Упал - вставай и гони


Упал - вставай и гони

Фестиваль «Зимний вираж» – срез истории мотоспорта в реальном времени.

В начале марта в центре Красноярска прошел традиционный мото-фестиваль «Зимний вираж», оформленный организаторами в настоящий праздник с народными гуляниями, пиротехникой и огненным шоу. В такой красочной обертке зрители увидели и собственно повод, по которому они собрались – мотогонки.

ЧТО ТАКОЕ МОТОКРОСС?

После войны в мотокросс приходили, чтобы стать мужчиной. Когда старики рассказывают о вступительных экзаменах – кровь стынет в жилах. Например, на ходу поменять колесо. Сидящий в коляске откручивал запаску, меняя ее местами с колесом, стоявшим на коляске. Понятно, что ни на 20, ни на 30 км/ч с задранной коляской мотоцикл проехать не сможет, этой скорости будет недостаточно. Дальше читатель домыслит сам. Само собой, что задания выполнялись курсантами на время.

Второй: поменяться на ходу местами – из коляски за руль и наоборот. Третий экзамен. Готовы? Разогнавшись не менее 60 км/ч, нужно остановиться у черты в метре… от стены. Струсил – домой. Никто не жаловался. Время было такое. Закаленные фронтовики, мальчишки, рожденные в войну или накануне ее, по возрасту на  фронт не попавшие, реализовывали себя там. Глядя на современных упитанных байкеров или лоснящихся седоков гламурной двухколесной техники, попробуйте угадать в них тех мальчишек и тренеров, которые стояли у истоков мотоспорта.

На черно-белых фотоснимках 50-60-х годов, запечатлевших старты в мотокроссе, видны ряды зрителей, волнами уходящие до горизонта. На мотогонки выезжали всем городом. То был праздник. Выступать кто попало не допускался, болели за своих – коллег по работе, товарищей, отцов и братьев. Отличников, передовиков и ударников. Борьба разыгрывалась в полях, по проселку. Отсюда и название дисциплины – мотокросс. Cross – пересекать (местность), форсировать.

Оказалось, что мотоцикл – техника неприхотливая, ей много не надо. Подойдет обычное футбольное поле, если залить его водой и укатать снегом – для кольцевых гонок. Небольшая дистанция стадиона достаточна для полноценного разгона. Старт, вираж, прямик, снова вираж. Так мотогонки пришли в центр Красноярска. Шли годы, мотоспорт развивался. Мотогонщики выступали на «Локомотиве», собирая полные трибуны. В 80-90-е красноярский мотоспорт уже гремел по всему миру. Парень из Красноярска десять раз приезжал на чемпионат мира и десять раз побеждал!

В мотокроссе формировались династии. Это видно и на нынешних соревнованиях. Культура проведения мотогонок, традиции, уловимая даже с первого визита атмосфера, чувствуются как-то сами собой, прослеживаясь в организации, отношении и проведении в целом. Это нельзя понять. Можно только вкусить.

Мотокросс – дисциплина стратегическая. Не требующая возведения дорогих гоночных трасс и многоэтажных стадионов. Потому – доступная для развития повсюду. Грязи и ухабов в России всем хватит. Мотоцикл можно содержать в любом сарае, начав с минимума. Мотогонщикам, как крестьянам, только что освобожденным от крепостной повинности, подходят «горки да песочки». То, что нельзя возделывать под поля, непригодно под постройку дачи или вообще невозможно окультурить, для мотогонщика идеально подходит под гоночную трассу. Ухабистый овраг или косогор. Хотя красноярские трассы – одна красивее другой. С Цимлянской возвышенности открывается вид на Николаевскую сопку и часть левобережья, а на часовне Параскевы Пятницы – так и вовсе шедевр, иначе не скажешь.

Детей в мотоспорте начинают тренировать с 7 лет, а то и раньше. С этого же возраста начинающие мотогонщики выезжают вместе со взрослыми на соревнования, катаясь по взрослой же трассе, которую для детей до половины сокращают в длину, убирая пару прямиков и виражей. Нагрузка такая, что к финишу уже может не хватить сил оторвать от земли упавший мотоцикл. Что старики шутя комментируют: «Упал – или вставай и дальше езжай, или уходи с трассы! Не в шахматы пришел играть». Техника в таком возрасте тоже настоящая. Только в размерах детская.

