Парадокс Самсонова
- 31 октября 2013 г.
- Автомотоспорт
Ачинский гонщик Денис Самсонов второй раз подряд выиграл главный приз Национальной гоночной серии.
После окончания сезона Денис Самсонов не спал несколько суток: переживал за свою красавицу «Волгу». Спортивный автомобиль чемпиона остался в Нижнем Новгороде для технического осмотра. Несмотря на то что в процессе сборки машины использовались только серийные детали, по регламенту необходимо все проверить до последнего винтика.
А уж автомобиль-то Самсонова вызывает особый интерес. Ведь за два года существования Национальной серии – аналога чемпионата России за неимением такового – гоночное мастерство ачинского спортсмена уже стало настоящей автопритчей во языцех. Не имея трассы в своем родном городе, всего четыре года выступая на профессиональном уровне, тренируясь лишь перед соревнованиями, Денис Самсонов умудряется так виртуозно лавировать по трассе, что обойти его соперникам может помочь лишь случай.
В летнем сезоне-2013 он выиграл три этапа NLS из пяти, на одном занял второе место, а на последнем… получил дисквалификацию. О том, как сам он воспринимает перипетии борьбы, гонщик рассказал «Спорту на Енисее».
– Наверное, все-таки Кубок NLS.
– Говорят, что удержать чемпионство труднее, чем его завоевать…
– Да, удержать сложнее. В первый раз все было проще, меньше ответственности – ты еще не чемпион, только идешь к этому. А когда им становишься, то все взгляды переключаются на тебя, люди понимают, в какую сторону нужно идти и работать. Здесь уже ждешь атаки от всех. Психологический прессинг был основательный.
– На первом же этапе Национальной серии прямо на старте у вас сломалось сцепление. Не выбило это из колеи?
– Технические проблемы постоянно идут рядом, но даже с этим пока получается выходить из ситуации. Тогда взял лидирующую позицию и удержал ее, доехал на третьей передаче. Конечно, все доставило определенные неудобства, хотелось, чтобы таких случаев было поменьше. В любом случае, это автомобиль класса «Волга», с которым время от времени такое случается.
– В этом сезоне вы только раз пришли на финиш вторым. Что тогда помешало выиграть?
– Немного не угадал с резиной. Гонка началась по сухой дороге, но после второго круга пошел сильный ливень. Я принял решение продолжать борьбу на прежней, уже потертой резине. Ведь когда ставишь новую, то у этого также есть свои минусы: ее нужно притереть, несколько кругов проехать. Поэтому даже не знаю, что было бы в дождь оптимальным решением – остаться на старой резине или надеть новую. Может, на новой было бы и получше – тогда бы удержал лидерство. Проиграл уже на последнем круге, буквально перед самым финишем. В принципе, ничего страшного не случилось, это был лишь второй этап, и время, чтобы наверстать упущенное, еще оставалось. Сильно, в общем, не переживал.
– И вы наверстали. Хотя на последнем этапе случилась история с фальстартом и вашей последующей дисквалификацией.
– Да, был фальстарт. На самом деле я на этом этапе мог вообще не выступать, все равно для соперников был недосягаем. Я поехал, чтобы поддержать товарищей. Да и дома, если честно, не сидится, когда такое событие происходит – и без меня! В квалификации и первом заезде был первым. Во втором заезде, по правилам, меня поставили в последний ряд. На старте немного переволновался, дернул машину. Все-таки финал, страсти кипят! Причем это даже был не рывок, не накат, а просто пошатывание автомобиля. Но судьи заметили и зафиксировали фальстарт. Выкинули флаг, которому я должен был подчиниться и в течение трех кругов проехать через пит-лейн. Я это проигнорировал, потому что борьба уже завязалась, да и понятно было, что никакие позиции я не потеряю. Хотелось остаться в гонке, продолжить ее. Все получилось – из последнего ряда приехал первым. Но в итоге результат не засчитали.
– Вашу технику гоночного вождения называют эталоном для подражания. Вы можете объяснить, в чем это выражается?
– (Смеется). Даже не знаю. Но людям нравится. Даже мне самому, когда потом смотрю видео. Из машины это как-то незаметно, но со стороны – наверное, да, эталон.
