Александр Тихонов: "Тренеров и врачей за допинг нужно наказывать"
- 1 июля 2014 г.
- Биатлон
Четырёхкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов, вошедший в этом году в состав правления Союза биатлонистов России (СБР), недавно побывал в Красноярске. Отметим, что это его первая поездка по выполнению функциональных обязанностей в СБР. Во время состоявшегося визита нам удалось встретиться с ним и пообщаться.

— Я действительно родился с врождённым пороком сердца. До трёх лет не то что ходить не мог, даже не ползал. Двигаться начал где-то в три с половиной года. И в этом большая заслуга моей бабушки по отцу Устиньи. Она была знатной травницей, делала мне разные настои, поила ими, натирала. В итоге поставила на ноги. И, наверное, то, что недобегал и недопрыгал в детстве, я восполнил в большом спорте. Начинал я с лыжных гонок, которыми увлекались мои родители. А не побоялись они меня поставить на лыжи прежде всего потому, что детство-то у меня было обыкновенное деревенское.
К тяжёлому крестьянскому труду я приучен с ранних лет. Летом пас коров, пилили и кололи с братом дрова. Уже после шестого класса пришлось уйти из школы, стать учеником токаря, поскольку в семье были большие финансовые проблемы. Буквально через месяц я получил свою первую зарплату — 60 рублей. Столько же тогда зарабатывала и моя мама. Было мне на тот момент четырнадцать лет.
— А почему из лыжных гонок ушли в биатлон, который в то время был не так популярен, как сегодня?
— Могу сказать так: “Кому что начертано богом”. Я человек верующий. В моём родном селе Уйское в советское время при безграмотной политике руководства страны церковь была разрушена в начале 1950-х годов. Сейчас построена новая, отлито семь колоколов, проводятся молебны (инициатором её возведения выступил Тихонов, он же нашёл и спонсоров. — Прим. автора). Прихожане туда съезжаются со всего района, чему я очень рад. В людях нельзя убивать веру в Бога. Православные традиции должны поддерживаться и передаваться от поколения к поколению.
— Ваш рекорд по количеству золотых олимпийских медалей в биатлоне оставался непобитым до 2002 года, а по золотым медалям чемпионатов мира — до 2009-го. Положа руку на сердце, признайтесь, а хотелось ли, чтобы Ваши достижения кто-нибудь превзошёл?
— Очень хотелось. Вот только я мечтал, чтобы это сделали российские спортсмены. Однако по золотым медалям меня повторил Рико Гросс, а превзошёл Бьёрндален. Хотя, когда я выступал на Олимпиадах, разыгрывалось сначала две медали, потом стало три. На сегодня в биатлоне разыгрывается семь медалей. Если бы в наше время было столько, советские биатлонисты положили бы в копилку сборной СССР такое количество наград, что вряд ли бы нас кто-то догнал. Мы и так более пятидесяти лет были недосягаемы ни для одной из других стран. Не остались без золота и в Сочи.
— И всё же от биатлонистов на Олимпиаде-2014 ожидали лучшего результата, чем они показали. Естественно, в первую очередь обвинять стали тренеров. В частности, больше всего камней полетело в сторону Пихлера.
— На мой взгляд, виноват не Пихлер, а тот, кто его пригласил. Лично я никогда не считал Вольфганга грамотным тренером, что он и доказал. Одно только отсутствие нормальной среднегорной подготовки уже говорит о многом. Возьмём шведскую биатлонистку Магдалену Форсберг, под наставничеством Пихлера она так и не стала олимпийской чемпионкой. И хотя многие говорили, что швед привнёс много дельного в тренировочный процесс российских спортсменов, я так не считаю. Но вину при этом целиком перекладываю на Прохорова и его команду.
Когда я на своём сайте писал прогнозы, заведомо называл победителей и говорил о том, что тренерский состав не способен подвести команду спортсменов к основным стартам сезона, к моему мнению не прислушивались. Но самое-то страшное в том, что биатлонисты проигрывали из года в год, при этом в дела федерации никто не вмешивался. А ведь биатлон — это, между прочим, лучшая подготовка защитников Отечества. И этому виду спорта следует уделять пристальное внимание. Тем более что в биатлоне честь страны отстаивают исключительно российские спортсмены, в отличие от того же футбола, где качество игры не всегда соответствует славе, в которой купаются футболисты. Когда мы с Маматовым проигрывали на чемпионатах мира, то старались втайне от всех брать билеты на рейс, чтобы нас никто не видел. Нам было стыдно перед болельщиками за то, что не смогли оправдать их надежды.
