Ирина Родина: "Главное - не пересолить"
- 25 февраля 2014 г.
- Плавание
Перечислить воспитанников заслуженного тренера России Ирины РОДИНОЙ, добившихся рекордных достижений в плавании, занятие непростое: ведь одних только мастеров спорта среди них более двух десятков. А ещё есть и призёры юношеских первенств России, чемпионы страны, мира, участники Всемирной универсиады, Олимпийских игр…

- Откровенно признаюсь, что в начале моей карьеры не было и мысли о каких-либо званиях, эта цель абсолютно не преследовалась, я не жила мечтой стать признанным наставником. Она пришла, наверное, тогда, когда появился действительно талантливый ученик. Без этого ты не станешь заслуженным, а ученик-самородок - это подарок судьбы.
Звания заслуженных тренеров существуют только в нашей стране. Я ни разу не слышала, что за рубежом есть что-то подобное. У нас оно как своего рода оценка деятельности наставника. Причём, я хочу заметить, что есть очень грамотные тренеры, исключительные работяги, которым просто не попалась «золотая рыбка». А система у нас такова, что если «золотой рыбки» у тебя нет, ты просто тренер, может быть, тренер высшей категории. Поверьте, своё звание заслуженного я воспринимаю так, как будто его и нет вовсе: живу, продолжаю работу, тренирую своих ребят. Да, внутренне, конечно, ощущаешь какое-то чувство гордости, что появилось признание. Но в первую очередь это гордость даже не за себя, а за достижения ребят, твоих воспитанников. Заслуженный тренер - это вовсе не значит, что всё, что ты куёшь, это спортивный шедевр. Это просто эпизод в твоей тренерской жизни, когда тебе достаётся талантливый ученик.
- Тем не менее целая плеяда таких талантов прошла именно через Ваши руки.
- Порой это было просто дело случая. Как, например, с Алёшей
Ковригиным. Был период, когда плавательные школы в городе закрывались, а
наша продолжала работу. Алексей пришёл к нам из «Локомотива», где
прекратились занятия, а мальчишке очень нравилось, хотелось плавать. Так
что это не моё открытие, я в этом случае не ходила по плавательным
секциям, чтобы найти такого спортсмена - десятилетним он пришёл сам. Об
его трудолюбии следовало бы, конечно, сказать особо, всю необходимую
работу он делал от и до, что в итоге и позволило вырастить из него
известного спортсмена, члена сборной, участника двух Олимпийских игр.
- И всё же, выходит, именно Вы стали для того же Алексея Ковригина проводником в большой спорт?
- В какой-то степени. Потому что большой спорт и то, чем заняты мы, -
разные вещи. Большой спорт для спортсмена - это работа, источник
дохода, специализированные центры профессиональной подготовки. А мы,
«Энергия» - детско-юношеская спортивная школа. Но так как у нас нет
другой структуры, то всё, начиная от начальной подготовки и до высоких
результатов спортсмена, находится в одних руках, наших. Ну а дальше -
сборная, тренерские наставники другого ранга…
- Ирина Аркадьевна, а часто Вы встречаетесь со своими бывшими воспитанниками?
- Особых дат для общих сборов у нас нет. Но обязательно где-нибудь
пересекаемся, то просто случайно на улице, то кто-то наведается в гости.
Во время таких встреч узнаём, что у кого в жизни изменилось. Зачастую
бывает и так: только о ком-то подумаешь, а тут и телефонный звонок… А с
семьёй Алексея, учитывая, что мы были вместе рука об руку с самого его
детства, тесные отношения поддерживаем до сих пор.
- Скажите честно, а любимчики в Вашей тренерской карьере были?
- Знаете, любимчик - слово само по себе, на мой взгляд, какое-то
ущербное. Среди моих воспитанников немало тех, кто, казалось бы, только и
делал, что испытывал моё тренерское терпение, иногда устраивая такое,
что просто с глаз бы его долой. А когда они взрослели, менялись, я вдруг
понимала, что все эти годы я любила-то именно их, таких ершистых,
непослушных, столько всякого устроивших. И эта любовь и теперь
проявляется вовсе не в каких-то привилегиях. Просто ты с ними, наверное,
больше, чем с другими, шутишь, вспоминая при всех про их прежние
«каки».
- Вы сумели сделать вывод по собственному опыту: сколько времени необходимо тренеру, чтобы открыть очередную звезду?
