Матчи: Ближайшие Вчера Сегодня Завтра
  • В расписании на вчера нет матчей красноярских команд
  • Кликните для выбора даты

Алан Джусоев: "Проделали большой путь"

Полузащитник ХК «Енисей» и сборной о чемпионате РФ, переходе Сергея Ломанова с поста главного тренера на должность вице-президента и роли шведов в русском хоккее


Алан Джусоев: "Проделали большой путь"
Предлагаем вам первую часть беседы с полузащитником ХК «Енисей» и сборной России Аланом Джусоевым. Она посвящена прошедшему сезону и тем изменениям в команде, в самих хоккеиста, которые породило решение Сергея Ивановича Ломанова, который сменил пост главного тренера на должность вице-президента клуба. По мнению Джусоева этот неожиданный ход стал катализатором процесса возмужания команды.

- Алан, для тебя минувший сезон действительно стал самым успешным?
- Если говорить о завоеванных титулах, то да. Но выделать этот сезон не стал бы. Да, конечно, мы выиграли чемпионат и это здорово. Просто, быть может, ожидаешь от победы каких-то других ощущений… Однако что это меняет? В прошлом году мы не выиграли золото, но у меня нет большого различия в моих ощущениях сейчас. Есть удовлетворение от того, что не просто так проделали большой путь. Эйфории нет. Наши тренеры побеждали большое число раз в чемпионате СССР, хотелось бы, чтобы и наше поколение – я об этом задумывался как-то, - могло повторить их успехи. Интересно, получится это у нас или нет? Сложно, конечно, будет…

- Хочется за честь поколения постоять?
- У нас в «Енисее» сейчас собирается коллектив, где с одними ребятами мы играли в одной команде, с другими - соперничали, поэтому все мы друг друга хорошо знаем и понимаем. Правда успех зависит от множества факторов - от нас самих, от того, будет ли клуб и в дальнейшем получать хорошую поддержку властей и развиваться, будет ли построен в Красноярске крытый стадион и много другого.

- Свою первую золотую медаль молодежного первенства мира ты завоевал в компании с красноярцем Вячеславом Вдовенко. Вторую – в более многочисленной компании игроков «Енисея»…
- Да, играли в сборной со Славой Лисаком, Андреем Прокопьевым, Денисом Лапшиным, Славой Швецовым, Вадиком Черновым, Димой Макаровым, Иваном Шевцовым.

- Стало неожиданностью, что Иван Шевцов показал себя на льду таким дерзким бомбардиром? Вроде спокойный паренек, а столько назабивал… Ждал от Шевцова такой прыти?
- Я давно наблюдаю за ним. У Шевцова просто бешенный потенциал, но, видимо, ранее он не чувствовал в себе большой уверенности. Для молодого игрока ведь очень важна вера в себя, и Ваня в какой-то момент ее поймал. Для меня лично его успех был вопросом времени.

- А про себя можешь сказать, что созрел к нынешнему чемпионату?
- Да нет, и в этом сезоне начинал так себе. До плей-офф у меня некоторые вещи не получались. Только по ходу второго этапа чемпионата стала появляться уверенность. С каждым матчем – больше и больше.

- С чем это было связано?
- Всегда нужно показывать свой уровень, и Сергей Иванович нам об этом постоянно говорил. Но не выходило. Не знаю, как игра по ходу сезона смотрелась со стороны, но я хотел большего. Всегда хочу большего. Когда случаются в игре сбои, ты начинаешь искать себя, суетиться и в какой-то момент можешь психологически сломаться. Поэтому нужно осознавать, что ты можешь на данный момент, а чего – нет. Завышенные требования к себе - тоже не всегда хорошо, это нужно понимать. Например, смотришь на Ломанова, на то, как он здорово с мячом работает - хочется тут же это повторить. А не получается. Хватаешь мяч, идешь в обводку раз-другой – опять не получается. Ни с первой, ни с пятой попыток. И нужно уметь сказать себе, что с таким колоссальным опытом, с таким объемом тренировок, с таким талантом, как у Сергея, он делает многие вещи просто на автомате – так все у него за годы тренировок все отработано. К этому нужно стремиться, работать, но и понимать, что и Ломанов не сразу стал таким мастером. Мне 22 , а ему чуть за 30, поэтому со временем многого можно достичь. Ниже определенно высокого уровня игра Сергея не опускается, а я только к этому пока стремлюсь.