— Что скажете о нынешнем составе правления СБР?
— Сегодня президентом мы избрали Александра Кравцова. И я очень хотел этого. Много лет его знаю как человека принципиального, не ангажированного. Своё президентство Александр Михайлович совмещает с работой в Центре спортивной подготовки при Министерстве спорта РФ. И это не случайно. Как-то Виталий Мутко в одном из интервью высказал такую мысль: “Государство выделяет средства на биатлон, при этом повлиять на федерацию не может”. Мы исправили эту ситуацию, теперь будем восстанавливать, как я люблю говорить, “народное хозяйство”.
Что же касается членов правления СБР Пака и Мелихова, даже не буду скрывать своего негативного отношения к ним. Имея такой огромный опыт, они занимались интригами, искали какие-то лазейки, оправдывались. Я считаю это просто предательством российского биатлона. Свою несостоятельность они уже показали, в такой ситуации разумнее было бы положить документы на стол, написать заявление об уходе и покинуть пределы федерации.
— Вы уже не первый раз посещаете Красноярскую академию биатлона. Хотелось бы узнать Ваше мнение об уровне подготовки здесь спортсменов.
— На сегодня это один из лучших центров в стране. Академия соответствует современным требованиям, созданы все условия для того, чтобы растить чемпионов. Самое главное — есть опытные тренеры, которые могут это делать. Приятно было пообщаться с Валерием Медведцевым. Видно, что он трудолюбивый человек и очень доволен своим коллективом. Рад был вновь встретиться с Анатолием и Ольгой Ромасько. Толе недавно исполнилось 70 лет, помню, как в своё время мы забирали Олю из лыжных гонок. Уже через год она стала чемпионкой мира.
Вообще, замечу, что здесь, в Красноярске, мне очень понравилась атмосфера взаимопонимания между тренерами, спортсменами и министром спорта края. Сергей Алексеев молодой энергичный руководитель, который переживает за свой регион. Неравнодушен к спорту и временно исполняющий обязанности губернатора Красноярского края Виктор Толоконский. Он проявил себя с самой лучшей стороны, думаю, ему по плечу справиться с управлением этим бескрайним регионом. Так что за биатлон в Красноярском крае я абсолютно спокоен. К слову, национальной команде тоже можно здесь готовиться без всяких вопросов.
В 2019 году Красноярск примет Всемирную зимнюю универсиаду. Верю, что здесь в Сибири соревнования пройдут на высочайшем уровне и станут ещё одним доказательством того, что мало кто может сравниться с Россией в организации крупных спортивных форумов.
— Поскольку это Ваша рабочая поездка, расскажите о том, какие вопросы обсудили в ходе визита?
— Я провёл разъяснительную работу с тренерами, поднял вопросы допинга, который на региональном уровне мы никак не можем изжить, что показал пример перспективного биатлониста Пехтерева. Сколько можно наступать на одни и те же грабли? Мы будем ставить вопрос перед президентом СБР и министром спорта, чтобы наказывать не только спортсмена двухлетней дисквалификацией, но и тренеров и врачей. Это вопиющая несправедливость, что они выходят сухими из воды. Таких людей нельзя подпускать и близко к биатлону. В случае Пехтерева надо полностью разобраться в проблеме, чтобы другим было неповадно. Помимо этого обсудили ещё ряд насущных проблем. Теперь я и дальше буду посещать регион за регионом, встречаться с главами областей и республик и оказывать посильную помощь. Нынешней поездкой остался очень доволен, дай Бог, чтобы и в других регионах было то же самое.
— Вы уже упомянули именитую биатлонистку Ольгу Ромасько, не понаслышке знаете и об остальных красноярских чемпионах. Выделяются ли, на Ваш взгляд, наши спортсмены среди остальных своим сибирским характером?
— Безусловно, закалки и упорства им не занимать. Вообще, скажу, что здесь живут настоящие патриоты, любящие и уважающие свою родину. А какие у вас красивые места! Даже не могу выделить какое-то одно конкретное, которое мне нравится больше. Будь то Енисей, Столбы или тайга — всё потрясает своим величием. Но главное богатство Красноярского края — это люди, живущие в нём. И мы должны ценить это.
- Городские новости.
- Ольга Бачина