Матчи: Ближайшие Вчера Сегодня Завтра
  • В расписании на сегодня нет матчей красноярских команд
  • Кликните для выбора даты

Николай Захаров: "Сердце ноет только дома"

Знаменитый альпинист – об удивительном королевстве, влиянии Жюля Верна и замечательном хрене.


Николай Захаров: "Сердце ноет только дома"
В конце апреля заслуженный тренер России по альпинизму Николай Захаров отметил 60-летний юбилей. На счету «снежного барса» более трех сотен восхождений на высочайшие вершины мира, в том числе и на Эверест. В 1996 году он разработал новый маршрут восхождения на эту вершину: официальное название – «Русский кулуар», неофициально же – кулуар Захарова. На протяжении многих лет Николай Николаевич возглавляет краевую федерацию альпинизма и скалолазания, а также руководит СДЮСШОР по спортивному скалолазанию имени В. Г. Путинцева. И его «Азбука» может стать учебником не только для начинающего спортсмена, но и для каждого настоящего мужчины.

АМБИЦИИ

В альпинизме на первом этапе они очень важны. Когда мы были молодыми, то об амбициях не говорили. Был избранный круг людей, которые делали то, что другим не под силу. На нас все смотрели, восхищались, как мы, например, лезем по Столбам без страховки. И это были амбиции. У человека должно быть нормальное здоровое честолюбие.

БУТАН

Это королевство в восточных Гималаях. Я там был давно – возможно, одним из первых русских. Попасть туда очень трудно, но я этого сильно хотел. Там есть совсем нехоженные горы, семитысячники. Два года не мог получить визу. Это удивительная страна. Вообще в Азии кругом нищета, даже в Индии люди умирают на дорогах, спят вместе с собаками. В Бутане нет ни одного нищего, идеальная чистота, ни одной бумажки не валяется, люди живут натуральным хозяйством – в общем, есть на что посмотреть. Для меня это было жизненное открытие. Я очень рад, что попал туда.

ВОЗМОЖНОСТЬ

Возможность реализовать свои мечты. Во многом это, конечно, касается финансовых вещей. В нашем крае, хочу сказать, с этим дело обстоит лучше, чем в других регионах. Мы можем частично ездить за государственный счет – на официальные соревнования, сборы. И там реализовывать свои горные амбиции.

ГОТОВНОСТЬ

Если появляется возможность, то надо быть к ней готовым. Допустим, едем мы в Гималаи, запланировали какую-то обалденную стену, а на месте оказывается, что лезть на нее мы не готовы. Поэтому мы и сами тренируемся, и ребят молодых готовим на своем примере. Вообще, я понял, что научить чему-то можно только собственным примером. Рассказывать, как это делается, можно. Но молодые лезут и говорят: «Это невозможно». Я отвечаю: «Почему? Я ведь это делаю».

ДОМ

Родной дом. Где бы мы ни были, по дому всегда тоскуешь. Дом для меня это все. Я живу за городом, в лесу. Сам построил практически весь дом.

ЕДА

У альпинистов, когда живешь два месяца в экспедиции, еда имеет очень большое значение. Набирались опыта в Азии – Узбекистане, Киргизии. Все умеем готовить плов, шашлык, постоянно соревнуемся, у кого лучше получается. Мне даже на день рождения подарили баранки (висят на стене в кабинете Николая Захарова, – прим. автора): кто приходит – тот откусывает.

ЁЛКА

Люблю это дерево. У меня вокруг дома растут елки. Сам принес из леса и насадил.

ЖИЗНЬ

С каждым годом все сильнее понимаешь, насколько ты счастлив от того, что Бог подарил тебе жизнь. И с каждым днем стараешься это ценить. Если в молодости этого не замечаешь, все носишься, то сейчас даже спать жалко, потому что жизнь проходит мимо.

ЗАХАР

Это мой сын, которого я очень люблю. Захар Захаров. Имя предложила жена. Я, конечно, сразу согласился.

ИМЯ

Считаю, что имя главнее фамилии. В письмах, обращениях я всегда имя ставлю впереди – Николай Захаров. Имя человек получает не просто так, оно потом определяет его жизнь. Не важно, что имя означает. Имеет значение то, что мое мне подходит, мне с ним комфортно. Так же, наверное, получилось и с Захаром.

