Матчи: Ближайшие Вчера Сегодня Завтра
  • Кликните для выбора даты

О хоккее с мячом откровенно

Несмотря на хоккейное затишье, связанное с межсезоньем, фамилии Ломановых продолжают греметь в информационных сводках.


О хоккее с мячом откровенно
Сергей Сергеевич стал лучшим игроком чемпионата России, по опросу, который журнал «Русский хоккей» провел среди главных тренеров и капитанов клубов. А Сергей Иванович, согласно Указу Президента России, был удостоен государственной награды – медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Главный тренер «Енисея» постоянно на виду, регулярно общается с журналистами, честно и откровенно высказывается практически на любые темы, даже самые острые. В эксклюзивном интервью для «Русского хоккея» Сергей Ломанов – старший делится с пресс-атташе клуба Владимиром Пермяковым своим мнением по самым актуальным вопросам российского хоккея с мячом: качестве судейства, состоянии стадионов, новом регламенте хоккейного сезона, нехватке молодых талантов в сборной России. И о другом – наиболее наболевшем…

- Недавно завершился очередной хоккейный сезон. Какие впечатления он оставил?
- Для меня этот прошел под знаком плохой погоды. В буквальном смысле. Получалось так, что «Енисею», как не играть – так на улице то дикие морозы, то ветер штормовой со снегопадом, то дожди льют. И не только «Енисею», но еще и сборной России. Декабрьский турнир в Абакане на призы Правительства России здорово нас подкосил. В столицу Хакасии в разные команды мы делегировали почти два десятка игроков – практически весь состав! Играли ребята в минусовые температуры за 30 градусов. Естественно, что в конце декабря – начале января после такой «встряски» у нас случился незапланированный спад, и мы потеряли несколько важных очков. Опять же, после постоянной игры в холода, в команде началась череда травм и повреждений. Некоторые наши лидеры доигрывали сезон – все в болячках! И несмотря на это – у нас шесть чемпионов мира в составе сборной России!

В начале сезона все было по-другому. Мы прекрасно подготовились к Кубку Мира. Второй раз подряд вышли в финал, чего добиться – практически невозможно. Обновленный «Енисей» с 7 новыми, преимущественно молодыми, игроками в составе играл на равных с лучшими командами страны и всей Европы. Уже весной, к плэй-офф, несмотря на все трудности, мы подошли в хорошем состоянии. Уверен, если бы чуть больше повезло в полуфинале с московским «Динамо», команда была бы в финале чемпионата России.

- То есть, разговоры о том, что «Енисей» подошел к решающим играм не на пике формы – не имеют под собой оснований?
- Абсолютно! Физической формы, игрового опыта, качества игры нам бы хватило для того, чтобы побороться за золото. Могли, конечно, поудачнее сыграть против динамовцев. Но это – уже наша внутренняя «кухня». Результаты чемпионата внимательно проанализированы нашим тренерским штабом, сделаны выводы. Один из главных, хотя он для нас не нов – «Енисею» необходимо качественное усиление. Наши конкуренты ведут постоянную селекционную работу, точечно покупают игроков на проблемные позиции. Мы себе этого позволить не можем. Дай Бог, если по размеру бюджета входим в шестерку лучших. В основном, «Енисей» комплектуется за счет собственных воспитанников, вводит молодежь в состав. Процесс это – непростой. Нам гораздо сложнее, чем богатым конкурентам. Но, несмотря на это, «Енисей» показывает стабильные результаты и регулярно завоевывает медали чемпионата.

- Это говорит о том, что красноярская школа – сейчас лучшая в стране?
- Я оценивать не буду. У меня вообще особый взгляд на все то, что происходит с ДЮСШ по хоккею с мячом в нашей стране. Как таковых, спортивных школ у нас нет. Вывески – есть, но, фактически, как требуется, почти никто не работает. Спортшкола, в частности ее старшие возрасты, должна быть сродни общеобразовательной – прежде всего, в плане воспитания детей! Ребята у нас находятся с 1 по 11 класс. И занятия в школе должны нести в себе какие-то идеи. Должна быть собственная идеология. Как раньше, когда ты видел хоккеиста в игре и понимал: вот, он – из красноярского «Енисея», вот этот – из свердловского СКА, а тот – из московского «Динамо»… Именно так и должна работать спортивная школа. Примерно, как в футбольной «Барселоне» - поставлять в команду готовых, что называется, «наполненных» хоккеистов. Тех, кто сразу может выполнять задачи главного тренера – и расти в профессиональном плане.