– Сезон закончен. Будете отдыхать?
– Закончен летний сезон. Будем готовиться к зимнему. Процесс уже идет. Покой нам только снится, отдых тоже.
– А покой кому больше нужен – вам или автомобилю?
– Машина-то готова работать, работать и работать. Просто нужно постоянно поддерживать ее техническое состояние, после каждой гонки проводить техническую инспекцию, какие-то работы – либо капитальные, промежуточные. Хотя, конечно, отдых нужен всем – и железу, и людям.
– Три «Волги»: две здесь, одна в Нижнем Новгороде. Каждая подготовлена по своему техническому регламенту – для кросса, ипподрома и кольца. В принципе, методом технических переделок машину можно подстроить под любую трассу, поэтому они не похожи друг на друга. Кстати, на зиму я перевезу свою «Волгу» из Нижнего Новгорода в Красноярск. Она будет стоять в выставочном зале «КрасГАЗСервиса», и с ноября каждый желающий сможет ее увидеть и пощупать.
– Правда, что ваши автомобили довольно бюджетные по сравнению с теми, на которых гоняют другие?
– 700 тысяч рублей. Но это бюджет постройки. Конечно, если считать в общем, то эта сумма давно перевалила за 1,5-2 миллиона. Вообще, хороший автомобиль можно построить от 350 тысяч. Но бюджеты «Волги», на которых выступают на соревнованиях, доходят до двух миллионов.
– Кто в прошлом году помешал вам выиграть рижскую международную гонку?
– Не кто помешал, а что мне помешало (смеется)! В Риге довольно подготовленные ребята и автомобили. Латыши всегда этим славились, серьезно к этому относились. У них несколько гоночных трасс. Очень тяжело, на самом деле, с ними ехать, уровень спортсменов очень высокий. Это историческая гонка, которая проводится с 60-х годов. Очень популярные в свое время соревнования, где выступали известные спортсмены, которые даже сейчас, в таком возрасте, возвращаются на трассу. Раньше называлась «Янтарная Волга», сейчас – «Янтарный круг». У меня были планы поехать в Ригу в этом году и побить рекорд местного круга. Машина специально для этого готовилась, но случились семейные неприятности – сгорела квартира. Это выбило из колеи и физически, и морально.
– Что за рекорд?
– Он был установлен еще в советские времена, равен 1 минуте 46,06 секундам. Латыши едут в районе 1.46,56. Я проехал за одну минуту 47 секунд. Это был первый и единственный раз, трасса совершенно незнакомая. Ехал как раз для того, чтобы понять, насколько я далек от того времени, сколько не хватает технической подготовки в автомобиле, хотел увидеть трассу вживую, пощупать, проехать по ней. После того как проехал, понял, что все возможно, все реально. И нынче собирался этот рекорд штурмовать. Хотя ребята-латыши и сказали, что они сами это сделают, но я ответил, что в таком случае побью новое достижение.
– Сегодня, видимо, обогнать на трассе Дениса Самсоноа равносильно тому, что стать чемпионом?
– Многие ставят перед собой именно такую задачу. Даже латыши уже поняли, что мы умеем ездить, готовить машины. И мое присутствие теперь доставляет волнение.
– Скольким гонщикам под силу вас опередить?
– Тяжело ответить на этот вопрос. Вообще, может каждый, если натренируется. Пока реальных претендентов – человек пять-шесть.
– Что нужно выиграть, чтобы вам присвоили звание мастера спорта?
– Нужны соревнования определенного уровня – чемпионат и Кубок России. В классе «Волга» с этим пока трудно. Этот класс в гонках был утерян и сегодня еще только возрождается. Количество автомобилей у нас еще не дотягивает до чемпионата или Кубка страны. Но с каждым стартом по одной-две машины прибавляется. Дай Бог, в следующем году наберется нужное число участников, и российская федерация автоспорта обратит на нас внимание.
– Надо спросить у родителей. Но точно помню, что в восемь лет успел разбить папин спортивный автомобиль.
– От папы не попало?
– За что? Я тренировался на ипподромном кольце, немножечко не вписался в поворот. Скорость была не очень большая, так что сам не пострадал.
