Водное поло в Красноярске: ничего невозможного
- 23 октября 2014 г.
- Водное поло
Вы слышали, что в Красноярске играют в водное поло? Я до недавнего времени – нет. Ну, не наш вид, бывает. Хотя, с другой стороны, почему нет? Олимпийский вид спорта, сборная СССР, было дело, даже выигрывала золото на Олимпийских Играх.
По окончании турнира мы побеседовали с ватерпольным тренером, судьей и президентом региональной федерации водного поло (зарегистрирована в прошлом году) Александром Чащиным.
– Александр Вениаминович, как вы пришли в водное поло, как водное поло пришло в Красноярск?
– На самом деле водное поло в крае развивается давно, с 1959 года. Все это начиналось в Норильске, с команды «Заполярник». В Норильске была школа олимпийского резерва по плаванию, и при этой школе была открыта сначала секция, а потом и отделение водного поло. Возглавил его Константин Васильевич Чижиков, заслуженный тренер РСФСР. Идея была в следующем: не все могут стать хорошими пловцами, доходит ребенок до определенного уровня – второй разряд, ну, первый, а дальше результаты не растут, что делать? Ведь жаль лет, потраченных на занятия плаванием, жаль труда тренера и самого ребенка. И если есть способность к единоборствам, игровое мышление, то водное поло может стать отличным вариантом продолжения спортивной карьеры. Такие ребята переходили на водное поло, благо плавательная подготовка была уже на высоком уровне. А впоследствии стали набираться изначально группы по водному поло… Я и сам начинал с плавания, а потом перешел на водное поло.
– А как вы начали работать в Красноярске?
– Честно говоря, стихийно все получилось. Последние 13 лет я трудился в МЧС, вышел на пенсию. Пришли ко мне в гости ребята: «Так и так, Александр Вениаминович, у нас есть люди, которые занимаются водным поло, сами по себе, неорганизованно, можно сказать. Хотели бы играть». Попросили потренировать, так получилась взрослая команда. Честно-откровенно: сомневался. Перерыв в тренерской работе все-таки у меня большой был. Пришел, посмотрел, какие ребята, понравились, пошел искать старые конспекты. Через какое-то время стали думать, как развиваться дальше. Энтузиазм у ветеранов есть, поддержка со стороны родителей есть – дали объявление, прошли по школам, набрали первую группу мальчишек 1997-98 г.р.
– И все же набор, наверное, непросто было проводить? Ведь мало кто знает, что это такое…
– Да желающих заниматься более чем достаточно. Проблема в том, что мы не при школе, и ребятам, точнее их родителям, приходиться самим платить за занятия. С 2011 года выделили нам время в бассейне. Спасибо Алексею Ковригину, председателю краевой федерации плавания, который нам помогает, руководству железной дороги, особое спасибо родителям , мужской команде, тренерскому составу СК «Локомотив». Так организовалась секция. Работаем практически на одном энтузиазме.
– А как с министерством спорта у вас складываются отношения?
– С пониманием относятся. Помогают. Особенно после того, как мы выступили на Спартакиаде учащихся России в Пензе. К сожалению, выступили там не очень удачно, заняли предпоследнее место. В следующем, 2015 году, уже с другим возрастом, надеемся занять место 6-7-е, а не 12-е. С 2012 года стали выезжать на первенство России. Где и завоевали сборной командой 1998-1999г.р. (Норильск + Красноярск) путевку на финальный этап Спартакиады .
– Только начали заниматься и сразу же поехали на всероссийские соревнования?
– Конечно, поначалу наш уровень был очень слабым. И такой счет, как 24:5, был обычным делом. К нам относились скептически. Но поймите, у нас ближайшая команда, с которой мы время от времени играем, – Новосибирск. И такого опыта, который ребята получили на всероссийских соревнованиях, они нигде больше не могли получить. И потихоньку уровень команды начал расти. Сейчас сформирована сборная края 1999-2000 г.р.– из норильчан и моих ребят, готовимся к первенству России 2015 г. Займем на России место в восьмерке – допустят на финальный этап Спартакиады
– Ближайший ваш соперник – Новосибирск. С ним как играете?
– Поначалу было печально, год назад – на равных, а сейчас уже выигрываем. Раньше и Кемерово проигрывали, и Бийску. А сейчас мы в Сибири – ну, первые пока. Встретимся на России, позиции сдавать не собираемся.
– А вообще соревнований по водному поло много проводится в стране?
