Сергей Плешков: “Каждая победа — это ещё не успех, всё впереди”
- 19 августа 2014 г.
- Краевой спорт
В детстве он, как и многие мальчишки, мечтал летать на самолёте, посвятить свою жизнь небесной стихии. И был уже на полпути к тому, чтобы мечта сбылась — учился в военном лётном училище. Но пойти в авиацию так и не довелось.

В Вооружённых силах страны началось сокращение, училище расформировали, многие ребята перепрофилировались и ушли в гражданскую авиацию, а Сергей Григорьевич Плешков решил стать тренером по спортивной акробатике. И вот уже на протяжении пятидесяти лет он обучает красноярских ребятишек этому виду спорта.
Так уж получилось, что я стал, можно сказать, основоположником спортивной акробатики в Красноярске. Был до меня тренер Валентин Васечкин, но он ушёл работать в цирк, и на пять лет в нашем городе про этот вид спорта забыли. Всё, что было, развалилось, и мне пришлось начинать с нуля. Тренировки проводил в одной из школ, в спортивном зале собиралось по 150 ребятишек. Потом построили Дом спорта “Спартак”, и в 1972 году там открыли детскую спортивную школу при краевом совете ДСО “Спартак”. Мы переселились туда. Конечно, за полста лет тренерской деятельности бывало всякое, несколько раз порывался всё бросить и уйти. Даже один раз увольнялся — месяц поработал в школе учителем физкультуры, понял, что не моё, и опять вернулся в “Спартак”. Ну а сейчас вот тренирую ребят в СДЮСШОР “Спутник”. Работа тренера непростая, постоянно соревнования, сборы, тренировки. Свободного времени практически не остаётся. Даже когда в отпуск уходишь, соревнования-то никто не отменит, поэтому всё равно тренируешь. Раньше по этому поводу с супругой даже размолвки случались, мол, сколько можно, зачем тебе это надо — тренировать бесплатно в отпускное время. Я же терпеливо объяснял, что это моя работа, и если я не буду заниматься, то и результата не будет тоже. Сейчас жена уже привыкла и смирилась с таким положением вещей.
Ещё одна тройка акробатов — Ира Тищенко, Надежда Петрова и Рита Хасанова — в 1999 году стали победителями первенства мира, а в 2000 году выиграли на чемпионате Европы. Рита сейчас выступает в цирке, Ира работает в нашей СДЮШОР методистом, а Надя Петрова тоже у нас тренирует ребятишек. Занималась у меня и сестра Иры Тищенко Ольга. Их мама Светлана Тищенко тоже тренер, но решила отдать девочек под моё наставничество, чтобы не расслаблялись и слушались лучше.
Недавно с победой с первенства мира вернулась ещё одна пара — Даниил Кузьмин/Алексей Яковлев. Сначала они выиграли на первенстве России, попали в сборную страны, и вот в июле успешно выступили на первенстве мира во Франции, домой вернулись с золотыми медалями. Сначала ребята волновались, поскольку от нашей страны принимала участие в соревнованиях ещё одна пара, но в финал должна была выйти лучшая из них. Конечно же, мы их всячески поддерживали. К слову, я всегда своим воспитанникам перед выступлением говорю: “Всё у вас хорошо, вы здорово подготовлены, идите и выступайте спокойно!”. В результате парни справились на отлично, как я и говорил, всё у них хорошо!
Вообще, если брать спортивную акробатику в Сибири, то здесь у нас основные конкуренты омичи. То они в лидерах, то мы — так и чередуем победы. В целом по России Красноярский край входит в первую десятку рейтинга. Мы занимаем шестую — восьмую позиции. А вот на международной арене россияне сейчас самые сильные. Возьмём последний чемпионат и первенство мира, на первенстве участвовали спортсмены из 34 стран, съехалось порядка тысячи акробатов. Мы выступали в возрастной группе “юниоры 13—19 лет”. Из пяти видов акробатики выиграли в четырёх. В чемпионате в трёх. Конкурируем мы с американцами, англичанами, украинцами, но в связи с последними событиями на Украине им сейчас не до спорта. Ещё отмечу Китай, но они тоже что-то сдают свои позиции.