КРАСОТА

Я очень ценю красоту. Когда был молодым, то сначала по горам бегал, носился, чтобы сделать больше восхождений. Потом появились какие-то спортивные амбиции. И только потом начинаешь понимать красоту. И уже оглядываешься, когда лезешь на гору. В молодости мало смотришь по сторонам – больше вперед. Ценю красоту в природе, женскую красоту, конечно. Красивых мест много, я побывал на всех континентах, но чтобы трогало, чтобы прямо сердце ныло, – это только здесь. Я и жить больше нигде не захотел, хотя было много предложений за рубежом. Но я этого просто не представляю. Самое главное, чтобы был душевный комфорт. А гармония – это только дома. Мой дом – самое красивое место. От него ближайшая скала в двух минутах ходьбы. Специально такое место выбирал.

ЛЮБОВЬ

Однозначно, это главное в жизни. Все остальное не имеет никакого значения, если нет любви. Любви в широком ее понимании, не обязательно к женщине. В душе должна быть любовь к человеку. Мы часто бескомпромиссны в своих суждениях: то не нравится, это не нравится. А все люди разные, их надо любить, тогда начинаешь и понимать. Если человек людей ненавидит, у него и не получится никого понять.

МАМА

Моей маме в этом году 90 лет. Мы с ней часто видимся, очень близки, живем недалеко. Нас было трое детей, жили в деревне Бирюса. Домов пятьдесят было, сейчас она затоплена морем. Мама с Украины сама, ее семья была раскулачена и сослана в 30-х годах. Во время войны маму отправили в Бирюсу работать учительницей, ей было лет 18. Когда отец пришел весь израненный с войны, он тут же заметил сельскую учительницу-красавицу. Они вскоре и поженились. Хорошо помню, когда детьми летом просыпались, и рядом стояла чашка с клубникой, залитой молоком. Это мама.

НАДЕЖНОСТЬ

Мне повезло: мой круг друзей – это в основном альпинисты, скалолазы, с которыми мы вместе тренировались, лазили по горам. Надежнее людей я просто не знаю. Чтобы кто-то кого-то предал, такого в принципе не может быть. Мы держимся все вместе, и я бы пожелал всем иметь таких друзей.

О!

Просто «О!»... Это будет мое восклицание. Когда я вижу что-нибудь красивое, то говорю: «О!». Американцы говорят: «Вау!», а я это слово страшно не люблю. 

ПАПА

Он уже умер, в 1994 году. Он ушел на фронт в 17 лет, имел пять ранений. Для меня он всегда был примером. Это он привел меня впервые на Столбы. Брал на рыбалку, в лес, в тайгу. Он научил меня работать – и это главное. Сейчас многие молодые мужчины подрастают, а делать ничего не умеют. У нашего отца это было невозможно. Я могу сделать дома электрику, выкопать яму, скважину, водопровод сделать, гайку привернуть, из дерева что-нибудь соорудить. Отец был очень трудолюбивым: если он дома, значит, стучит молоток или топор. Никогда просто так не сидел. Утром просыпаешься: «Быстро дрова складывать!» Когда подросли: «Колоть!» Или стайку убирать. Все воспитание было на примере.

РАССУДОК

Его нельзя терять на горе. От этого зависит жизнь. Чем отличается настоящий экстремальный альпинизм, когда ты лезешь на большую стену? Тем, что там помочь невозможно. Даже в море сейчас можно вылететь вертолетом. На гору никто не вылетит, никто туда не поднимется, у спасателей нет такой квалификации. Поэтому рассудок – это главное. Правильно тактически построить восхождение, не переть, как баран на ворота.

СТИМУЛ

Стимул должен быть у каждого человека. Стараюсь, чтобы у всех наших ребят был стимул, в том числе и материальный. На энтузиазме сейчас никто ничего практически не делает, так уж жизнь сложилась. Раньше это называлась общественной работой. И эта общественная работа сама была стимулом. В Советском Союзе стимулом была престижность того, что ты делаешь. Сейчас на первое место вышел стимул материальный. И я стараюсь для своих учеников найти какую-то середину. Материально – поехать в горы не за свои деньги, а за какие-нибудь спонсорские. И одновременно, чтобы был какой-то моральный стимул.

ТЕРПЕНИЕ

В моей жизни большую роль сыграл высотный альпинизм. Это самая тяжелая дисциплина в альпинизме – восхождения на семи-, восьмитысячники. Высотником стать невозможно, если у человека нет терпения. Иногда надо по трое-четверо суток сидеть на высоте нескольких тысяч метров, где человек постепенно умирает. Там выжить невозможно, ты когда-то там все равно умрешь, и ты это знаешь. Но сидеть надо – непогода. И у кого терпения не хватает, тот уходит вниз и больше на гору не залазит. Или начинает блудить в непогоду, попадает в трещины, пропадает. При всех других равных характеристиках, побеждает тот, у кого больше терпения.

