Александр Елагин: "Власть предлагала землю на кладбище"


Александр Елагин: "Власть предлагала землю на кладбище"

О том, как и где сегодня живет мотоспорт. О его бедах и победах...

Вот уже несколько лет после своего возрождения в Красноярске, как впрочем и в России в целом, мотоспорт, имеющий огромную армию поклонников, пытается найти контакт с государством. Являясь одним из самых зрелищных видов спорта, он держится в основном на энтузиастах, посвятивших ему свою жизнь, и собирающих вокруг себя группы молодежи, мечтающей о спортивной мотоциклетной карьере. К сожалению, как показывает практика, карьере, в которой им никто нечего не может пообещать.

В Красноярске есть такие энтузиасты и рвущаяся к спортивным вершинам молодежь. У них есть желание, стремление, отстроенная система и план развития, только нет поддержки, без которой возрождающийся спорт стоит на месте.

-  Мы  проводим городские, краевые, сибирские и всероссийские соревнования, занимаем призовые места краевой и городской командой. Организуем в городе праздники, проводим  мото-шоу, при этом со стороны государства получаем финансовую поддержку в размере 5-10 процентов от требуемых затрат. Остальное средства приходится добывать самим. Вот уже на протяжении многих лет  власти только и делают, что обещают помочь. Если в их планах нет развития нашего спорта, тогда пусть не кидают слов впустую, мы будем искать другие пути, - говорит председатель Мотоциклетной федерации Красноярского края, известный в прошлом мотогонщик Александр Елагин.

Именно Александр стал тем энтузиастом, взявшимся за возрождение мотоспорта у нас в регионе. О том, как развивается этот технический вид спорта у нас в городе и крае, о планах и обещаниях краевых и городских властей  он рассказал в интервью порталу Redyarsk.ru.

Прежде чем приступить к разговору с Александром, проведем небольшой экскурс по современной истории мотоспорта в Красноярском крае. Уничтоженное почти под корень во время перестройки это ответвление технического вида спорта стало возрождаться в начале нынешнего века. Тогда усилиями энтузиастов и спонсоров была создана городская федерация, а чуть позже и краевая. В регионе появились свои традиционные соревнования: мотофестиваль «Зимний вираж», чемпионат края, чемпионат Сибирского Федерального округа, всероссийские соревнования и Кубок главы города Красноярска (ныне переименованный в Кубок Красноярья). Также Федерация принимает активное участие в деятельности города на различных праздниках - развивает  различные виды мотоспорта –мотокросс, снегоходный кросс, гонки на квадроциклах, эндуро, мотофристайл. В планах возрождение гонок на льду.

Красноярская история этого спорта имеет много известных имен и значительных дат, которые прославили город и край на международном уровне. В советское время мотоспорт занимал в нашем крае одно из лидирующих положений. К сожалению, в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых средств и должного внимания со стороны государственных органов этот потенциал во многом был утерян.

- Александр, что сегодня представляет из себя мотоспорт в Красноярском крае? И как начиналось его возрождение?
- После распада Советского союза распалась и структура мотоспорта. Каждый спортсмен выступал сам по себе, никто не представлял на соревнованиях Красноярский край. Это возмущало, нужно было менять ситуацию, что-то делать. Спортсмены, с которыми я начал участвовать в соревнованиях после продолжительного затишья, предложили мне  взяться за возрождение мотоспорта. Из-за этого пришлось прекратить заниматься спортом и браться за организацию его структуры. Первым шагом был зимний мотофестиваль в 2006 году. К его проведению я подошел творчески, собрал для мото-шоу пару профессиональных спортсменов (больше никого уговорить не удалось, все в основном отказывались) и при поддержке мотоклуба «Кентавр», а также руководства КРАССПОРТА провели совместное мероприятие. Тогда на стадион «Рассвет» пришло три тысячи зрителей, которые потрясенные увиденным простояли на морозе шесть часов - мы стадион «разорвали». И после положительного результата руководство КРАССПОРТА задалось вопросом - где у нас остальные технические виды спорта? После этого была создана городская федерация, а в  2008 году и краевая. При создании второй были трудности, там разгорелась настоящая война внутри мотоциклетного движения в Красноярском крае, но это другая история, которая длилась два года. В общем, федерация была создана, получена государственная аккредитация, подготовлены все необходимые документы для включения официальных соревнований в региональный календарь спортивных соревнований. Затем были намечены планы и написаны программы  по дальнейшему развитию спорта. При поддержке КРАССПОРТА и администрации Красноярска открыли отделение мотоспорта при школе олимпийского резерва СДЮШОР «Юность». При краевом министерстве спорта организовали официальную сборную команду по мотокроссу. В таком виде сейчас и существует структура мотоспорта  в Красноярском крае.