Бывает, не идёт какой-нибудь элемент у ребят, а время поджимает, скоро выходить выступать. Тогда на ходу придумываешь новый, объясняешь, как его вписать в программу, чтобы всё прошло хорошо, без падений и других неприятностей.
Абсолютно без каких-либо эмоций отношусь и к победам моих воспитанников. Если они выигрывают, говорю себе: “Я мало сделал и это ещё не успех, надо двигаться дальше!”. Ну а если постигла неудача, никогда не ругаю. Всякое ведь бывает, ну не справились где-то с нервами, разве за это надо обязательно накричать на ребёнка? Хотя некоторые тренеры такое практикуют, могут и шлёпнуть, если не слушается, но я не такой. У меня в принципе всё на добрых началах: если хочешь добиться результата, давай будем работать, тренироваться. Иной раз смотришь, вроде бы и все данные есть у ребёнка, но лень-матушка берёт верх, отлынивает от занятий. А раз нет желания, силой не заставишь.
Случается и наоборот, старается дитё изо всех сил, но по своим параметрам явно не подходит для акробатики. Тогда подходишь к нему и стараешься убедить, чтобы сменил вид спорта, попробовал себя в том, в чём есть шансы прогрессировать. К примеру, Наташа Ивашко стала чемпионкой Европы по вольной борьбе, а ведь раньше была нашей воспитанницей. Занималась у меня и легкоатлетка Нина Шнырикова, именно я ей и посоветовал перейти в лёгкую атлетику. И она себя прекрасно там проявила, выполнила норматив мастера спорта, стала чемпионкой СССР по кроссу.
Есть, к сожалению, среди тренеров такие наставники, которые упрутся и не отпускают из акробатики, лучше пусть пропадёт ребёнок, чем другому отдадут. Я считаю это просто преступлением, ведь работаем с маленькими детьми, у которых всё впереди, которые могут прекрасно прогрессировать в другом виде спорта, и этот шанс отнимать нельзя ни в коем случае.
Мы ведь, как правило, если видим, что в семье ребёнка что-то не ладится, навещаем его, с родителями беседуем. Если бросил, стараемся вернуть. Но зачастую в таких семьях родители практически не уделяют внимания своим детям. А вот в нормальных мамы и папы, наоборот, дают наказ: “Сергей Григорьевич, вы там с ним строже!”.
Дети есть дети, случалось, могли и бросить тебе в сердцах, не подумавши, такое, что обидно до слёз. В этих ситуациях искал причину в первую очередь в себе, родителях. Значит где-то не доработали, недовоспитали в первую очередь мы — взрослые. Самое главное, что потом, повзрослев, эти ребята приходили и извинялись, что очень важно. Если человек осознал, понял свой проступок, признал свою неправоту, пришёл и извинился, значит, воспитывая своих детей, он уже постарается не допускать таких ошибок.
Я тут подсчитал, что за 50 лет тренерской работы воспитал 150 мастеров спорта, пять из них — международного класса. Кандидатам в мастера спорта счёт не вёл, слишком много за эти годы было таких ребят. Довольно часто бывших воспитанников встречаю в автобусе, электричке. Подходят, здороваются, спрашивают, помню я их или нет. Конечно же, они выросли, стали взрослыми, и сразу я их не узнаю. Поэтому спрашиваю имя и фамилию, ну а когда они называют, сразу вспоминаю, да, действительно, были у меня такие воспитанники.