– Можете вспомнить, на какой машине развивали самую большую скорость?
– 260 километров в час. Это был БМВ. Но надо понимать, что это было не на дорогах общего пользования. Вообще, я не любитель больших скоростей, потому что понимаю, что это опасно.
– За рулем какого авто мечтали бы оказаться?
– Знаете, особо не мечтаю. Мне все равно, на чем ездить. Лишь бы был автомобиль, был руль, двигатель внутреннего сгорания… А остальное не важно.
– В гражданской жизни что водите?
– Что угодно. И отечественные машины, и импортные. Могу сесть за руль «Запорожца» и двигаться по городу, меня это не напрягает.
– Как супруга относится к вашему увлечению автогонками?
– Положительно. За эти годы уже смирилась. Она знает, что я человек очень аккуратный, осторожный, всегда думаю головой, прежде чем что-то сделать.
Родился 30 июня 1978 года в Ачинске. Живет там же.
Кандидат в мастера спорта по автоспорту. Выступает в классе заднеприводных автомобилей «Волга» и «Д2-2500».
2013 год – обладатель Кубка Национальной гоночной серии (NLS – NationalLightSeries), Кубка Хакасии, чемпион Красноярского края.
2012 год – обладатель Кубка NLS, победитель открытого чемпионата Тюменской области, серебряный призер этапов международной кольцевой гонки Кубок «Янтарной Волги» и Кубок «Янтарного кольца» (Нижний Новгород, Рига).
Участник любительских соревнований в различных автомобильных дисциплинах (гонки на выживание, автомногоборье, фигурное вождение). Увлекается рыбалкой, охотой. В свободное время помогает супруге, которая занимается разведением померанских шпицев. Дома имеют пять собак, которых регулярно вывозят на выставки. Причем питомцы по количеству наград своего хозяина пока обгоняют. Считает себя счастливым человеком.
Отец – Александр Семенович Самсонов, мастер спорта СССР по автоспорту. Именно он привил сыну любовь к автоспорту в целом и отечественному автопрому в частности.
Женат, две дочери (8 и 16 лет).
А уж автомобиль-то Самсонова вызывает особый интерес. Ведь за два года существования Национальной серии – аналога чемпионата России за неимением такового – гоночное мастерство ачинского спортсмена уже стало настоящей автопритчей во языцех. Не имея трассы в своем родном городе, всего четыре года выступая на профессиональном уровне, тренируясь лишь перед соревнованиями, Денис Самсонов умудряется так виртуозно лавировать по трассе, что обойти его соперникам может помочь лишь случай.
В летнем сезоне-2013 он выиграл три этапа NLS из пяти, на одном занял второе место, а на последнем… получил дисквалификацию. О том, как сам он воспринимает перипетии борьбы, гонщик рассказал «Спорту на Енисее».
ПОКОЙ ТОЛЬКО СНИТСЯ
– Денис, в этом сезоне вы выиграли три Кубка – Красноярского края, Хакасии и Национальной серии. Какой из них дался большим трудом?– Наверное, все-таки Кубок NLS.
– Говорят, что удержать чемпионство труднее, чем его завоевать…
– Да, удержать сложнее. В первый раз все было проще, меньше ответственности – ты еще не чемпион, только идешь к этому. А когда им становишься, то все взгляды переключаются на тебя, люди понимают, в какую сторону нужно идти и работать. Здесь уже ждешь атаки от всех. Психологический прессинг был основательный.
– На первом же этапе Национальной серии прямо на старте у вас сломалось сцепление. Не выбило это из колеи?
– Технические проблемы постоянно идут рядом, но даже с этим пока получается выходить из ситуации. Тогда взял лидирующую позицию и удержал ее, доехал на третьей передаче. Конечно, все доставило определенные неудобства, хотелось, чтобы таких случаев было поменьше. В любом случае, это автомобиль класса «Волга», с которым время от времени такое случается.
– В этом сезоне вы только раз пришли на финиш вторым. Что тогда помешало выиграть?