А нам приходится годами переучивать молодежь. А все потому что в свое время в школы в качестве тренеров набирали учителей физкультуры. Согласен, самым младшим без физкультуры не обойтись. Но чему они могут научить более старших ребят, кроме «вдох глубокий, руки шире, не спешите – три, четыре…»?! Сейчас нам приходится ломать эту систему. Физруки понемногу отходят в прошлое – ведь мы, профессионалы хоккея с мячом, должны работать с такими же профессионалами! Мы в «Енисее» привлекаем в школу тех, кто сам играл в нашей команде – Виктора Ломанова, Александра Сапегу, Евгения Колосова. Хотим продолжать традиции красноярского хоккея, доносить до детей нашу хоккейную культуру. Хотим выстроить систему при которой хоккеист, переходя из команды одного возраста в другую, всегда знал, как она играет, какие там требования. И, соответственно, появлялся в основном составе уже сложившимся хоккеистом, не тратил время, чтобы переучиться хоккею и быстрее адаптировался к играм в Суперлиге.

- Какова главная проблема молодых хоккеистов на сегодня?
- Вы просто посмотрите на их физическую форму. Многим уже по 20 лет, а выглядят – как наше поколение в 16-17 лет. Плюс – большие пробелы в хоккейном образовании, в понимании игры, умении ее читать. Но здесь мы возвращаемся к той же самой теме – методикам работы детских тренеров. Они для ребят работают «папами». Холят, лелеют, сюсюкаются. А должны – характер им поставить, спортивную волю, стремление к борьбе, к игре, к победе! Те ребята, которые уже играли в «Енисее» и сейчас работают детскими тренерами, понимают – какие хоккеисты нужны главной команде. Но должно пройти время, чтобы мы ощутили перемены к лучшему.

- Финал XXI чемпионата страны принял Киров, годом ранее этого права удостоился Архангельск. Очевидно, что для повышения зрительского интереса давно напрашивается проведение решающего матча в Сибирском регионе. Красноярск готов в новом сезоне подать заявку на организацию финала?
- Я считаю, Красноярск, как, кстати, и Кемерово оптимальным местом. В Сибири интерес к хоккею с мячом – колоссальный. Рядом много городов – Новосибирск, Абакан, Иркутск - откуда, наверняка, на финал приедут тысячи болельщиков. Кроме того, Красноярск в состоянии показать решающую игру чемпионата по телевидению – с помощью 16 камер олимпийской ПТС, в HD-качестве. Думаю, если бы многие телезрители увидели матч лучших команд страны в такой классной картинке, они бы посмотрели на хоккей с мячом совсем другими глазами. Кроме того, Красноярск обладает огромным опытом по проведению чемпионатов мира и Европы по различным видам спорта, престижных международных турниров. В феврале на стадионе «Енисей» прошло юношеское первенство мира и практически все наши гости остались довольны. Уверен, наша команда организаторов проведет финал чемпионата России на самом высоком уровне – если город получит такое право.

- За неделю до российского финала весь мир имел возможность в прямом эфире наблюдать за противостоянием в Швеции, где главный матч Элитсерии собрал 37 тысяч зрителей, а сама игра на «Friends Arena» стала настоящим шоу. Придет ли отечественный хоккей с мячом когда-нибудь к подобному и что для этого необходимо сделать?
- А почему нет? Шайбисты же пришли к этому! А ведь в КХЛ работают такие же российские люди. Почему хоккей с шайбой – может, а хоккей с мячом – нет? Это же не что-то западное, американское. В КХЛ используют лучшие, на мой взгляд, технологии работы с российскими болельщиками. Устраивают красочные шоу, промоутируют матчи, обустраивают арены. Поэтому и стадионы – битком, и в СМИ – повышенный интерес. Шайбисты четко знают, чего хотят, как добиться результата, как популяризировать свой вид спорта. А нам-то что мешает? Я считаю ничего. Нужна только воля. И желание сделать хоккей с мячом действительно национальным видом спорта!

- Сборная России в феврале 2013 года в Венерсборге вернула себе звание чемпионов мира – на территории шведов, да еще тогда, когда в нашу команду мало кто верил. Удивила ли Вас зрелая игра команды в финале на фоне смены поколений в главной команде страны?
- Нисколько не удивило. Более того, смену поколений надо было проводить чуть пораньше. Начинать, минимум два-три года назад. А, может, и пять лет – сразу после победного чемпионата мира 2007 года, когда я тренировал сборную. Но мы почему-то не осмелились пойти по этому пути. И набили много шишек. Это было огромной ошибкой. Сейчас сборная составлена из игроков высокого класса. Тренерскому штабу национальной команды нужно было их объединить, найти подход. И в финале ребята сыграли очень грамотно, они четко знали, как можно победить шведов. Мне очень понравилась эта игра. Я искренне порадовался за нашу сборную. Сейчас, кстати, очень много споров ходит вокруг того, нужен ли российской команде базовый клуб. Скажу так: мы в «Енисее» за сильный чемпионат России, с большим количеством сильных команд. Но мы против монополии. Особенно такой, когда богатые клубы скупают игроков по принципу «лишь бы ослабить соперника». Такой подход не пойдет на пользу ни игрокам, ни сборной России.

