Иван Украинец: "За карьеру лишь дважды не поднялся на пьедестал"
- 10 сентября 2013 г.
- Водно-моторный спорт
В последнюю декаду августа 24-летний красноярский гонщик на воде в буквальном смысле не выбирался из своей лодки. Сначала в Москве в восьмичасовой гонке на выносливость Endurance Pneumatics Иван Украинец завоевал титул чемпиона мира. А через три дня вышел на старт третьего этапа чемпионата России в уже другой гоночной дисциплине 4*7,5 миль. Здесь Ивана подвела техника, и места на пьедестале заняли другие красноярские спортсмены.
- Серьёзный у Вас соперник…
- Серьёзней некуда. Комментаторы соревнований частенько этим фактом пользуются. Пока мы готовимся к старту, они разогревают интерес болельщиков, произнося: «Кто из Украинцев победит? Отец или сын?». Или подкалывают на награждении - мол, молодец Ваня, обошёл всё-таки отца! А вообще, я рад, что у меня такой конкурент. Так или иначе, но в гонках мы стараемся друг другу помогать. Порой он на своей лодке меня прикрывает в момент прохождения дистанции.
- «Кто же из Украинцев»…Фамилия у Вас интересная, наверняка, по этой причине случались различные казусы? Признавайтесь, в школе одноклассники просто звали вас украинцем?
- Не угадали. Как ни странно, но в школе все называли меня только по имени. Да и казусов никаких не случалось. А вот то, что фамилия интересная, верно. Когда на соревнованиях заполняю анкету и произношу свою фамилию, все удивлённо переспрашивают, а потом признают, что она необычная и красивая.
- Согласна, но давайте вернёмся к Вашим прошедшим стартам. Вы стали первым в Красноярском крае чемпионом мира по гонкам на воде. Как далась эта победа?
- С погодой нам не повезло. Шёл дождь, дул сильный ветер. Были моменты, когда судьи просто останавливали гонку и ждали, когда затихнет ненастье. Выступали мы на судах, которые называются рибами. Это лодки с надувными бортами, пластиковым корпусом и подвесным мотором. Рибы бывают четырёх классов в зависимости от мощности двигателя. Я выступал в четвёртом классе с мотором мощностью шестьдесят лошадиных сил. В нашей команде было четыре пилота: я, два гонщика из Латвии и один эстонец. Всего же в гонках участвовало 27 спортсменов из разных городов России и из-за рубежа.
- Латыши, эстонец, красноярец… Как создавалась ваша команда?
- Со своими напарниками я знаком уже давно, но решение о том, что мы будем одной командой, приняли где-то за полгода до чемпионата. Просто договорились, что встречаемся в Москве.
- То есть вместе вы никогда не гоняли?
- Да, это был первый наш совместный опыт, и он удался.
- И всё же расскажите подробнее, из чего складывался столь успешный финиш?
- Лично мне здорово помог опыт отца. Годом раньше он принимал участие в чемпионате мира в Риге, где занял второе место. И его советы в плане подготовки оказались не лишними. Но в первую очередь, думаю, успех зависит от проявленной воли к победе. Каждый из нас старался выложиться на все сто процентов, пройти кольцевую трассу длиной в два километра двести метров без ошибок, обогнуть все буи, грамотно войти в повороты. Кстати, успех процентов на семьдесят состоит как раз из умения входить в повороты. Также не обойтись и без мастерства владения своей лодкой. Необходимо во время гонок и внимание, нужно всё время следить за плацдармом, кто и как обгоняет судно, чтобы, не дай Бог, тебя не переехали. Бывает и такое. Случаются ситуации, когда на какое-то мгновение даже страшно становится. В числе гонщиков, к сожалению, попадаются довольно наглые ребята, которые ведут себя на воде, мягко говоря, не по-джентльменски. К примеру, нынче в Казани лично с этим столкнулся. Один из участников соревнований меня здорово подрезал, за что судья сделал ему предупреждение. Иногда дело доходит до того, что таких гонщиков снимают со стартов.
- Восемь часов гонки на воде! Как Вы выдерживаете такие нагрузки?
- Восемь часов длилась вообще вся гонка, а каждый из нас проходил свою дистанцию примерно за полтора-два часа. Тем не менее физическая нагрузка колоссальная, да ещё и под дождём при сильном ветре, но мы выдержали. И теперь планируем этим же составом выступить на чемпионате мира в следующем году. Пройдёт он в Санкт-Петербурге, и гонки будут длиться уже 24 часа.
- Последовавший после гонок в Москве третий этап чемпионата России в Казани стал завершающим в этом году соревнованием. Как оцениваете в целом нынешний сезон?
- В Казани мой глиссер сломался, и я никаких результатов не показал. Досадно, конечно, но боевой настрой не пропал, ведь главные старты - чемпионат мира - я выиграл. Для меня это большой показатель, горжусь, что всё получилось. Я не хвастаюсь, просто констатирую: за всю мою спортивную карьеру мне всего лишь дважды не удалось подняться на пьедестал.
