Роман Черных: "Ради победы были готовы умереть..."
- 25 декабря 2013 г.
- Хоккей с мячом
Герой чемпионата мира в Венерсборге, первый номер «Енисея» и один из самых элегантных голкиперов страны о вратарской школе в России и драйве Кубка мира, психологической устойчивости и самосовершенствовании, веке социальных сетей и римском Колизее, а также о ставках на ипподроме и Михаиле Жванецком – в эксклюзивном интервью журналу «Русский хоккей».
– Довольны ли Вы дебютным отрезком чемпионата России?
– Старт сам по себе мало что значит. Есть анекдот про то, как на ипподроме к человеку, собирающемуся сделать ставку на бега в тотализаторе, подходит старая лошадь. Она проникновенно говорит ему: «Послушай меня, я так себя прекрасно чувствую – со мной такого еще не было никогда. Сегодня я точно выиграю, смело ставь на меня!» Мужчина ставит на эту лошадь все деньги. Звучит колокол. И точно его лошадь уходит со старта первой, но через 5 метров падает без сил. Оправдывалась потом перед горемыкой: «Ну не смогла я…». Так что первые пять метров дистанции чемпионата ничего пока не решают. Думаю, что от матча к матчу мы будем искать свою игру и развиваться как команда.
– По болельщикам больно ударила неудача в Кемерово, где команда, поведя к 14-й минуте 3:0, в итоге уступила 4:5…
– Мы сами проиграли тот матч. Но это спорт. Одно скажу - никто кроме нас самих в этом не виноват. Печально, конечно, все сильно расстроились. Но календарь таков, что через три дня у тебя новая игра, поэтому нести в себе груз событий, которые уже прошли, и смысла нет. Проанализировали и идем дальше.
– Изменился ли «Енисей» по сравнению с прошлыми сезонами?
– Костяк у нас прежний, поэтому, если есть изменения, то лишь в области психологии. Хотелось бы пожелать друг другу, чтобы вся команда в этом сезоне станет психологически сильнее и устойчивее.
В САНДВИКЕН ЕХАЛИ ЗА КУБКОМ
– 14 ноября пост главного тренера команды покинул Сергей Ломанов. Для вас и ваших партнеров эта новость стала шоковой?– Если можно, хотелось бы оставить этот вопрос без комментариев. Дело хоккеистов – играть, а не обсуждать тренеров.
– Специалисты говорят о том, что Сергея Ломанова-младшего тренерский штаб отныне старается использовать чуть «глубже», на позиции плеймейкера. Стиль игры «Енисея» от этого меняется?
– Сергей является одним из лучших игроков в мире, в чем мало кто сомневается. Он сам лучше всех подсказок ориентируется на льду, где ему лучше действовать в том или ином эпизоде. Его позиция, конечно, зависит и от манеры соперника, и от состояния самого Ломанова и тренерского задания. Но вряд ли рисунок нашей игры от этого изменится кардинально.
– В 2011 году «Енисей» выиграл Кубок мира, в прошлом году уступил в финале. Этой осенью – ограничился полуфиналом. Не кривя душой, в Сандвикен команда ехала за трофеем?
– Кубок мира по престижности, по накалу борьбы, по эмоциям стоит, лично для меня, на втором месте после чемпионата мира. Мы предсезонную подготовку планировали исходя из этого и «Енисей», что скрывать, ехал в Швецию именно за победой. В Сандвикене собрались лучшие клубы мира в нашем виде спорта и одно участие в таком турнире дорогого стоит. Приятно пропускать сквозь себя все те эмоции, что связаны с хоккеем такого уровня – забываешь обо всем кроме игры! Это такой драйв, такие переживания! Но есть много примеров, когда самые лучшие, казалось бы, команды не могут выиграть кубок по 6-7 лет подряд. Так что, мы растем: чтобы проверить себя и совершенствоваться – это одно из лучших мест.
– В серии пенальти в полуфинале Вам удалось отразить 12-метровый от Сами Лаакконена. Работаете над этим компонентом на тренировках отдельно?
– Стараюсь максимально сконцентрироваться, чтобы в эти доли секунд сыграл весь мой опыт, умения и знания. Конечно, держишь в уме знакомые излюбленные варианты бьющего, ведь игроки знают друг друга по многу лет. Стараешься предугадать, куда пробьет соперник, но пенальти – это комплекс факторов, которые и решают – пропустишь ты или нет. Да и удача играет не последнюю роль.