УМ

Причем женский. Мне нравятся умные женщины. Хотя и говорят, зачем женщине ум, мол, чем тупее, тем лучше. Но мне кажется, что умная женщина очень интересна. Я с удовольствием с такими общаюсь.

ФАНТАСТИКА

Фантастика. Читать я научился в пять лет. Маме не с кем было меня оставлять дома, и она брала меня с собой в школу. Я сидел на задней парте. А отец после войны долго работал на легких работах из-за ранений, был заведующим клубом. У него была библиотека, в которой я каждый день брал по книжке. Брал в основном фантастику. Прочитал полное собрание сочинений Жюля Верна – уже позже, когда мы жили в Березовке. Сейчас я фантастику не люблю, не читаю, не воспринимаю. Читаю только то, что реально происходит в жизни. А тогда на меня Жюль Верн оказал огромное влияние. Он же никуда из Франции не выезжал, сам нигде не был и насочинял столько, что у меня появилась страсть к открытию новых мест.

ХРЕН

Моя любимая приправа. Обожаю хрен. Советую всем его есть ежедневно. Это стопроцентное средство от онкологических заболеваний. Давным-давно смотрел передачу, что в Советском Союзе был совхоз, где выращивали только хрен. Это такое растение, что рядом ничего нельзя садить, потому что он уходит в глубину корнем до трех метров и забивает все остальное. Жители совхоза каждый день его ели в разных видах – никогда ни одного онкологического заболевания там зафиксировано не было.

ЦЕЛЬ

Меня часто спрашивают, как стать альпинистом. Я отвечаю: «Нужно поставить перед собой цель». А в альпинизме цель – это вершина. Чтобы дойти до этой цели, начинаешь совершенствоваться.

ЧЕНЦОВ

Есть такой человек – Сергей Ченцов. Это мой друг, известный ученый, работает в СФУ. Это мой напарник, с которым ходили в горах несколько лет. Мы с ним выросли как альпинисты до уровня мастеров спорта. Потом он занялся наукой. У нас на Столбах у всех есть прозвища, так у него кличка Кузьма, хотя он Сергей Васильевич. Это было такое счастье: мы вдвоем в горах делали все, что хотели. Как-то на Памире за тридцать дней совершили 12 восхождений высшей категории сложности без единой ночевки. С такой вот скоростью бегали, жили полноценной жизнью в горах. С ним у меня связана светлая полоса моего роста как альпиниста.

ШЕЛЕСТ

Это очень классно. Летом у меня дома окно нараспашку, и я просыпаюсь под шелест берез. И речка щебечет – это тогда будет следующая буква.

ЩЕБЕТАНИЕ

Щебетание птиц и речки – под эти звуки я просыпаюсь. Выхожу на улицу, иду купаться, как есть, все равно никто не видит.

ЭДЕЛЬВЕЙС

Это наша компания и избушка на Столбах. Избу «Эдельвейс» мы построили давно, еще в 70-х годах. Попасть в «Эдельвейс» чужому человеку и начать ходить туда постоянно невозможно. Вписаться в нашу компанию кому-то незнакомому – это крайний случай. Надо быть очень умным и хорошим человеком. Вся жизнь с этим «Эдельвейсом» связана.

ЮМОР

В широком понятии. Очень тяжело общаться с людьми, не обладающими юмором. Хотя я люблю общаться со всеми. Когда я работал на заводе «Красмаш», то ходил в профком, который нас финансировал на поездки в горы. Председателем профкома был Николай Николаевич Плохих – на самом деле, очень хороший человек. Но когда я к нему приходил, он никогда не улыбался, не задавал вопросы, молча подписывал бумаги. Когда его зам ушел с работы, то кабинет напротив освободился и табличку сняли. И вот я как-то захожу, а он как обычно хмурый. Решил развеселить человека, говорю: «А у меня есть знакомый Хороших Александр Николаевич. Может, его к вам в замы?» Он так поднял голову и смотрит на меня, в руках ручку держит, который хотел приказ подписать. Думаю: «Ну все! Капут экспедиции». Такой вот человек, без юмора. А может, это у него юмор такой? Ведь приказ-то все-таки подписал!

Я

Я счастлив, что живу на этом свете. И счастлив, что я – это я.
Комментарии 0
Вы гость. Войти или зарегистрироваться
Еще