МОТОЦИКЛ В ПОДАРОК

Мотофестиваль «Зимний вираж» для зрителя представляет собой некий срез мотоспорта в реальном времени. Какие классы нынче катаются, из каких городов и сел, на какой технике, где ее взять, какую предпочесть.

Интересен «Вираж» тем, что проходит в центре города, где за ограждением – праздник для публики с гуляниями, забавами и угощениями, а по ту сторону – яростные сражения мотогонщиков. Нынче участвовали команды Бородино, Зеленогорска, Железногорска, Зыково, Емельяново, Шушенского, Абакана и Красноярска. Мотоцикл, который спонсоры разыграли среди зрителей, достался девушке, пришедшей просто полюбопытствовать. Сама ли барышня на нем домой уехала или подвезли – не видели.

Что вас ожидает, если вы (или ваш ребенок) решили попробовать себя в мотоспорте? Это чемпионат края и ежегодные 5 этапов на протяжении весны, лета и осени.

Кататься вы сможете повсюду, а именно: Бородино, Заозерный, Канск, Шушенское, Красноярск. Этапы чемпионата России проводятся там же, поэтому стесняетесь вы или нет, но ездить будете вместе и по тем же трассам, что и действующие отечественные мастера мотоспорта. Часто за первое место в призах выставляют новый мотоцикл. Фортуну в гонках никто не отменял – дерзайте!

РЕБЕНОК И МОТОСПОРТ

Что дает занятие мотоспортом? Отсутствие проблемы избытка свободного времени и неорганизованного досуга. Смелость, реакцию, решительность и техническую грамотность. Для ребенка это шанс кататься на соревнованиях уровня первенства Сибири и России, еще учась в младшей школе. Отсюда – почет и уважение одноклассников и педагогов, где учащийся будет выделяться не моделью сотового телефона или размахом летней загранпоездки, а личностными качествами. Как говорится, найдите семь отличий.

Что еще? Безопасность на дорогах. Мотокросс прививает не только мастерство и опыт, но и трезвый взгляд, как на происходящее, так и на собственные возможности. Самореализуясь на трассе, в жизни гонщик обычно ведет себя спокойно и расчетливо, привыкнув беречь силы и технику. Само собой не стоит забывать о навыках командной работы и взаимовыручки.

А еще – не у каждого ребенка страны есть возможность тренироваться у чемпиона мира, даже однократного. Юрий Иванов, тот самый десятикратный чемпион, с сыновьями продолжают развивать мотоспорт, уже ставший делом их династии. Попасть к ним можно, обратившись в краевую мотоциклетную федерацию. Слово «ребенок» употребляется умышленно, ибо часто можно увидеть мотогонщика с развивающимися из-под шлема кудряшками до пояса, – здесь катаются и мальчики, и девочки.

«ЗИМНИЙ ВИРАЖ». МОТОКРОСС

Класс 65.
1. Артем Давыдов.
2. Иван Андреев.
3. Никита Пономарчук (все – Красноярск).

Класс 85.
1. Андрей Конаниди (Абакан).
2. Георгий Кульментьев (Красноярск).
3. Виталий Матвеев (Бородино).

Класс открытый. Шипы.
1. Денис Присяжный (Абакан).
2. Александр Иванов (Красноярск).
3. Андрей Конаниди (Абакан).

Класс открытый. без шипов.

1. Станислав Дмитриев.
2. Александр Старостин.
3. Артем Доровских (все – Красноярск).

Класс национальный.

1. Егор Кочергин.
2. Андрей Другов (оба – Шушенское).
3. Константин Удегов (Бородино).

Класс открытый. Женщины.

1. Диана Макиевская.
2. Ольга Кульментьева.
3. Ирина Кудрявцева (все – Красноярск).
0
Комментарии (0)
На крутых поворотах

На крутых поворотах

Одним из самых зрелищных автомобильных событий уходящего лета стал Кубок города по автокроссу и картингу. По традиции на эти...