было везде, в том числе и на том же «Локомотиве», куда в советские годы было трудно попасть. У нас как-то так: мы строим-строим какие-то планы, пытаемся составлять программы по развитию физической культуры для массовости. Хотя массовость не может попасть туда, что мы настроили. Возьмите Ледовый дворец, о котором еще губернатор Хлопонин президенту Путину говорил, что в январе 2008-го мы его сдадим. Когда мы его сдали, нам всем известно.
У меня полное непонимание по поводу футбольного манежа. Там просто определенный финансовый интерес определенных людей. В том числе, как оказывается, эти интересы совпадают с губернаторскими интересами. Я не вижу там результата, нельзя там строить манеж краевого масштаба, не смогут туда дети добираться, транспортной развязки там нет, добираться придется по два часа. Не раз говорил это, чтобы донесли губернатору. Но у нас сейчас министр спорта (Сергей Алексеев — прим.авт.) молодой несамостоятельный парень. Он старается, учится, но то наследство, что ему оставил предшественник (Сергей Гуров — прим.авт.), еще долго придется расхлебывать. Неужели губернатор не хочет понять, что до манежа трудно добираться? Пусть он своих родных детей посадит в автобус, и пусть они проедут туда в 17:00. Смогут ли они после этой поездки тренироваться, а потом домой возвращаться, может быть, на час меньше? Это что за тренировка? Надо строить в таком месте, к которому можно удобно подъехать со всех концов города. Не могут же дети из того же Северо-Западного туда поехать. Или делать это для тех, кто сидит на сборах, чтобы они там жили и играли. Но тогда надо строить рядом и гостиницу. Для круглогодичных занятий манеж не подходит.
Я считаю, что это преступно и бездарно! В Законодательном собрании я вхожу в комитет по образованию, культуре и спорту, я там об этом заявляю. Но большинство наших депутатов не слышат, у них есть политика партии. «Единая Россия» сказала нажать на кнопку, они нажали. А вдуматься, как надо развивать физическую культуру и спорта, не хотят.
- Скорее всего, это общероссийская тенденция
- Я во многих городах и странах бывал. Из последнего, что меня тронуло. Я был не так давно в Чечне. Посмотрел какой там подход, я им сказал: «От вас начнется возрождение России». Какие там спортивные сооружения, как они функционируют, в каком состоянии находятся спортсмены, как они идейно подходят к воспитанию детей, какие вознаграждения за спортивные успехи. Сам президент (Рамзан Кадыров — прим.авт.) находит время для детей. Просидеть целый день, посмотреть, отметить лучших. Прежде всего он думает о здоровой нации. Это то, чего сегодня не хватает у нас в крае.
- Не так давно в Красноярске прошло празднование столетия красноярского футбола. Приезжал президент РФС Николай Толстых. Однако, Вас на мероприятии не было.
- Меня не пригласили. Возможно, потому что все, что я делал, я делал для футбола, а не для чиновников. Я неудобен для них. Во-первых, я не пилю бюджет, чужого мне не надо – у меня есть свое, я независимый человек. Я говорю то, что вижу, что думаю. Сегодня я вижу случайных людей у футбола, которые ничего не добьются, но будут, как пиявки, пить кровь от футбола, будут строить манежи, зарабатывая на этом свои пять копеек, делиться с кем-то, кто их поддерживает во власти. Когда сюда придет независимый человек, хозяин, они все пойдут улицы мести, а кто и в тюрьму сядет – вот их будущее.
- Вы упомянули, что министр спорта края у нас молодой и пока только всему учится. Неужели в крае нет более достойного управленца, который мог бы возглавить это направление?
- Когда-то меня губернатор Хлопонин просил помочь в выборе кандидатуры главы агентства физической культуры и спорта. Мы собирали спортивную общественность, которая предлагала человека. Но губернатор не хотел его назначать, они все думали, что это будет ставленник Быкова, что он будет работать на меня. Хотя Быкову зачем это? Я за спорт в крае... И они назначали тех людей, которые непрофессионалы. На протяжении всех 10 лет на моих глазах, я вам хочу сказать, были просто бездарные люди. Я имею в виду профессиональный подход. Они, может быть, хорошие люди. Но иногда хороший человек по профессиональным качествам не подходит. А есть сложный, но отлично разбирается в своей работе. Я выбираю всегда второй подход: есть работа - есть отношения. А у нас власть в лице губернатора подбирает себе людей, которые, наверное, умеют угождать, но не работать. Это ошибочно, недальновидно и некомпетентно для первого лица края.
- Вы может назвать тех, кто может справиться?
- Не зря Сталин говорил, что кадры решают все. На сегодня кадровая политика в Красноярском крае уничтожена. Взять того же Алексеева. Перед ним надо ставить задачи, и требовать их выполнения. А так можно поставить любого, он ничего делать не будет, потому что нет системы. Была школа Олимпийского резерва, ее взяли и разрушили, хотя там готовились профессионалы. Кому-то это было выгодно.
Иногда прихожу к выводу, что хотят сделать, чтобы в Сибири вообще не было ничего своего, создать промышленную колонию, откуда качать только деньги, ничего не возвращая взамен. В советское время мы были пацанами, мы могли придти в любой спортклуб, и никто с нас денег не требовал, могли тренироваться с утра до вечера...
Я вернусь к предыдущему вопросу: мы тогда выбрали Петра Брауна, которого Хлопонин не поставил руководителем агентства, хотя дал нам поручение по этому вопросу. Он просто назначил другого. Я потом ему сказал, что с такими вопросами ко мне больше не обращаться. Он нас унизил перед спортивной общественностью, но, в первую очередь, унизил сам себя, как государственный человек. Поэтому я по кадровым вопросам с ними не общаюсь. Когда увижу, что у нас будет первое лицо края государственник, то постараюсь чем-то помочь. Сейчас есть 2-3 достойных человека в крае, но в эту команду они сами не пойдут. Эти люди воспитаны иначе. Если будут работать так, как нужно, то встретят противостояние. Считаю, что надо любить свою землю и народ. Мыслить надо по-государственному.
Комментарий РЯ: В интервью затронуты некоторые злободневные вопросы развития краевого спорта. Вполне вероятно, что у Министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края имеется свое мнение по поводу изложенных проблем. Редакция готова предоставить место для его публикации в рамках цивилизованного обсуждения.