- Не так давно часто приходилось слышать о проблеме нехватки молодых тренерских кадров. Насколько актуален этот вопрос на сегодня? Не только в Суперлиге, но и в детском хоккее.
- Я уже закидывал удочку в Законодательное Собрание Красноярского края – как раз по этой теме. Предложил нашим депутатам установить хорошие зарплаты для выдающихся спортсменов, которые завершают карьеру, и устроить их в ДЮСШ. Потому что сейчас там платят гроши. Зарплата детского тренера – 6 тысяч рублей. А, например, я только квартплаты отдаю – 8 тысяч. И как жить молодому человеку на такую зарплату – с женой, с маленькими детьми? Поэтому спортсмены, которые могли бы тренировать, идут заниматься каким-то мелким бизнесом. Чтобы выжить. А могли бы развивать спорт. Родители же ведут детей в секции, прежде всего, на имена, хотят, чтобы тренерами были авторитетные, известные люди. Но, с другой стороны, даже именитые спортсмены ничего не смогут сделать, если не начнется массовое строительство современных спортивных объектов в регионах.

- Не хватает льда?
- Катастрофически. У нас в Красноярске всего 3 крытых катка. Один из них – «Первомайский», входит в структуру «Енисея». Расписание приходится составлять на 25 команд – от самых маленьких детей до основного состава. А родители, при всем этом, постоянно обвиняют директора клуба Валерия Кузовова, что он предоставляет мало льда для тренировок. Но причем тут Валерий Степанович? Льда – просто нет, физически! И в любом случае будут недовольные. Получается интересная ситуация. Наш клуб активно продвигает хоккей с мячом, популяризирует. Все больше и больше родителей ведут к нам своих детей. А новых объектов практически не строится… Властям нужно серьезно задуматься над этой темой.

- После заседания Исполкома прояснились контуры нового сезона, таящего в себе немало нововведений. Одно из самых долгожданных – пролонгирование плей-офф. Зная, как Вы ратовали за увеличение четвертьфинальной серии до двух побед, решением удовлетворены? Или 1/8 финала вполне можно было сыграть по старой схеме, где победитель выявлялся по разнице мячей?
- Нет, Исполком принял очень своевременные и верные решения. Мы должны думать о болельщиках, для них играем. Чем продолжительнее серия плэй-офф – тем больше интриги. А в прошлом сезоне что было? Четвертьфинал – одна игра дома, одна на выезде. Зрителям этого явно не хватает. Не устаю обращаться к опыту КХЛ. Посмотрите, какие шикарные серии проходили в Кубке Гагарина! «Трактор» с нуля вытащил полуфинал с «Ак Барсом» - вот это матчи были! Вся страна следила, интересовалась. Благодаря таким запоминающимся поединкам растет зрительская аудитория хоккея с шайбой. Поэтому, чем больше матчей – тем лучше. В полуфинале следующего года и вовсе будем играть до трех побед. Это здорово! Я жду очень интересных игр!

- Изначально, должна была изменится и схема выездных матчей – с «тройных» турне до «двойных». Это могло бы облегчить жизнь командам ввиду затяжных поездок или принципиального значения не имеет?
- Ну как же не имеет? Я за два матча. «Тройки» очень неудобны. Допустим, мы прилетели с востока на запад страны, неделю там провели, несколько матчей отыграли. Только-только начинаем адаптироваться, как нужно лететь обратно. В итоге мы и там в «яму» попадаем, и здесь. Очень тяжело восстанавливаться. После таких поездок игроки, бывает, выходят на лед усталыми. Но болельщикам, которые приходят на трибуны, этого не объяснить! Они идут на стадион, чтобы насладиться игрой любимой команды. И скидки на плохую физическую форму из-за постоянных разъездов никто нам не сделает.