- В Казани Вас подвела техника. И часто она так капризничает?
- Время от времени случается. Вроде бы стараешься, всю зиму перебираешь мотор, что-то улучшаешь, готовишься. В итоге приезжаешь на соревнования - то винт отвалится, то что-то может заклинить или сгореть.
- Ругаетесь потом, наверное, на свой водный транспорт?
- Ругаемся, но это не помогает. (Смеётся.)
- Помните фразу из мультфильма о капитане Врунгеле: «Как вы яхту назовёте - так она и поплывёт»? Гонщики дают свои имена лодкам? Может быть, у Вас есть какой-то собственный ритуал на удачу перед стартом?
- У каждой лодки есть своё название и номер. Вот так мы их и называем, своих имён не даём. Особого ритуала у меня нет, просто перед каждым стартом настраиваешься на удачу и надеешься, что гонка пройдёт без травм, поломок и приключений.
- Иван, как правило, автогонщики катают девушек на машинах, мотоциклисты на скутерах. Вы приглашаете девушек покататься на лодке?
- Бывает. (Смеётся.) Это, можно сказать, моя изюминка такая - прогулка по Енисею или по Абаканской протоке. Кстати, девушки в восторге, это вам не по трассе гонять на бешеной скорости, а медленно плыть по воде, созерцать природные красоты.
- А как же вхождение в повороты, буйки?
- А зачем это девушкам? Им достаточно просто прокатиться на лодке, а сам я реализовываюсь на тренировках и соревнованиях.
- Кстати, а где Вы тренируетесь зимой?
- На зиму мы снимаем с лодки моторы, чиним их, перебираем. Судно убираем в тёплое помещение. А сами ходим в спортивные залы, занимаемся общей физической подготовкой и плаваем в бассейне. Конечно же, скучаем по гонкам, и как только наступает весна, вновь готовим технику - и на воду!
- Иван, а к водно-моторному спорту Вас приобщил отец?
- Всё верно. Он у меня заядлый рыбак и охотник. Когда я был маленький, он частенько брал меня с собой в лодку на рыбалку. К ловле рыбы я не пристрастился, но на одной из рыбалок отец познакомился с моим тогда ещё будущим тренером, который пригласил меня на остров Отдыха помочь ему в ремонте суден. Я пришёл - смотрю, там много мальчишек, и младше меня, и ровесники, и старше. Они катаются, а я наблюдаю, интересно стало. Тут тренер и предложил попробовать, лично на себе ощутить, как это. Сел, прокатился, понравилось. Отец заметил, что увлёкся я этим делом серьёзно, и стал мне помогать. Тренер подсобил с лодкой, папа мотор купил, и закрутилось… Первые соревнования, в которых я участвовал, проходили в Екатеринбурге. Там я занял четвёртое место, отец посмотрел на моё выступление и сказал: «Ничего, сынок, будем готовиться дальше». На следующий год опять туда поехали, и я стал победителем. А потом гонки пошли одна за другой - краевые, чемпионат России и так далее. И вот уже четырнадцать лет я посвятил водно-моторному спорту.
- Скажите, а насколько популярен Ваш вид спорта среди болельщиков?
- Болельщики приходят на наши соревнования, конечно же, не в таком количестве, как, например, на футбол и хоккей. Хотелось бы, чтобы людей собиралось больше, чтобы приходили семьями, со своими ребятишками. Поверьте, гонки на воде - зрелище захватывающее, здесь тоже есть на что посмотреть. О предстоящих состязаниях мы информируем горожан через социальные сети в Интернете, делаем анонсы, рассказываем своим друзьям и знакомым. Так что будем рады всем красноярцам, решившим посетить наши мероприятия.
- Сейчас как раз в спортивных секциях города начинается набор ребятишек. Со скольки лет можно заниматься водно-моторным спортом?
- Вообще, к нам приходят ребята лет с 11-12, но и малыши тоже могут заниматься. У нас на лодках катаются даже дети в возрасте пяти, шести лет. Они занимаются по так называемой «Формуле будущего», в этой категории и соревнования проводятся тоже. Затем, набравшись опыта, можно уже переходить в классический вид, где я сейчас гоняю. Так что если кто-то ещё найдёт своё призвание в этом виде спорта, буду только рад.
- Вот Вы сейчас сказали про призвание, но гонки на воде - это же не единственное занятие в Вашей жизни?
- Я окончил Сибирский федеральный университет и сейчас работаю в автосервисе. Так что мои копания в двигателях даром не прошли, а как раз, наоборот, пригодились. Ну а что касается гонок, то это для меня такой адреналин, такая радость и сплошное удовольствие, что при одной только мысли о них дух захватывает. А уж когда приезжаешь на соревнования, встречаешь там своих друзей, общаешься... Но это на суше, на воде мы - соперники, и тут уж, будь добр, покажи всё, чему научился, как усовершенствовал свою технику, прояви себя в деле.
- Городские новости.
- Ольга Бачина