Геннадий Морозов: «Футбол мелочей не терпит!»
- 7 февраля 2007 г.
- Футбол
Третий за последние полтора десятка лет приход красноярского «Металлурга» в подэлитный дивизион закончился в 2006 году очередным «возвращением» в болото восточной «конференции» второй лиги.
На «Востоке» – этой самой окраине российской футбольной империи – Красноярску нежелательно задерживаться надолго. По мнению учредителей и президента клуба, сезона для этого вполне достаточно! Нацеленное только на победу в зональном турнире руководство «металлургов» решилось на кадровую революцию. В сезоне-2007 мы наверняка услышим в составе красноярской команды не одно новое имя. Да и вести ее на покорение «восточного» трона предстоит уже новой персоне.
Эту ношу взвалил на себя человек новой тренерской «волны» – 44-летний Геннадий Морозов. Некогда игрок столичных «Спартака» и «Динамо», не раз выходящий на поле в майке сборной Советского Союза, в том числе и в чемпионате мира 1986 года. Возможно, Морозов не обладал харизмой того же Вагиза Хидиятуллина или эпатажностью Александра Бубнова, но среди обоймы игроков «народной команды» всегда выделялся жесткостью, отменной скоростью и предельной неуступчивостью. Именно за это киевлянин Валерий Лобановский, обычно без энтузиазма приглашающий в сборную Союза своих главных конкурентов – «спартачей», – не обошелся без его кандидатуры на мировом форуме в Мексике. Блестяще дебютировав в одной из лучших команд страны в 19 лет, Морозов собрал в своем послужном списке звание «мастера спорта международного класса», несколько серебряных и бронзовых медалей чемпионатов Союза, чемпионский титул образца 89-го года, квартет включений в список «33 лучших игроков сезона». Причем в 85-м – первым в стране номером на позиции правого защитника!
– Я – коренной спартаковец, воспитанник этого клуба. Пришел в команду еще в 1972 году к олимпийскому чемпиону Анатолию Исаеву. Он – мой первый тренер. Но посчастливилось заниматься и у других «красно-белых» зубров: меня тренировали и Николай Иванович Тищенко, и Анатолий Михайлович Ильин – вместе с Исаевым выигравшие в 56-м для нашей страны первое олимпийское золото! Какое-то время с нами работал и Галимзян Хусаинов – тоже знаковое имя для московского «Спартака». Команда была хорошая: 62-й год рождения дал основному составу, а потом и сборной Союза, Сергея Родионова и Бориса Позднякова. Ну и меня, собственно.
– Наверное, сыграло свою роль и то, что в главной команде вам всем опять повезло с наставником. Бесков – легенда отечественного футбола.
– Константин Иванович был великим и футболистом, и тренером. Целая эпоха в футболе. Одно противостояние тренерских школ – Бескова в Москве и Лобановского в Киеве – чего стоит! Один исповедовал комбинационный, кружевной футбол, другой делал ставку на «физику». Но в обеих командах выросло целое поколение классных игроков, сделавших имя нашему футболу. Кстати, именно Бесков пригласил меня в сборную СССР. Это произошло буквально сразу же после моего прихода в «Спартак» в 80-м. Но на чемпионат в Испанию я не попал.
– Зато попали на мексиканский турнир, который мог стать триумфальным для советской команды.
– Да, мое второе «пришествие» в национальную команду пришлось уже на 85-й при Эдуарде Малофееве. С ним мы завоевали путевку в Мексику, но Малофеева заменил Лобановский, чьи подопечные по киевскому «Динамо» составляли костяк сборной. Что касается меня, то я опять едва не пролетел мимо чемпионата мира. Опять травма, долгое восстановление, и только после консультаций с врачом сборной – Савелием Мышаловым – было принято решение взять меня на турнир. Подготовку пришлось форсировать, но идеальную форму я так и не набрал, сыграв в Мексике всего один матч с канадцами. А вообще наша сборная образца 86-го года была одной из лучших на том чемпионате. Но эта драма в матче с бельгийцами (проигрыш 3:4 в добавленное время в 1/8 финала) – там сплелись и наша недооценка соперника, и большая политика, из-за которой сборную СССР арбитры откровенно засуживали. Я думаю, многие это еще помнят. А мне в таких играх пришлось поучаствовать…
– Возвращаясь к Бескову… Константин Иванович не умел красиво расставаться с игроками, которые когда-то ходили у него в любимчиках и незаменимых. Таких историй я знаю множество – от подлинных трагедий до настоящих анекдотов. Это, к слову, стало для «Спартака» даже какой-то печальной традицией.