Многие ребята стали артистами цирка. Как-то в один год сразу пять акробатов подались в циркачи. Дом спорта “Спартак” находится же рядом с цирком, поэтому артисты у нас частенько и тренировались. Вот и в тот год пришли, позанимались, а следом сразу пять моих воспитанников отправились в Московский цирк. Потом приезжали, благодарили, что нашли своё любимое дело именно потому, что занимались акробатикой. Сейчас уже некоторые из них на пенсии.
В следующем году в Баку пройдут Олимпийские игры по неолимпийским видам спорта. Говорят, что в программу включена и акробатика, но всего два вида состязаний: смешанные пары и женские группы (тройки). После этого, я думаю, спортивную акробатику всё же включат в Олимпиаду, ведь этот вид спорта очень красивый и зрелищный, мастера-профессионалы выполняют такие сложнейшие элементы, что дух захватывает. Акробаты по праву заслужили право бороться за звание олимпийского чемпиона.
Конечно, как оно будет в будущем на самом деле, покажет время, но я очень верю, что это произойдёт. Моя мечта сбудется, и всё у меня получится!
И риск, и экстрим
Спортивной акробатикой по нынешним меркам я увлёкся серьёзно в довольно позднем возрасте — мне было на тот момент шестнадцать лет. В этом виде спорта есть и риск, и экстрим, и какая-то неожиданность при выполнении упражнений, что собственно меня и привлекло. Выступал на первенствах и чемпионатах России, выполнил норматив мастера спорта. Занимался я в четвёрках. В спортивной акробатике это один из самых сложных видов. Считается, что, если ты в четвёрке, значит в дальнейшем сможешь выступать и в двойке, и в тройке.Так уж получилось, что я стал, можно сказать, основоположником спортивной акробатики в Красноярске. Был до меня тренер Валентин Васечкин, но он ушёл работать в цирк, и на пять лет в нашем городе про этот вид спорта забыли. Всё, что было, развалилось, и мне пришлось начинать с нуля. Тренировки проводил в одной из школ, в спортивном зале собиралось по 150 ребятишек. Потом построили Дом спорта “Спартак”, и в 1972 году там открыли детскую спортивную школу при краевом совете ДСО “Спартак”. Мы переселились туда. Конечно, за полста лет тренерской деятельности бывало всякое, несколько раз порывался всё бросить и уйти. Даже один раз увольнялся — месяц поработал в школе учителем физкультуры, понял, что не моё, и опять вернулся в “Спартак”. Ну а сейчас вот тренирую ребят в СДЮСШОР “Спутник”. Работа тренера непростая, постоянно соревнования, сборы, тренировки. Свободного времени практически не остаётся. Даже когда в отпуск уходишь, соревнования-то никто не отменит, поэтому всё равно тренируешь. Раньше по этому поводу с супругой даже размолвки случались, мол, сколько можно, зачем тебе это надо — тренировать бесплатно в отпускное время. Я же терпеливо объяснял, что это моя работа, и если я не буду заниматься, то и результата не будет тоже. Сейчас жена уже привыкла и смирилась с таким положением вещей.
Всё будет хорошо
Мой первый тренерский успех связан с выступлением пары Валерий Терёшкин/Ольга Малышенко. Валера приехал в Красноярск из Норильска, поступил в пединститут. В Норильске Терёшкин занимался прыжками в воду, так что определённая база у него уже имелась. Перевороты мог делать, ноги сильные у него были, а вот руки слабые. Стал я с ним заниматься, поставил его в пару к Ольге Малышенко. Вдвоём эти ребята выиграли много различных соревнований. Становились два раза чемпионами страны, побеждали на Кубке СССР. Завоевали золото международного турнира имени Волкова, что дало им право на присвоение звания мастера спорта международного класса.Ещё одна тройка акробатов — Ира Тищенко, Надежда Петрова и Рита Хасанова — в 1999 году стали победителями первенства мира, а в 2000 году выиграли на чемпионате Европы. Рита сейчас выступает в цирке, Ира работает в нашей СДЮШОР методистом, а Надя Петрова тоже у нас тренирует ребятишек. Занималась у меня и сестра Иры Тищенко Ольга. Их мама Светлана Тищенко тоже тренер, но решила отдать девочек под моё наставничество, чтобы не расслаблялись и слушались лучше.