- Структура налажена. Но как это все работает? К примеру, школа.
- «Юность» - волейбольная школа, просто там были открыты отделения по техническим видам спорта: авто-, мото-, парусный и водно-моторный спорт. Основное наше отделение находится в Академгородке, и там уже больше двух месяцев нет электроэнергии. Вся мотоциклетная техника сломалась, разбилась, ездить не на чем, ремонтировать из-за отсутствия света тоже не на чем - станки не работают. Городские власти  не торопятся поддержать финансово, чтобы разрешить эту ситуацию. Приходится выделять свой личный транспорт  на поездки для участия в соревнованиях, также родители за свой счёт  содержат своих детей в муниципальной школе. Сейчас ситуация настолько у них плоха, что речь уже заходит вплоть до закрытия отделения мотоспорта в школе.

В «Юности» развивается только волейбол и фитнес, наш же вид находится в этаком подвешенном состоянии. Руководитель  школы не заинтересован  в развитии мотоциклетного  спорта, у него другой взгляд, так как занимает этот пост без опыта работы по техническим видам спорта и далёк от этой «темы». Он не знает всей специфики нашего спорта. Хотя потенциал у ребят есть, можно воспитывать чемпионов, так как ребята интересуются мотоциклами не меньше, чем тем же волейболом.

Но у тех, кто в «теме» и «у руля», нет средств не только на покупку мототехники, но и на поездки на соревнования, обустройство мототрассы во время тренировок, и даже за свет заплатить – ведь расчёт был на внимательное и постоянное участие государства в тренировочном процессе.

- У мотоспорта нет своего стадиона   для тренировок и проведения соревнований. Этот вопрос как-нибудь решается?
- Он, казалось бы, решался, но все было впустую. Началось «строительство» стадиона с 2008 года, когда была разработана краевая программа «Дети», в которую, правда, мы не вошли. Но долгими и упорными напоминаниями о себе федерации удалось добиться, чтобы руководство КРАССПОРТА  рассмотрело участие нашего вида спорта при строительстве стадиона по техническим видам спорта.

Но потом начались проблемы с выделением земельного участка. Городские власти предлагали участок и в Солнечном, и в Советском районе, КРАССПОРТ готов был передать федерации  стадион «Сибирь», от которого уже были ключи в руках, но который в итоге не подошел по техническим нормам  - он близко расположен к домам, дачам. Землю должны были выделить на городской комиссии. В поисках даже был такой анекдотичный момент, когда федерации  для стадиона предложили землю в районе кладбища "Бадалык". Представляете! При этом говорят, что другой земли в Красноярске нет. Я пришел в администрацию Красноярска и на карте за пять минут нашел отличное место на въезде в город, ориентировка – бывший пост ГАИ, район  Мясокомбината. Мне дали «добро» на этот участок, и администрация СДЮШОР «ЮНОСТЬ» начала  его оформлять. Краевыми властями строительство стадиона по техническим видам спорта (картодром) было включено в программу «Дети». Но и тут нас ждало разочарование. Получилось так, что истек срок по оформлению земли, пока проходило согласование со всеми структурами, и этот участок  оформил другой человек – бизнесмен. Тут же деньги, которые выделялись на строительство стадиона, 10 миллионов, «ушли», так как краевая программа «Дети» закончилась. Земли нет, денег нет, руководители спорта замолчали.

Но я не опускал рук, закидывал наших спортивных руководителей письмами, лично посещал. В итоге дали землю на Цимлянской улице (в районе за улицей Калинина), там гектаров двадцать. Включили в свой план развития, сказали, что будет строительство. У меня второе дыхание появилось. Но, как позже выяснилось, и здесь не все гладко - чтобы картодром построить надо снести половину горы, а это отнимет очень много средств. Предложили мне около часовни на Покровской горе. Я на нее проект написал, согласовал с автомобильной федерацией, чтобы они могли  тоже там развивать свой спорт, но на этом все заглохло.