- Насколько утихла или, наоборот, обострилась в завершившемся чемпионате тема судейства?
- Да ничего не утихло. Знаете, когда судья работает объективно, пусть и совершает ошибки – профессионалам это видно сразу. И тренеры с игроками не обращают внимания на судейские помарки. Но когда мы видим ангажированность… Она есть, и не стоит здесь со мной спорить. О ней говорит вся страна. Мы же не слепые. И отлично знаем, что у наших судей – высокая квалификация. Все они могут прекрасно работать на матчах. Но не всегда получается. Я считаю, что судейский корпус необходимо выделить в отдельную организацию, как это произошло в ведущих видах  спорта. Чтобы он был независимым. А сейчас, получается, судьи – часть Федерации хоккея с мячом России. И если мы на них жалуемся, и доказываем свою правоту, что делать ФХМР? Наказывать саму себя? Самобичевание какое-то получается. Поэтому Федерация и судейская организация должны существовать отдельно друг от друга, это будет объективным и правильным решением.

- После матча в «Крылатском» Вы хвалили шведских арбитров. Считаете, что их уровень выше отечественных рефери?
- Я думаю, уровень сопоставим. Просто в Швеции за ошибки более жестко наказывают. А у нас даже инспекторы на матчи иногда приезжают, которые сами, в свое время, судили безобразно, а сейчас являются проверяющими! Случается, еще перед игрой подходят ко мне и говорят: «Сергей Иванович, вы сегодня только не злитесь, не жалуйтесь. Видео внимательно посмотрите, и потом делайте выводы…». Перед игрой. То есть, что, изнасилование неизбежно? (смеется). Думаю, Федерации нужно почаще опрашивать нас, задавать вопросы о судействе. Кстати, почему бы после сезона не спросить главных тренеров и капитанов клубов – кто стал лучшим судьей сезона? Мы же выбираем лучших игроков. Почему бы не выбрать лучших арбитров? Это была бы наиболее честная оценка работы представителей судейского корпуса.

- Какие шаги ФХМР в прошедшем сезоне заслужили одобрения, а какие, наоборот, оставили вопросы? Какую оценку заслужила работа Федерации этой зимой?
- Я поставлю хорошую оценку. Хоккей с мячом стали более активно показывать по федеральным каналам. Все больше информации о российских командах появляется в Интернете. Очень благодарен Федерации за то, что прислушались к нашему мнению. Все клубы вести прямые видео-трансляции домашних матчей в Интернет. Главное, теперь их контролировать. Потому что мне странно было слышать разговоры о том, что далеко не самые бедные команды, например, Казань или Новосибирск, не могут организовать трансляции. «Енисей» уже давно снимает все свои матчи в несколько камер, и это недорого! Мы готовы делиться нашими технологиями – потому что хотим, чтобы трансляций стало больше, и качественных трансляций. Еще хотелось бы, чтобы со следующего сезона инспекторов матчей обязали контролировать качество льда в каждой игре. И если выяснится, что кто-то намеренно нарушает технологию заливки, чтобы испортить лед – жестко наказывать такие команды, вплоть до присуждения технического поражения!

- Принятое в свое время решение о создании молодежной лиги для игроков до 23 лет оправдало себя?
- Знаете, я пока не увидел четких контуров этой лиги. Пока что этот турнир скомкан вместе с турниром Высшей лиги. Я даже с трудом понял, по каким критериям молодежные команды из своих зон попадали в финал. Кроме того, финал проводился в те же сроки, что и решающие матчи Суперлиги. Многие наши молодые игроки не смогли принять в нем участие, так как играли за основной состав. А были бы они – неизвестно, кто в итоге стал бы молодежным чемпионом России. Я думаю, молодежный финал надо проводить сразу после финиша Суперлиги. Тогда смогут выступить все лучшие, а сам турнир привлечет дополнительный зрительский интерес, его можно прекрасно раскрутить. У нас в России очень хороший молодой резерв. Но многие ребята пока не могут раскрыться, особенно, выступая за сборные разных возрастов. Где-то нужны специалисты посильнее, где-то – отбор игроков жестче и объективнее. Тогда результаты улучшаться, а молодежь начнет играть гораздо лучше. А если у нас не будет сильной молодежи – у нас не будет будущего.
Комментарии 0
Вы гость. Войти или зарегистрироваться
Хоккеисты "Енисея" вырвали победу в Нижнем Новгороде, Ломанов установил новый рекорд

Хоккеисты "Енисея" вырвали победу в Нижнем Новгороде, Ломанов установил новый рекорд

Хоккейный "Енисей" одержал первую выездную победу в чемпионате России, обыграв одного из главных своих конкурентов в борьбе за восьмерку нижегородский "Старт" со счетом 5:4.

11 декабря Хоккей с мячом
Еще