Недавно с победой с первенства мира вернулась ещё одна пара — Даниил Кузьмин/Алексей Яковлев. Сначала они выиграли на первенстве России, попали в сборную страны, и вот в июле успешно выступили на первенстве мира во Франции, домой вернулись с золотыми медалями. Сначала ребята волновались, поскольку от нашей страны принимала участие в соревнованиях ещё одна пара, но в финал должна была выйти лучшая из них. Конечно же, мы их всячески поддерживали. К слову, я всегда своим воспитанникам перед выступлением говорю: “Всё у вас хорошо, вы здорово подготовлены, идите и выступайте спокойно!”. В результате парни справились на отлично, как я и говорил, всё у них хорошо!
Вообще, если брать спортивную акробатику в Сибири, то здесь у нас основные конкуренты омичи. То они в лидерах, то мы — так и чередуем победы. В целом по России Красноярский край входит в первую десятку рейтинга. Мы занимаем шестую — восьмую позиции. А вот на международной арене россияне сейчас самые сильные. Возьмём последний чемпионат и первенство мира, на первенстве участвовали спортсмены из 34 стран, съехалось порядка тысячи акробатов. Мы выступали в возрастной группе “юниоры 13—19 лет”. Из пяти видов акробатики выиграли в четырёх. В чемпионате в трёх. Конкурируем мы с американцами, англичанами, украинцами, но в связи с последними событиями на Украине им сейчас не до спорта. Ещё отмечу Китай, но они тоже что-то сдают свои позиции.
Эмоциям волю не даю
Поначалу, когда мои ребятишки только начали выступать, сильно переживал за них. Порой даже выходил из зала, не мог спокойно смотреть, нервничал. Но потом понял, что так нельзя: воспитанников у меня ещё будет много, а я один. Если так буду волноваться, то надолго и на всех меня просто не хватит. Поэтому взял себя в руки, и волю эмоциям не даю. А может, в своё время перегорел. Сейчас спокойно наблюдаю за выступлением, отслеживаю ошибки, которые порой допускают ребята, а потом мы работаем над их исправлением.Бывает, не идёт какой-нибудь элемент у ребят, а время поджимает, скоро выходить выступать. Тогда на ходу придумываешь новый, объясняешь, как его вписать в программу, чтобы всё прошло хорошо, без падений и других неприятностей.
Абсолютно без каких-либо эмоций отношусь и к победам моих воспитанников. Если они выигрывают, говорю себе: “Я мало сделал и это ещё не успех, надо двигаться дальше!”. Ну а если постигла неудача, никогда не ругаю. Всякое ведь бывает, ну не справились где-то с нервами, разве за это надо обязательно накричать на ребёнка? Хотя некоторые тренеры такое практикуют, могут и шлёпнуть, если не слушается, но я не такой. У меня в принципе всё на добрых началах: если хочешь добиться результата, давай будем работать, тренироваться. Иной раз смотришь, вроде бы и все данные есть у ребёнка, но лень-матушка берёт верх, отлынивает от занятий. А раз нет желания, силой не заставишь.
Случается и наоборот, старается дитё изо всех сил, но по своим параметрам явно не подходит для акробатики. Тогда подходишь к нему и стараешься убедить, чтобы сменил вид спорта, попробовал себя в том, в чём есть шансы прогрессировать. К примеру, Наташа Ивашко стала чемпионкой Европы по вольной борьбе, а ведь раньше была нашей воспитанницей. Занималась у меня и легкоатлетка Нина Шнырикова, именно я ей и посоветовал перейти в лёгкую атлетику. И она себя прекрасно там проявила, выполнила норматив мастера спорта, стала чемпионкой СССР по кроссу.
