Павел Ростовцев: "Спортивные объекты не должны превращаться в “чемодан без ручки”
- 12 августа 2014 г.
- Краевой спорт
Это только кажется, что до красноярской Универсиады ещё пять долгих лет. На самом деле столь масштабное спортивное мероприятие требует тщательной и длительной подготовки. И времени на раскачку у нас нет. О том, как изменится Красноярск к 2019 году, нам рассказал Павел Ростовцев, председатель комиссии по вопросам охраны здоровья, развитию физической культуры, спорта и туризма Красноярского городского Совета депутатов.
— Сегодня в Красноярске есть ряд сооружений, практически готовых к проведению такого масштабного мероприятия, но всё равно им необходима небольшая реконструкция.
К примеру, недавно введённая в эксплуатацию Академия биатлона имеет лицензию Международного союза биатлонистов, разрешающую проводить ряд крупных международных соревнований. Но до начала Универсиады в Академии нужно усовершенствовать системы освещения, оснежения, установить табло.
Нужно провести реконструкцию Центрального стадиона, Дворца спорта Ивана Ярыгина. Также ряд работ требуется выполнить в “Бобровом логе” и в комплексе “Арена. Север”. Это нормальная практика, чтобы все спортивные сооружения отвечали уровню проводимых на них соревнований.
Что касается новых объектов, в городе планируется построить ещё два ледовых дворца — один в Свердловском районе, второй в Советском. Ещё ряд сооружений появятся рядом с Николаевской сопкой в Академии зимних видов спорта — трассы для сноуборда, фристайла. Они есть и в “Бобровом логе”, но нужно развести горнолыжный спорт и фристайл по разным объектам. Как раз в “Бобровом логе” будут выступать горнолыжники, там нужно построить ещё один объект — административно-тренерский блок.
На территории бывшего лагеря “Радуга” будут проводиться соревнования по лыжному ориентированию и лыжным гонкам. Этот объект также нуждается в реконструкции.
Все перечисленные объекты уже официально утверждены. Но остаётся вероятность, что этот перечень изменится. Теперь всё зависит от составления документации, сроков исполнения работ.
— Не получится ли так, что потом новые спортивные комплексы будут пустовать?
— В этом и состоит основная задача — спроектировать эти объекты таким образом, чтобы они не превратились в чемодан без ручки: и бросить жалко, и нести тяжело. Не зря при подготовке к любым Олимпийским играм возникает вопрос — что же делать со спортивными сооружениями после их окончания.
Отмечу, что в России уже накопился достаточный опыт по строительству спортивных комплексов и их эксплуатации. Он, надеюсь, и позволит выработать оптимальный вариант. При проектировании нужно сделать так, чтобы все объекты были удобными и максимально дешёвыми в эксплуатации. Чтобы потом, условно говоря, не отапливать невостребованные квадратные метры.
— Непосредственно сами соревнования только часть Универсиады. Что планируется сделать для организации досуга гостей состязаний — участников и зрителей?
— У Красноярска есть положительный опыт проведения крупных спортивных соревнований, например Ярыгинского турнира. Его можно использовать. Не думаю, что поток туристов-болельщиков будет сопоставим с тем, который был на Олимпиаде в Сочи. Тем не менее для всех гостей должна быть организована культурная, познавательная программа.
Успехом могут пользоваться экскурсионные маршруты — на Столбы, в Дивногорск, Сухобузимский район. Нужно предложить то, что расскажет об истории нашего региона. Безусловно, здесь нужно дать слово профессионалам — представителям туристической отрасли. Именно они должны предложить, что интересно молодёжи. При этом считаю, что досуговая составляющая должна создаваться с привлечением частных инвестиций.
— Пять лет достаточный срок для подготовки города? Мы успеем завершить все запланированные работы?
— Другого варианта у нас просто нет. Строительство таких крупных объектов требует тщательной проработки, множества согласований. Все проектные и строительные работы необходимо проводить через конкурсные торги. Получается сложная управленческая цепочка, но всё это выполнить вполне реально.
Универсиада очень сложное по организации мероприятие, требующее взаимодействия многих структур. Не случайно в дирекцию по проведению студенческих игр вошли четыре учредителя — Министерство спорта РФ, Российский студенческий союз, администрация Красноярского края и города Красноярска.
Нам повезло, что накануне красноярской Универсиады в России проходила зимняя Олимпиада, студенческие игры в Казани. Многие красноярские специалисты посетили эти мероприятия, чтобы напитаться информацией, перенять лучшее. Приведу пример. У нас в горсовете был отчёт начальника полиции Красноярска. Я спросил его: “Ваши сотрудники работали в Сочи?”. Ведь требования к безопасности на спортивных объектах очень высоки. “Да, были”, — ответил он. Так что работа ведётся по всем направлениям.