По-разному спорт пытался развивать. Пробовал через университет - СФУ, где есть база при автодорожном факультете. Написал программу, по которой ребята из детской школы, поступая в ВУЗ, продолжали бы заниматься на университетской базе – с повышением уровня. Предложил этот проект на первом заседании в министерстве при участии заместителя министра спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края Григория Заподойникова. Он сказал, что все это эмоционально выглядит, и отправил меня зарабатывать – «Я в свое время зарабатывал, и вы идите». Согласен, но у нас нет базы для этого. Дайте стадион, мы сами будем зарабатывать, мы финансовые  проблемы спорта можем и так решить.

После распада Советского союза у всех видов спорта что-то осталось, у нас же ничего, ни клочка земли. ДОСААФ во время перестройки все свои ресурсы пустил для того, чтобы выжить, все их школы перешли на коммерческую основу, но конкуренция среди других школ оказалась сильнее, и сейчас они еле выживают. Перспектива, получается, только в бизнесе, который увидел в мотоспорте для себя неплохой вариант пиара.

Нам в КРАССПОРТе предлагали проводить соревнования  на «Красном кольце», «Форсаже», но это коммерческие проекты, где нужно платить деньги. Тем более, если мы свяжемся с бизнесом, власть забудет про строительство муниципального стадиона. Стадиона, где все желающие – жители нашего города – могли бы заниматься мотоспортом. Кто-то думает, что мотоспортом надо заниматься обеспеченным  людям, что это дорогой вид спорта. На  самом деле это не так. Он не дороже других видов спорта. А что делать пацанам с улицы (трудным подросткам), которых больше всего привлекают мотоциклы?  Именно из них получаются хорошие спортсмены. Они не боятся рисковать и добиваются успехов.

В пример развития мотоспорта можно привести село Шушенское, где построен картодром, есть мототрасса, закуплена недорогая отечественная техника. Там Станция Юных Техников проводит соревнования   в недорогом – бюджетном «национальном классе», по которому будут проводиться федерацией уже третьи соревнования. Эти недорогие мотоциклы производят в Ижевске - заказывают комплектующие из Китая и делают сборку по уже российским стандартам . Это позволяет любому желающему для начальной подготовки занятий мотоспортом купить мотоцикл и начать выступать на соревнованиях. К тому же закупка этой техники - хорошая  поддержка нашей мотопромышленности. Этим проектом уже заинтересовались  ребята из г.Абакана и Бородино. Работа в этом направлении идет и приносит свои результаты.

К слову о технике, у наших соседей из Кемерово есть интересный опыт:  при согласовании с ГИБДД отдают в детские спортшколы мотоциклы со штрафплощадок, если их владельцы не забирают их оттуда в течение определенного срока. Такое можно было сделать и у нас, и в принципе в своё время в администрации города Красноярска шли на встречу по этому вопросу. Это был бы малобюджетный вариант для технического творчества, только нужен стадион…

- А как обстоят дела с выступлениями спортсменов на российском уровне? На такого уровня соревнования мотоциклистам удается попасть?
- Наша красноярская команда всегда была в лидерах чемпионата СФО, занимала призовые места. Два года назад мы стали победителями соревнований. Тогда министерство спорта края пообещало, что в случаи победы команде будет оказана помощь для вступления на чемпионате России. Я написал три сметы на выбор – от максимальной до минимальной. Мы были согласны на любые условия, лишь бы попасть на соревнования. Но в итоге - ничего.

А наши спортсмены могут занимать высокие места. К примеру, в 2011 году во Франции воспитанник красноярской СДЮСШОР «Юность» Тимур Петрашин занял второе место в мировой серии MX Master Kids в классе 65см3. Кстати, на этих соревнованиях российских спортсменов представляла испанская команда. Тогда Тимур заставил всех понервничать, он оставался лидером гонки золотого финала, но на последнем участке трассы его обогнал британец. На сегодня юный гонщик - №1 в России в своем возрастной группе.

Еще один пример достижений - Юрий Иванов. Он занял третье место на проходивших в феврале этого года открытом кубке ДОСААФ по мотогонкам на льду среди «звёздных» ветеранов с мировым именем. Он провел всего одну тренировку и прекрасно выступил.

Мы стараемся, за свои средства ездим на соревнования, занимаем призовые места. Власть говорит – будем развивать. Спортсмены словам верят, но на деле убеждаются в обратном и веру теряют.