– Немного не угадал с резиной. Гонка началась по сухой дороге, но после второго круга пошел сильный ливень. Я принял решение продолжать борьбу на прежней, уже потертой резине. Ведь когда ставишь новую, то у этого также есть свои минусы: ее нужно притереть, несколько кругов проехать. Поэтому даже не знаю, что было бы в дождь оптимальным решением – остаться на старой резине или надеть новую. Может, на новой было бы и получше – тогда бы удержал лидерство. Проиграл уже на последнем круге, буквально перед самым финишем. В принципе, ничего страшного не случилось, это был лишь второй этап, и время, чтобы наверстать упущенное, еще оставалось. Сильно, в общем, не переживал.
– И вы наверстали. Хотя на последнем этапе случилась история с фальстартом и вашей последующей дисквалификацией.
– Да, был фальстарт. На самом деле я на этом этапе мог вообще не выступать, все равно для соперников был недосягаем. Я поехал, чтобы поддержать товарищей. Да и дома, если честно, не сидится, когда такое событие происходит – и без меня! В квалификации и первом заезде был первым. Во втором заезде, по правилам, меня поставили в последний ряд. На старте немного переволновался, дернул машину. Все-таки финал, страсти кипят! Причем это даже был не рывок, не накат, а просто пошатывание автомобиля. Но судьи заметили и зафиксировали фальстарт. Выкинули флаг, которому я должен был подчиниться и в течение трех кругов проехать через пит-лейн. Я это проигнорировал, потому что борьба уже завязалась, да и понятно было, что никакие позиции я не потеряю. Хотелось остаться в гонке, продолжить ее. Все получилось – из последнего ряда приехал первым. Но в итоге результат не засчитали.
– Вашу технику гоночного вождения называют эталоном для подражания. Вы можете объяснить, в чем это выражается?
– (Смеется). Даже не знаю. Но людям нравится. Даже мне самому, когда потом смотрю видео. Из машины это как-то незаметно, но со стороны – наверное, да, эталон.
– Сезон закончен. Будете отдыхать?
– Закончен летний сезон. Будем готовиться к зимнему. Процесс уже идет. Покой нам только снится, отдых тоже.
– А покой кому больше нужен – вам или автомобилю?
– Машина-то готова работать, работать и работать. Просто нужно постоянно поддерживать ее техническое состояние, после каждой гонки проводить техническую инспекцию, какие-то работы – либо капитальные, промежуточные. Хотя, конечно, отдых нужен всем – и железу, и людям.
ИДУ НА РЕКОРД
– Сколько у вас спортивных машин?– Три «Волги»: две здесь, одна в Нижнем Новгороде. Каждая подготовлена по своему техническому регламенту – для кросса, ипподрома и кольца. В принципе, методом технических переделок машину можно подстроить под любую трассу, поэтому они не похожи друг на друга. Кстати, на зиму я перевезу свою «Волгу» из Нижнего Новгорода в Красноярск. Она будет стоять в выставочном зале «КрасГАЗСервиса», и с ноября каждый желающий сможет ее увидеть и пощупать.
– Правда, что ваши автомобили довольно бюджетные по сравнению с теми, на которых гоняют другие?
– 700 тысяч рублей. Но это бюджет постройки. Конечно, если считать в общем, то эта сумма давно перевалила за 1,5-2 миллиона. Вообще, хороший автомобиль можно построить от 350 тысяч. Но бюджеты «Волги», на которых выступают на соревнованиях, доходят до двух миллионов.
– Кто в прошлом году помешал вам выиграть рижскую международную гонку?
– Не кто помешал, а что мне помешало (смеется)! В Риге довольно подготовленные ребята и автомобили. Латыши всегда этим славились, серьезно к этому относились. У них несколько гоночных трасс. Очень тяжело, на самом деле, с ними ехать, уровень спортсменов очень высокий. Это историческая гонка, которая проводится с 60-х годов. Очень популярные в свое время соревнования, где выступали известные спортсмены, которые даже сейчас, в таком возрасте, возвращаются на трассу. Раньше называлась «Янтарная Волга», сейчас – «Янтарный круг». У меня были планы поехать в Ригу в этом году и побить рекорд местного круга. Машина специально для этого готовилась, но случились семейные неприятности – сгорела квартира. Это выбило из колеи и физически, и морально.