Есть ещё один важный аспект. Универсиада даёт шанс для благоустройства и инфраструктурного развития города. Содействовать Красноярскому краю по включению в различные федеральные программы — соответствующие поручения уже получили профильные министерства. Таким образом, мы сможем привлечь дополнительные средства не только непосредственно через бюджет Универсиады, но и по другим федеральным программам, главное своевременно туда заявиться.
Благодаря этому мы можем рассчитывать на возведение дополнительных электроподстанций, очистных сооружений, решение проблемы ветхого жилья, наружного освещения, приведение в порядок памятники архитектуры. Нельзя упустить этот момент и возможности, которые даёт городу проведение Универсиады.
— Когда стало известно, что Универсиада-2019 будет проходить у нас, пошли разговоры: неплохо бы включить в программу соревнований хоккей с мячом. Как Вы относитесь к такому предложению?
— Я поддерживаю его. Хоккей с мячом — это бренд Красноярского края, наш “Енисей” известен всему миру. Но чтобы хоккей с мячом был включён в программу соревнований, уже сейчас нужно проводить большую работу, не откладывать это на потом. Надеюсь, что всё необходимое будет сделано, и мы увидим матчи по хоккею с мячом на Универсиаде-2019.
— Будущим участникам красноярской Универсиады сейчас по 13—16 лет. В Красноярске уже присматриваются к потенциальным участникам этих состязаний? Отбирают перспективных ребят?
— В любом случае комплектовать команду начнут в 2018—2019 годах, и делать это будет не Красноярский край, а Российский студенческий союз и Министерство спорта РФ. Для любых спортивных соревнований международного уровня определяются критерии для отбора участников. Не стоит думать, что, если “я красноярец, значит место в команде обеспечено”. Нет, это будет общероссийская конкуренция.
Но, безусловно, наш край будет представлен на Универсиаде достаточно мощно. Красноярские спортсмены традиционно успешно выступают в видах спорта, которые включены в программу студенческих игр — биатлоне, лыжных гонках, фристайле, спортивном ориентировании, горнолыжном спорте. Мы можем составлять костяк команды. Большие плюсы в конкурентной борьбе — знакомые трассы, климатические условия, возможность тренироваться на этих объектах.
Да, уже сейчас наши спортивные школы и непосредственно вузы должны сконцентрироваться, чтобы подготовить ребят, начинать вести их к Универсиаде.
— После успеха наших спортсменов на Олимпиаде в Сочи многие родители захотели отдать своих детей в спортивные секции. Но оказалось, что мест для всех желающих недостаточно…
— В нашем сознании есть жёсткая градация: спорт высших достижений и массовый спорт. Но они настолько связаны между собой — как две части одного организма. Без массового спорта не может быть спорта высших достижений. И наоборот: выдающиеся победы наших спортсменов подталкивают детей к занятию спортом. Поэтому вопросам развития массового спорта надо постоянно уделять внимание.
В рамках подготовки к Универсиаде нельзя ориентироваться только на спорт высших достижений. Нужно думать и находить варианты, как эффективно использовать имеющиеся средства, создавать новые механизмы финансирования массового спорта. Повторю, объекты, которые будут построены в Красноярске, должны быть ориентированы на массовой поток. Чтобы в спортивных комплексах занимались студенты, школьники и просто все желающие.
Не стоит забывать и том, что Универсиада имеет мощную идеологическую составляющую: это пропаганда спорта, здорового образа жизни, совершенствование духовно-нравственных ценностей нашей молодёжи. Организация Универсиады невозможна без волонтёров. И эти люди тоже будут пропитываться атмосферой, идеями здорового образа жизни.
— Теоретически Ваш старший сын мог бы стать участником Универсиады, он как раз подходит по возрасту. Вы не готовите его к студенческим играм?
— Если рассматривать его участие в качестве спортсмена, то, наверное, поезд уже ушёл. А вот в качестве волонтёра, организатора, судьи все шансы есть. Всё будет зависеть от его личной заинтересованности.
В принципе для молодых людей участие в Универсиаде — в любом статусе — это большой плюс. Безусловно, к ребятам будут предъявлять большие требования, как пример, они должны владеть иностранным языком. Но время на подтягивание знаний есть.
— Знаете ли Вы примеры, когда участники студенческих игр потом уходили в большой спорт?
— Я могу сказать про биатлон. Те спортсмены, которые отбирались на студенческие игры, не были лидерами сборных команд. Но успешное участие в Универсиадах стало для них личным стимулом подняться на вершины большого спорта.
Но есть нюанс. В России участниками таких состязаний становятся студенты — члены спортивных сборных команд РФ. В других странах по-иному подходят к комплектованию своих команд. Это показала Универсиада в Казани. Там команды своих стран представляют именно студенты, а не профессиональные спортсмены. По какому пути пойдём мы? Этот вопрос открыт к обсуждению.
- Городские новости.
- Анастасия Мельникова
- Фото: Михаил Южаков