– Соревнований-то проводится много, Но не на все мы можем выехать. Концентрируем свои силы на главных – Спартакиада учащихся, Спартакиада молодежи. Правда, на последней Спартакиаде молодежи мы выступить не смогли – по возрасту не дотягивали. А в Норильске – другая проблема. Ребята заканчивают школу, учиться дальше негде, уезжают и уже там попадают в команды мастеров. И там уже становятся мастерами спорта, призерами Европы, участниками Олимпийских игр. И таких ребят очень много. В свое время я сам проделал похожий путь. После школы поступил в Казанский институт. Нас тогда сразу семь человек из Норильска приехало. Мощная команда собралась. Кроме нас – из Туапсе, Новосибирска, Прокопьевска, Кемерово,сами казанцы. А сейчас команда Казани – одна из сильнейших в стране. А за счет чего? Кто-то, отучившись, возвращался домой, а кто-то оставался работать. И этот выпуск сразу сформировал мощную кадровую базу.
Мысль-то какая. В институт можно поступать и в Красноярске. Сейчас потихонечку ведутся разговоры, обращались в СФУ. Создать на базе университета студенческую команду. Без своих тренерских кадров развиваться очень сложно. Приглашать кого-то – это же надо квартиру, прочее… А главное, 5-6 лет игры в студенческой лиги – это то. что теряли мы и наши воспитанники, край наш терял! Решив эту задачу, можно задуматься и о своей команде мастеров.
– А кадров, конечно, не хватает?
– Да. Вот в Сосновоборске есть возможность открыть секцию, там новый бассейн построили. Очень хочу! Но не могу же я разорваться, этих ребят бросить, предать я никогда не смогу. Тренерская проблема. На данный момент я один. Пока так.
– Давайте поговорим о ваших ребятах. Вот мы набрали группу. С чего нужно начинать обучение? Плавать, полагаю, они умеют?
– Держатся на воде. Нужно было учить плаванию, у нас ведь своя специфика плавания, ватерпольная. Все комбинации сначала отрабатываем на суше, потом переносим в воду. В зале занимаемся общефизической подготовкой. У нас установились хорошие отношения с бывшими десантниками, ветеранами войн. Вот сейчас они проведут двухмесячный курс по рукопашному бою. Вид спорта у нас жесткий, контактный. Я бы сравнил с хоккеем. Коньковая подготовка – это основа, как у нас плавание. Единоборство нужно уметь вести и командную игру показывать. Ну и собственно технико-тактические моменты. Так что требуется разносторонняя подготовка. Теперь вот еще и на танцы вожу.
– А это-то зачем?
– Двигаться надо уметь. Координация. Движения должны быть где-то пластичные, а где то и резкие. Переход из одного состояния в другое. Многое нужно уметь – концентрироваться и отдыхать . И все это заложено в той программе, которую мы еще в Норильске разработали. Но и новое добавляю. Игра меняется, быстрее стала, тактически разнообразнее, зрелищней и еще более интересней.
– Потенциал больших спортсменов в ребятах видите?
– Потенциал есть. Иначе бы не интересно было бы работать. Поэтому и мечтаем, чтобы при университете была команда, чтобы реализовать возможность расти и совершенствоваться. Есть единицы, на которых уже сейчас специалисты обратили внимание, приглашали в школу-интернат московского «Динамо». Но я вижу, что им еще рановато. Еще работать и работать.
– Молодым понятно куда расти, понятно где играть. А вот взрослая команда, она, что, только для себя тренируется или где-то выступает?
– Они пока участвуют в региональных турнирах. Есть традиционные турниры в Новосибирске, Кемерово, Челябинске, выезжают и достойно выступают. Есть задумка выйти на Россию, на чемпионат по мини-водному поло, хотя здесь определенные трудности есть. Мужская команда тренируются всего 2-3 раза в неделю – работа, семья, воды не хватает. И, конечно, соревновательного опыта тоже. Здесь они играют с мальчишками. Поначалу им было неинтересно, но сейчас пацаны уже начали не уступать.
– Какая проблема самая острая?
– Трудно выделить из перечисленных ранее, все остры и важны. Вот федерация и старается решить поставленные задачи. Приглашаем к сотрудничеству всех, кому не безразличен спорт в нашем крае. Желающих-то заниматься много… Вот сейчас сдается много бассейнов, очень хороших. Но они все на 25 метров и четыре дорожки. Для того чтобы массово заниматься людям – прекрасно. Но это, по сути, купальня. Во всех городах, куда мы приезжаем, есть большие бассейны. Целые комплексы со спортивными залами, тренажерными залами… Да и те бассейны, что есть, не всегда готовы предоставить нам время. Пустить нас – упадет посещаемость, потеряют в деньгах. А брать с родителей те суммы, которые они хотели бы видеть, нереально. У нас же есть ребята и из неполных семей… Разные ребята. Но вот у меня есть 50 человек – они по улицам не шляются, я за них отвечаю. Это к вопросу: надо или не надо развивать…
Для Александра Вениаминовича такой вопрос не стоит. Человек с большим жизненным и тренерским опытом, он перемежает речь словами: потихоньку, постепенно, не так, так эдак. Он понимает, что ждать какого-то бурного всплеска просто нереалистично. Но свое дело делает. Мальчишки растут, крепнут. Всё будет.