– Мне-то грех жаловаться на мэтра. Мой уход в эту схему не вписывается. У меня проблем с Бесковым не было никогда! Методы его работы – тема отдельного разговора. Но в любом случае Константин Иванович знал, что главный в команде – он. И он должен сделать все для достижения результата. Футболисты должны правильно воспринимать тренерские замечания и делать выводы. Что касается моего ухода, то его спровоцировал не Бесков, а очередная серьезная травма. Я сломался в игре с «Днепром» – моя карьера после нее оказалась под вопросом. Это был 86-й год, медицина была совсем на ином, нежели сегодня, уровне. Хороший хирург Сергей Павлович Миронов, оперировавший меня, никаких гарантий вообще не давал… В итоге появился вариант с московским «Динамо». Если кто подзабыл, в ту пору армия для спортсмена была в обязаловку – и служить мне пришлось бы все равно. Если не в ЦСКА или «Динамо», так в регулярных частях. Пригласил меня в стан «бело-голубых» опять же Малофеев. Рисковали при этом и он, и я, и команда. Но все обошлось. А после двух «армейских» сезонов Бесков позвал меня обратно в «Спартак». Я недолго раздумывал. Правда, почти одновременно с моим возвращением подул ветер перемен: Бескова сняли, пришел Романцев, но на моей судьбе это не отразилось. Еще полтора года я играл в родном клубе, завоевав наконец-то в 89-м золото чемпионата СССР.
– А затем?
– А затем случилось то, что случилось: рецидив травмы 86-го года. В Бремене (тогда у «Спартака» были очень хорошие отношения с местным «Вердером») мне сделали еще одну операцию, и после нее с футболом пришлось прощаться. Досрочно.
– В 28 лет - на «футбольной обочине»! Вопрос «куда пойти, куда податься» в этот момент более чем актуален.
– Первая мысль: «Только не в тренеры!» Колено после операции было пустое – и передвигаться мне можно было два часа в день. Это – максимум! Лежачий тренер, как вы понимаете, – это не смешно… Так что этот вариант не рассматривался в принципе. Но от судьбы, видимо, не уйдешь… Все получилось спонтанно: сначала пригласили консультантом в Шатуру. Потом Сергей Родионов позвал в дубль «Спартака». А уже оттуда, в 2005-м, пригласили в Челябинск, где пришлось создавать практически новую команду. Местный «ЛУКОЙЛ» сначала был переименован в «Спартак», затем со второго места в зоне «Урал» поднялся в первый дивизион, заняв очень приличное девятое место. Клуб за последние несколько лет оброс болельщиками. Челябинцы очень полюбили футбол – правда, только им, видимо, он и был нужен. Властям там больше по душе хоккей с шайбой. Именно поэтому президент клуба Юрий Первак и принял решение перевезти команду в Нижний Новгород.
– Даже переезд с Урала на берега Волги не помешал очень многим в межсезонье называть «красно-белых» теневым лидером. И вдруг такая катастрофа: совсем нелогичный вылет из первого дивизиона!
– «Теневой лидер»? Это громко сказано. Перед началом сезона в клуб пришел Шикунов – тоже известный по московскому «Спартаку», – и у нас кардинальным образом поменялся состав. Пришли другие люди с именами. На старте чемпионата команда показывала очень симпатичный футбол. Но вот очками вышла пробуксовка! А турнир в первой лиге весьма своеобразен. Лирика здесь не в почете! Надо играть, рубиться через «не хочу» – а не сотрясать воздух словесами о былых достижениях. Что наглядно демонстрировал тот же Андрей Тихонов в «Химках»! Ну и переезд все-таки сказался. В Нижнем Новгороде мы столкнулись с массой проблем: ни полей, ни залов для тренировок – вместе этого игроки вынуждены были бегать кроссы! С началом чемпионата команда в физическом плане сдала, что и стало одной из главных причин скромного очкового эквивалента… При этом к ребятам у меня все-таки нет претензий – футбол они показывали очень хороший. Что же до печального итога о прекращении работы – то и для меня это стало полной неожиданностью. До сих пор не укладывается в голове!
– Чем занимались во время вынужденного отдыха?
– Делами ветеранскими с московским «Спартаком». Но полгода на отдых вполне достаточно. Тем более что получил приглашение от президента «Металлурга» Дениса Рубцова. Задача у красноярского клуба серьезная. Я думаю, работать будет интересно.
– И какова же задача, можно ее сейчас озвучить?
– Вернуться в первый дивизион и закрепиться там! Для этого мы все вместе должны работать – и президент клуба, и тренерский штаб. И город, если хотите. Все должны работать на команду, на достижение главной задачи. Надо всем понять простую истину – футбол мелочей не терпит!
- Газета "Вечерний Красноярск".
- Александр ГОРЯЧЕВ
Фото Сергея ЧЕРНЫХ