– Самый неудобный и коварный нападающий для Вас…
– В России играет очень много классных нападающих, но я не хочу кого-то особенно выделять. Я отталкиваюсь от самого себя и считаю, что ждать хорошего удара, обводки или хитрого, неожиданного броска можно от любого игрока. И настраиваю себя таким образом, что должен отбивать любой мяч.
НАШИ ВРАТАРИ – САМОУЧКИ
– Зимой Вы выиграли чемпионат мира, потом стали лучшим вратарем сезона по версии ФХМР, а любовь болельщиков вылилась в титул «лучшего игрока в составе «Енисея». Минувший сезон – самый успешный в карьере?– Знаете, я очень горд, что удостоился всех этих наград. Не буду лукавить, каждая из них была моей целью, всем приятно быть лучшими. Самый ли это успешный мой сезон? Наверное, он будет таковым, когда «Енисей» добавит в свою копилку новый титул чемпиона страны (улыбается). Каждый из игроков нашего клуба стремиться стать лучшей командой России и мы идем по нарастающей.
– В финале чемпионата мира Вы стали настоящим героем, не раз спасая сборную России. Коленки не тряслись, когда Вы узнали, что займете место в воротах в финале?
– Я всегда подхожу к матчу, настраиваясь на то, что от меня, как от вратаря, зависит многое. Вне зависимости, в стартовом составе ли я или остаюсь запасным. Это привили мне мой первый тренер Владимир Анатольевич Евграфов и чуть позже – Сергей Иванович Ломанов. К каждому матчу я готовлюсь и настраиваюсь на то, что буду играть с первых минут. А когда ты видишь свою фамилию в стартовом протоколе финала чемпионата мира, то тут обойтись без волнения невозможно! Но когда звучит стартовый свисток, то назад дороги нет(улыбается), все остальное отходит на задний план… Словами не передать то, что ты чувствуешь до, во время или после игры! Чтобы это понять, надо быть там… Скажу только, что в Венерсборге мы были готовы умереть на поле ради победы!
– Известно, что вратари – каста особая…
– Каста не каста, но народ особенный. Залог успеха голкипера наряду с работой на тренировках – в устойчивом психологическом состоянии. 17-18 игроков, которые меняются по ходу матча, могут перевести дух, собраться с мыслями, получить подсказку тренеров – поэтому и внутреннее состояние у них другое. Мне в детстве, помню, всегда нравилось ловить, отбивать атаки соперников больше, чем создавать их. Поэтому я очень горд и счастлив, что я – именно вратарь!
– Для Вас психологически важно чувствовать себя «номером один» или конкуренция – двигатель роста?
– Конкуренция меня никогда не угнетала. Любая борьба – это ключ к прогрессу. Она заставляет тебя совершенствоваться, не дает расслабиться. Мне, кажется, удалось найти для себя манеру игры, которая идет изнутри и помогает действовать правильно. Большинство вратарей – самоучки, и вратарской школы как таковой в России нет. Я всегда открыт для нового, интересного… Моя чаша, как говорится, всегда на половину заполнена. Но в ней есть место для нового.
ИЗ ЦИРКА – В «РАМКУ»
– Значит не зря в анкете на сайте клуба Вашим любимым занятием указано «самосовершенствование». В чем Роман Черных растет сегодня?– Это правда. Я люблю учиться и совершенствовать себя как личность. Люблю докапываться до информации, которая мне интересна, особенно в области психологии, взаимоотношений между людьми. Нравятся иностранные языки, новая культура разных народов мира. Во все приключения, поездки и походы я пускаюсь не один – а со своей любимой девушкой Анной (улыбается).
– В 2007 году Вы не попадали в состав «Енисея» и провели сезон в аренде в свердловском СКА. Тот армейский год сильно изменил Ваше мировоззрение?
– Я мечтал играть в «Енисее», поэтому и то решение воспринял как шаг, приближающий меня к цели. О глобальных изменениях внутри речи не идет, но я точно понял: чтобы доказать тренеру и себе, что ты сильнее, надо действительно стать таковым.
– Помните, как в вашей жизни появился русский хоккей?