- В прошлом году команда еще, говоря твоими словами, не созрела. А что случилось в этом сезоне, когда Сергей Иванович Ломанов чуть отошел от команды в сторону?
- Вы правильно говорите - только чуть-чуть. Но все равно поначалу мы, если можно сказать так, кувыркались, пока искали себя. В каких-то моментах не понимали сами, что к чему. И каждому пришлось покопаться в себе, прояснить многие вопросы с партнерами и попытаться вынуть из себя самое лучшее. В результате команда стала сильнее и взрослее. Но это случилось позже - ближе к плей-офф, когда команда сама стала собираться в кулак. И стал понятнее ход Сергея Ивановича, который он сделал именно в начале сезона. Это дало нам время на размышление и на работу над собой. Скачок наступил, пожалуй, с матча в Хабаровске – первого матча второго этапа чемпионата. Меня там удалили до конца игры. После этой встречи я очень остро почувствовал, что в команде сплочение, единение стало очень активно происходить. С каждым матчем мы понимали, что можем большего и большего достичь. 

- Собраний много было без тренеров - своим кругом?
- Да, мы собирались и с тренерским штабом, и сами между собой. Мы вообще много общаемся в команде и проводим время вместе. Особенно в этом сезоне. Никто нас особенно не собирает для этого. Постоянно обсуждаем, что и как. Это мне нравится, совсем не то, когда один сказал, а остальные – отсиделись. Нравится, что наши старшие ребята, могут к тебе прислушаться или спокойно обсудить любой игровой момент.

- После удаления в Хабаровске ребята тебя сильно упрекали?
- Ребята наоборот все поддержали, мол, все нормально – вернемся в Красноярск и сделаем свое дело. Но, первую очередь ты сам понимаешь в таких случаях, что поступил неправильно, подставил команду. Переживаешь, когда зарабатываешь нелепые удаления, а их у меня в этом сезоне слишком много было.

- И в чем причина – горячность подводит или «чувство попранной справедливости», как иногда говорят?
- Я обдумывал свои ситуации, наблюдал со стороны за другими игроками, как они реагируют на судейские решения. Стал понимать, что когда ты в игре, то не можешь адекватно оценить ситуацию, поскольку ты лицо заинтересованное . Кажется, что судья наказал тебя напрасно, а потом смотришь на видео, и «несправедливост и» нет. Правда, объяснения все эти мои на самом деле отговорки – просто нужно научиться контролировать себя. Но это в теории… Иногда трудно объяснить самому себе, почему ты не уберешь, не спрячешь в себя эту бурю эмоций, которая бушует в тебе. Все же уже ближе к концу сезона стал больше себя контролировать. И понимаю, что все эти эпизоды споры с арбитрами некрасиво смотрятся со стороны. Мы и с ребятами обсуждали, говорили с ними том, что даже если есть вопросы к судьям, мы должны закрывать на это глаза и не отвлекаться. Арбитры такие же люди могут ошибаться, как и я,  допустим. Что я на поле ошибаюсь? Зато вдвойне станет приятнее, когда даже при наличии вопросов к судьям, ты перешагиваешь через все. Побеждаешь и соперников, и враждебно астроенных зрителей, и судейские ошибки. Это такой кайф - весь мир против нас, а мы все равно победили!

- Накануне матча с «Зорким», столичным или казанским «Динамо» ты чувствуешь прилив сил, энтузиазма или готовишься, как студент к важному экзамену – весь на нервах?
- Хорошо то, что к матчам с такими командами особенно не нужно настраиваться. Просто ты понимаешь, что должен показать все, что умеешь. С аутсайдерами да, настраиваюсь дополнительно. Понимаю, что за недонастрой они тебя могут наказать.

- После финального матча в «Крылатском» все игроки «Енисея» говорили, что сил просто не оставалось. Даже радоваться.
- Это правда. Конец сезона, да еще события так складывались в этом матче, что, когда прозвучал финальный свисток, я просто упал на лед. Лежу на спине - нет сил подняться. 

- Усталость чувствовалась даже со стороны.  Например, в концовке того победного прорыва на входе в штрафную, когда ты даже как-то неловко ковырнул коньками лед перед своим пасом на Олега Толстихина.
- Да, сил почти не оставалось. Тем более, что в «Крылатском» очень трудно дышится, что влияет на действия команд. Каждый играет, как он может в таких условиях, как умеет, использует те качества, какими обладает. То же самое можно сказать, кстати, и о шведском хоккее - о том, какие у них козыри. Мы включаем скорость и у нас свой хоккей, а у шведов – другой.

- Что тебе нравится в шведском хоккее?
- В какой-то степени скандинавская рациональность. Еще - игровая аритмия, когда в нужный момент команда взрывается, действует и молниеносно, и остро. (смеется) На моем веку, как я помню, такой командой была у нас в России, да и есть сейчас, команда московского «Динамо». Москвичи в любой момент могут ускориться, сыграть в пас или индивидуально. Динамовцы совместили стили, элементы русского и шведского хоккеев, что делало и делает игру клуба непредсказуемой. Свешников, Берлин, Максимов, Моссберг – все они игроки экстра-класса. Приятно за ними наблюдать

Часть 2 Часть 3

Комментарии 0
Вы гость. Войти или зарегистрироваться
Еще