- Не могу не спросить про МотоТеатр каскадёров  «Крылатые Псы», созданный вами. Он тоже был задуман как способ привлечения внимания людей к мотоспорту?
- Да. Идею «Крылатых Псов» предложил спорткомитету, который ее одобрил и согласился помогать в развитии первого каскадерского движения в Красноярске.
В этом году у нас в планах было участие с известными московскими каскадерами, имеющих мировой рейтинг, с которыми было все договорено. Нас, кстати, они пригласили на обучение. И город опять сказал, что будет помогать. Но, в итоге, у меня все оборудование простаивает на коммерческом стадионе в районе поселка Солонцы.

У нас была до этого договоренность со стадионом  «Авангард» о взаимоподдержке: они нам предложили площадку для тренировок, а мы им наши выступления. Но все равно это сотрудничество было финансово тяжело вытягивать. К тому же каскадёрам  помимо участия в шоу программах нужно заработать себе на жизнь.
Наш МотоТеатр выполнял две задачи: привлечь талантливых спортсменов для дальнейшего  развития спорта, а также показать возможности человека, торжество спортивного духа.

- В чем проявляется это торжество и над чем?
– Показать торжество духа над материальным. Это должно быть в каждом спортсмене. Приведу пример из своего детства, когда впервые выступал на соревнованиях в классе мотоциклов 350 куб.см (правда, по возрасту я не подходил - не хватало года). Я ехал на собранном, можно сказать, из мотохлама  мотоцикле, который весил около 150 килограммов. На первом же повороте получил травму ноги, вылетев за ограждение. Отец перевязал мою ногу вместе с сапогом  и отправил на трассу дальше участвовать. Было тяжело ехать с одной ногой, другую на весу держать, да еще и спортсмены подрезали, чтобы под ногами не путался. Но хоть и шел последним, за меня болели, потому я и не сдавался.  На вторых соревнованиях, уже зимой, я вышел на старт на этом же полуразобранном мотоцикле. Во время гонки он разваливался на ходу, я падал на каждом повороте, вставал и дальше ехал – не хотел опять быть последним. Зрители меня поддержали, после первого заезда собрали запчасти разбросанные по трассе, помогли  привести мотоцикл в порядок. Посадили на агрегат и держали его во время старта, чтобы я с него не свалился. В итоге я оказался в лидирующей группе – народ ликовал от такой борьбы.

Так вот, когда за тебя болеют, и это кому-то нужно, и не только тебе - тогда и проявляется сила духа, тогда ты идешь до конца к победе. А просто за деньги сила духа не проявится, и ты никогда спортивного результата не достигнешь. Хотя сейчас люди бьются за все материальное. Раньше за хорошее выступление грамоту дадут, руку пожмут и все – победа с этим  ассоциировалась. Сейчас же гламур…

Театр нужен, для генетической памяти, чтобы люди вспомнили и осознали, что раньше сила духа была сильнее, и материальная сторона нас интересовала меньше. Общество деградирует, упрощая жизнь за счёт различных механизмов, работая на машину, а надо наоборот. Нужно развивать свои внутренние человеческие возможности, духовные и физические, а не возможности машин, которые должны быть лишь помощниками.

- И последний вопрос. Что может дать стимул к развитию спорта, если спортсмены в основном идут туда, где больше платят, а государство вместо поддержки предлагает самим зарабатывать?
- Выход в сохранении традиций, сохранении того понимания, что деньги не главное. Нужно, как и раньше, военно-патриотическое воспитание. В советское время мы ездили, стремились выступать, побеждать за город, страну. У нас были другие приоритеты в жизни. Но опять же и у государства были другие взгляды. Мы никогда не задумывались, на чем и как ехать на соревнования.

А сейчас бывают случаи, когда делаешь команду, подходит представитель другой и предлагает деньги спортсмену, и спортсмен переходит в другую. Не должно все деньгами меряться. Этот образ жизни навязан, и он привел к тому, что тяжело команду собрать на интересах, приходится материально привлекать.
Сейчас в основном спортсмены-ветераны тренируют своих детей. Это тоже традиция, но и она может из-за равнодушия власти уйти в небытие.

В этом году у нас в городе на соревнованиях зимой  впервые выступили девушки. Пока их три, но это начало, которое даст стимул желающим заниматься спортом. В общем, мы пытаемся развиваться, несмотря на трудности. Для становления мотоспорта нужно лишь понимание и поддержка власти, с которой необходимо начать вести диалог на равных правах. Я думаю, мы своим трудом и спортивными результатами  этого конструктивного диалога заслужили.
0
Комментарии (0)
На крутых поворотах

На крутых поворотах

Одним из самых зрелищных автомобильных событий уходящего лета стал Кубок города по автокроссу и картингу. По традиции на эти...