– Я рос в городе Сосновоборске (прим.ред. – пригород Красноярска), а благодаря родителям и бабушке до 10 лет перепробовал все, что можно: позанимался в музыкальной школе, цирковой студии, три года отдал дзюдо. Был, конечно, и футбол, в который я каждое лето играю в чемпионате города и всего Красноярского края. Только там мне ближе амплуа форварда и полузащитника – приобретенные навыки потом, кстати, помогают читать комбинации соперников на льду. Но хоккей с мячом – это главное. «Енисей» всегда был для меня великим клубом, посмотреть на который меня маленького на стадион приводила вся семья: грели валенки, а потом ждали, когда уйдя на тренировку к трем часам дня, я возвращался домой ближе к десяти вечера (смеется).
ХОККЕЙНЫЙ ГЛАДИАТОР
– В век Интернета многие проводят досуг в социальных сетях, где можно встретить и Вас. Футболисты активно ведут блоги, мелькают в «Твиттере». Готовы стать первооткрывателем из мира хоккея с мячом?– Интернет сейчас одно из мест, где можно сделать почти все, что захочешь. Блогов у меня пока нет, но мне эта тема интересна, поэтому не исключено, что в ближайшем будущем я где-нибудь реализую себя (улыбается).
– Не боитесь наплыва болельщиков? Некоторые проявляют свою любовь чересчур навязчиво…
– Болельщики «Енисея» для меня самые лучшие – на каждом матче я чувствую их доверие и поддержку. Подумать только – каждый из них дарит нам по 2-3 часа своей жизни! Поэтому спокойно могу пообщаться с ними в соцсетях. Иногда они дарят подарки – к примеру, благодарят после игры мягкой игрушкой. Ничего экстравагантного.
– Вы участвовали в акции клуба «Ужин со звездой», благодаря которой болельщики смогли в неформальной обстановке встретиться со своими кумирами. А кого бы из известных персонажей Вы сами пригласили на ужин, будь такая возможность?
– Дэвида Бэкхема и Икера Касильяса! Хочу отметить, что клубный проект очень интересен: он стирает некую грань между игроками и болельщиками. Мы встречаемся с теми, кого видим на трибунах, а воочию получаем шанс еще больше сблизиться через живое общение. Мне всегда интересно услышать мнение со стороны - что люди думают о тебе и команде.
– В одной из соцсетей есть ролик о вашей летней поездке с братом в Италию. Авантюра удалась?
– Это путешествие мы хотели организовать для мамы, но из-за возникновения небольших проблем мы полетели с Виталием вдвоем. Прежде никто из нас в Италии не бывал. Помимо экскурсий бродили по улицам, даже пытались шутить с итальянцами. Брат хорошо говорит по-английски, я похуже, но язык жестов никто еще не отменял! В Италии, кстати, много русских. Спрашиваешь как дойти до Колизея, а тебе отвечают на русском: «Да мы сами не знаем!» (смеется).
– Почувствовали себя гладиатором в римском Колизее?
– Ощущение, будто ты входишь не в огромное здание, а в саму историю Древнего Рима. Колизей потрясает своими размерами и духом времени, но до конца понять его и стать гладиатором невозможно. Сравнивать не с чем: на арене Колизея в то время на кону стояла жизнь – этим были продиктованы все действия и чувства гладиаторов. На арене стадиона же – совсем другие ощущения. В хоккее все решает не пролитая кровь, а мастерство, психологическая борьба и столкновение характеров – кто кого пересилит. Поэтому чувствуешь себя участником хоккейного спектакля, на который пришли посмотреть трибуны. Спектакля, сюжет которого не известен никому. И именно от тебя зависит, каким станет сюжет! Поэтому стараешься играть, чтобы люди пришли и на следующий матч, влюбившись в игру. Ощущаешь себя творцом, который вместе с командой приносит радость самым разным людям. Наверное, эти слова можно отнести к человеку любой профессии, если он сам уважает свою работу.
– Путешествие в какую точку земного шара пока остается лишь заветной мечтой?
– Не люблю ездить в одно и то же место – каждый раз стараюсь выбрать новое: познать разные культуры, характеры, быт – это же так интересно! Хотелось бы побывать в Европе и Азии, но главная мечта – побывать там, где почти не ступала нога человека. Где-нибудь в джунглях или покорить горы – по доступному для меня маршруту… Словом, проверить себя.