Есть, к сожалению, среди тренеров такие наставники, которые упрутся и не отпускают из акробатики, лучше пусть пропадёт ребёнок, чем другому отдадут. Я считаю это просто преступлением, ведь работаем с маленькими детьми, у которых всё впереди, которые могут прекрасно прогрессировать в другом виде спорта, и этот шанс отнимать нельзя ни в коем случае.
Чтоб мы делали без акробатики?
Ребятишки у меня занимаются разные. Приходят и трудные подростки из неблагополучных семей, кто-то из них приживается, остаётся и тренируется, а некоторые, к сожалению, уходят. Один из таких парней, знаю, даже отбывал срок в колонии, потом пришёл ко мне и говорит: “Сергей Григорьевич, какой же я был дурак, что в своё время не продолжил тренировки, а покатился по наклонной!”. И ведь всё равно, как бы жизнь ни сложилась, приходит ко мне, вспоминает то время, когда занимался акробатикой, как самое лучшее.Мы ведь, как правило, если видим, что в семье ребёнка что-то не ладится, навещаем его, с родителями беседуем. Если бросил, стараемся вернуть. Но зачастую в таких семьях родители практически не уделяют внимания своим детям. А вот в нормальных мамы и папы, наоборот, дают наказ: “Сергей Григорьевич, вы там с ним строже!”.
Дети есть дети, случалось, могли и бросить тебе в сердцах, не подумавши, такое, что обидно до слёз. В этих ситуациях искал причину в первую очередь в себе, родителях. Значит где-то не доработали, недовоспитали в первую очередь мы — взрослые. Самое главное, что потом, повзрослев, эти ребята приходили и извинялись, что очень важно. Если человек осознал, понял свой проступок, признал свою неправоту, пришёл и извинился, значит, воспитывая своих детей, он уже постарается не допускать таких ошибок.
Я тут подсчитал, что за 50 лет тренерской работы воспитал 150 мастеров спорта, пять из них — международного класса. Кандидатам в мастера спорта счёт не вёл, слишком много за эти годы было таких ребят. Довольно часто бывших воспитанников встречаю в автобусе, электричке. Подходят, здороваются, спрашивают, помню я их или нет. Конечно же, они выросли, стали взрослыми, и сразу я их не узнаю. Поэтому спрашиваю имя и фамилию, ну а когда они называют, сразу вспоминаю, да, действительно, были у меня такие воспитанники.
Многие ребята стали артистами цирка. Как-то в один год сразу пять акробатов подались в циркачи. Дом спорта “Спартак” находится же рядом с цирком, поэтому артисты у нас частенько и тренировались. Вот и в тот год пришли, позанимались, а следом сразу пять моих воспитанников отправились в Московский цирк. Потом приезжали, благодарили, что нашли своё любимое дело именно потому, что занимались акробатикой. Сейчас уже некоторые из них на пенсии.
Воспитать олимпийца
На этой неделе мне исполняется 75 лет, и пока хватает здоровья и сил, буду и дальше тренировать. Всегда мечтал, чтобы акробатика стала олимпийским видом спорта. И очень хотелось подготовить олимпийского чемпиона.В следующем году в Баку пройдут Олимпийские игры по неолимпийским видам спорта. Говорят, что в программу включена и акробатика, но всего два вида состязаний: смешанные пары и женские группы (тройки). После этого, я думаю, спортивную акробатику всё же включат в Олимпиаду, ведь этот вид спорта очень красивый и зрелищный, мастера-профессионалы выполняют такие сложнейшие элементы, что дух захватывает. Акробаты по праву заслужили право бороться за звание олимпийского чемпиона.
Конечно, как оно будет в будущем на самом деле, покажет время, но я очень верю, что это произойдёт. Моя мечта сбудется, и всё у меня получится!
- Городские новости.
- Ольга Бачина
- Фото: Михаил Южаков
0