– Что за рекорд?
– Он был установлен еще в советские времена, равен 1 минуте 46,06 секундам. Латыши едут в районе 1.46,56. Я проехал за одну минуту 47 секунд. Это был первый и единственный раз, трасса совершенно незнакомая. Ехал как раз для того, чтобы понять, насколько я далек от того времени, сколько не хватает технической подготовки в автомобиле, хотел увидеть трассу вживую, пощупать, проехать по ней. После того как проехал, понял, что все возможно, все реально. И нынче собирался этот рекорд штурмовать. Хотя ребята-латыши и сказали, что они сами это сделают, но я ответил, что в таком случае побью новое достижение.
– Сегодня, видимо, обогнать на трассе Дениса Самсоноа равносильно тому, что стать чемпионом?
– Многие ставят перед собой именно такую задачу. Даже латыши уже поняли, что мы умеем ездить, готовить машины. И мое присутствие теперь доставляет волнение.
– Скольким гонщикам под силу вас опередить?
– Тяжело ответить на этот вопрос. Вообще, может каждый, если натренируется. Пока реальных претендентов – человек пять-шесть.
– Что нужно выиграть, чтобы вам присвоили звание мастера спорта?
– Нужны соревнования определенного уровня – чемпионат и Кубок России. В классе «Волга» с этим пока трудно. Этот класс в гонках был утерян и сегодня еще только возрождается. Количество автомобилей у нас еще не дотягивает до чемпионата или Кубка страны. Но с каждым стартом по одной-две машины прибавляется. Дай Бог, в следующем году наберется нужное число участников, и российская федерация автоспорта обратит на нас внимание.
ЧЕЛОВЕК АККУРАТНЫЙ
– Сколько лет вам было, когда первый раз сели за руль?– Надо спросить у родителей. Но точно помню, что в восемь лет успел разбить папин спортивный автомобиль.
– От папы не попало?
– За что? Я тренировался на ипподромном кольце, немножечко не вписался в поворот. Скорость была не очень большая, так что сам не пострадал.
– Можете вспомнить, на какой машине развивали самую большую скорость?
– 260 километров в час. Это был БМВ. Но надо понимать, что это было не на дорогах общего пользования. Вообще, я не любитель больших скоростей, потому что понимаю, что это опасно.
– За рулем какого авто мечтали бы оказаться?
– Знаете, особо не мечтаю. Мне все равно, на чем ездить. Лишь бы был автомобиль, был руль, двигатель внутреннего сгорания… А остальное не важно.
– В гражданской жизни что водите?
– Что угодно. И отечественные машины, и импортные. Могу сесть за руль «Запорожца» и двигаться по городу, меня это не напрягает.
– Как супруга относится к вашему увлечению автогонками?
– Положительно. За эти годы уже смирилась. Она знает, что я человек очень аккуратный, осторожный, всегда думаю головой, прежде чем что-то сделать.
ДОСЬЕ
ДЕНИС САМСОНОВРодился 30 июня 1978 года в Ачинске. Живет там же.
Кандидат в мастера спорта по автоспорту. Выступает в классе заднеприводных автомобилей «Волга» и «Д2-2500».
2013 год – обладатель Кубка Национальной гоночной серии (NLS – NationalLightSeries), Кубка Хакасии, чемпион Красноярского края.
2012 год – обладатель Кубка NLS, победитель открытого чемпионата Тюменской области, серебряный призер этапов международной кольцевой гонки Кубок «Янтарной Волги» и Кубок «Янтарного кольца» (Нижний Новгород, Рига).
Участник любительских соревнований в различных автомобильных дисциплинах (гонки на выживание, автомногоборье, фигурное вождение). Увлекается рыбалкой, охотой. В свободное время помогает супруге, которая занимается разведением померанских шпицев. Дома имеют пять собак, которых регулярно вывозят на выставки. Причем питомцы по количеству наград своего хозяина пока обгоняют. Считает себя счастливым человеком.
Отец – Александр Семенович Самсонов, мастер спорта СССР по автоспорту. Именно он привил сыну любовь к автоспорту в целом и отечественному автопрому в частности.
Женат, две дочери (8 и 16 лет).
0