- Не побоюсь признаться, что подавляющую часть нашей работы можно
назвать рутинной: ты тратишь массу времени, с десяток лет, чтобы
отыскать алмаз, огранить его. Набираешь ребят 8-10-летнего возраста, а
свои лучшие результаты они могут показывать к 19-20 годам. Это в
музыкальной школе ребёнок пришёл, отстучал мелодию, которую ему
предложил преподаватель, и уже ясно: можно ли работать с ним, насколько
он одарён в музыкальном плане. Понятно, что у нас всё куда сложнее. Пока
мы их какое-то время не поучим, а это года два, любые выводы о
способностях ребят делать рано. Причём замечено, что юные низкорослые
пловцы овладевают всеми необходимыми движениями гораздо быстрее, и они,
как правило, оказываются впереди. А что касается гадких утят,
ждёшь-ждёшь, пока он подтянется, а у него то недотяг в одном, то в
другом - организм растёт, а функциональные данные сердца, лёгких за этим
ростом не поспевают. И вот вроде бы дождался этого гармоничного
повзросления, когда твой воспитанник начинает хорошо переносить
предлагаемые нагрузки. Но к этому времени то у него вдруг внезапная
любовь случится, или вдруг разочаруется во всём. А разочароваться можно
запросто, ведь работа ребятам предлагается монотонная. Если легкоатлеты,
к примеру, могут во время бега оценивать пейзажи, даже обмениваться
друг с другом мнениями, здесь всё иначе: лицом в воду, и от бортика к
бортику. Это очень сильно утомляет, и не каждый это может психологически
выдержать. Для ребят после тренировки норма - не разойтись по домам, а
присесть кучкой на краю бассейна. И это вовсе не от усталости, а от
необходимости, горячего желания пообщаться друг с другом.
- Как бы Вы определили самое главное качество пловца?
- Плавание - уникальный вид спорта, в котором нужны высокие
координационные способности, тело должно быть растянутым, но в то же
время и атлетическим. А самое главное качество, которое отличает пловцов
от других спортсменов - чувство воды, умение оттолкнуться от этой
жидкой массы, а не рвать её. Один оттолкнётся и скользит, он как лебедь,
как будто его кто-то за ниточку тянет, вода даже не колышется. Природно
это чувство заложено у единиц. А самые упорные способны его выработать.
- Очень переживаете за своих воспитанников на соревнованиях?
- На всех соревнованиях я как больная: плывёшь мысленно с каждым, а
если их выступает много, то к концу выступлений можно попросту с ума
сойти. И всё-таки защитная реакция включается: соревнования, как
правило, начинают те, кто послабее, и когда наступает черёд основной
группы, ты уже перегораешь, той стартовой дрожи в тебе уже нет. Все эти
переживания, конечно, остаются абсолютно неведомыми для твоих подопечных
- для них ты тренер, лицо у которого во время стартов всегда остаётся
внешне спокойным.
- Кто способнее в плавании - мальчишки или девчата?
- Девочки, к сожалению, гораздо чаще, что называется, сходят с
дистанции. Причина тут, в том числе, и физиологическая: они раньше
взрослеют, созревают, поэтому и раньше уходят. Мышечный тонус у
мальчиков физиологически держится дольше. Девчата это быстрее теряют. Но
они лучше переносят нагрузки, они более выносливы.
- Вы родились в посёлке на Ангаре, с этой реки и началась для Вас наука плавания?
- Скорее знакомство с плаванием. А вот профессией, работой оно стало
для меня благодаря мужу, тоже тренеру по плаванию. Он горел этой
работой, ему это нравилось, но не мог найти себе партнёра. Профессия
тренера связана с частыми поездками на соревнования. Но на них он брал
лучших своих ребят, а с остальными нужно было продолжать работать, без
всяких пауз. И он никак не мог найти себе помощника. Как-то исподволь
начал меня к этому приобщать. А я, надо признаться, никогда не боялась
круто менять свою жизнь. Работал он допоздна, я приходила в бассейн и с
балкона наблюдала, как проходят тренировки. Дома обложилась литературой,
перелопатила массу книг. Чувствую: да я же - тренер! (Улыбается.)
Только одними книгами, конечно, не обошлось. Будучи уже взрослым
человеком, в 30 лет, пошла учиться в пединститут на факультет
физвоспитания. Надо признать, что никаких снисхождений в связи с
возрастом для меня не было, училась наравне со всеми. Благо, что
физическую закалку жизнь преподнесла мне с детства, справлялась, хотя,
конечно, было очень непросто. Но это нужно было пройти, а если нужно -
то, будь добр, сумей, как бы ни было сложно.
Перестроечные времена заставили мужа искать другую работу: семье из двух тренеров, в которой росли дети, иначе было бы не прожить. К такому выводу мы пришли на общем семейном совете. Муж ушёл из спорта, а я стала уже самостоятельным тренером.
- Женщине-тренеру, наверное, вдвойне сложнее, чем мужчине?
- Во многом да, но, с другой стороны… Знаете, есть у нас, женщин, не
просто кулинарное, а такое житейское правило: главное - не пересолить.
Попробовал, убедился, что это «вкусно», хорошо, - бери на вооружение,
зная, что это срабатывает. Растёт результат у твоих ребят, значит,
растёшь и ты, твой профессионализм как тренера. С опытом пришло и ещё
одно правило: никогда резко не меняй системы подготовки. Это живой
организм, и всё нужно делать небольшими, проверенными блоками. А
применив блок, обязательно оцени реакцию. Это как с лекарством, где на
упаковке указано не только то, от чего оно излечивает, но и возможные
противопоказания. И главная забота тренера, чтобы никаких
противопоказаний от твоего «лечения» не было.
- Городские новости.
- Александр Николаев
- Фото: Валерий Безмайленко