ТРУДНО БЫТЬ ЖВАНЕЦКИМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
– Своим кумиром Вы уже давно называете футболиста Дэвида Бэкхема. В чем-то ориентируетесь на него?– Симпатизирую ему как игроку и личности. С детства мне импонировала его свобода: он всегда делал то, что сам хотел. Поэтому и я придерживаюсь мнения, если ты чего-то действительно хочешь, то нечего ссылаться на сложившиеся стереотипы. Твоя жизнь – это только твой мир и именно ты волен распоряжаться ей так, как считаешь нужным. Но вот пойти по следам Бэкхема в плане татуировок не готов – я в них пока не нуждаюсь.
– А выпуском собственной линии одежды или съемками в фильме не грезили?
– Пока нет, но за идею спасибо (улыбается). Кого бы я сыграл? Однозначно, положительного героя – какого-нибудь рыцаря! С удовольствием поучаствовал бы в съемках рыцарского турнира, окунулся в культуру того времени.
– Но на тренировках Вы уже удивили многих своим ярко-розовым свитером, которому бы позавидовал сам Бэкхем. Блеснете перед публикой в нем?
– Пока мне нравится бирюзовый цвет, в котором я начал чемпионат – эту игровую майку выбирал лично я. Цвет яркий, броский. Почему бы не добавить красок нашей игре? В Швеции, кстати, многие команды выступают в очень яркой форме – это добавляет эмоций.
– Роман Черных – главный модник Суперлиги?
– Скорее, я просто хочу быть свободным в выборе одежды. Всегда покупаю только то, что мне очень понравилось. И при этом заложником чужого мнения и стереотипов никогда, к счастью, не являлся.
– Психология, судя по всему, ваш конек…
– Я люблю анализировать взаимоотношения между людьми, ведь познавая других, познаешь себя и меняешься к лучшему. Видишь, что одни и те же слова на разных людей действуют по-разному – делаешь зарубку для себя. Говорят, все родом из детства: иной раз тренеры говорили резкие слова, но я старался не обижаться и извлекать позитив, понимать, в чем я должен прибавить. Может, не все понимал, но никогда не обижался на упреки – это точно. И всегда надеялся на лучшее: неудачи меня не разъедали и не ломали, хотя по натуре я – «самокопатель» и свой главный критик. Настраивай себя на позитив – тогда и двигаться вперед будет легче.
– Хвалить себя не забываете? «Ай да Пушкин, ай, да сукин сын»?
– Хвалят детей и школьников за хорошее поведение или «пятерку». А я сейчас просто испытываю гордость за свои поступки и получаю удовольствие от жизни. Если ты счастлив в данный момент, то уже можно похвалить себя за это. И, конечно, всех, кто тебя окружает и разделяет с тобой твое счастье…
– Верите в то, что все, что ни делается – к лучшему?
– Да. Меньше проблем возникает. Когда учился в вузе, всегда убеждал себя в том, что у меня знаний больше для того, чтобы сдать, чем провалить экзамен. Да и юмор в студенческие годы – двигатель учебы и прогресса. В «Енисее», кстати, у всех ребят с чувством юмора порядок!
– Жалели ли когда-нибудь об отпущенных шутках?
– Иногда первоначальный замысел не соответствовал. Трудно быть Жванецким каждый день. Но сам я никогда не обижаюсь на шутки, особенно удачные.
В ГОРЫ ИЛИ КОСМОС?
– Болельщики «Енисея» уже более 10 лет мечтают о возвращении титула чемпионов России. Чего не хватает команде из года в год?– Уверен, с каждым сезоном мы прибавляем. Тут важен психологический момент: чтобы каждый понял, что от него зависит общая победа и он уже созрел для того, чтобы победить любого соперника. Кому-то для этого достаточно нескольких матчей, а кому-то сезон и поболее. Каждый год в состав добавляется молодежь, но «Енисей» готов для решения чемпионских задач. И мы все для этого сделаем.
– О чем мечтаете сами?
– Выиграть и не один раз чемпионат России. От того, что доселе это нам не покорилось, делает цель еще желаннее. А вне хоккея мечтаю собрать экспедицию в горы или, может быть, даже слетать в космос!