Лео Фогель: "Чувствую, что созрел для побед"
- 2 декабря 2014 г.
- Дзюдо
На завершившемся Кубке России один из ведущих дзюдоистов Красноярского края Лео Фогель стал бронзовым призёром.

В свои двадцать пять он добился многого, но мог ещё больше. Часто мешали травмы, большой утратой стала потеря отца, но Лео не сдаётся и не расстаётся со своей главной мечтой — попасть на Олимпиаду и взойти на высшую ступень пьедестала.
— Третье место на Кубке России лично для Вас это успех или неудача?
— Бронза неплохой результат, но неудовлетворённость есть. Вполне мог выиграть, однако в полуфинале немного не повезло. Чувствовал себя уверенно, вроде бы контролировал ход схватки, но допустил ошибку и уступил. Поначалу расстроился, а затем успокоился и в поединке за третье место одержал победу.
— Вообще, Кубок России — это важный турнир или очередной этап подготовки к более престижным стартам?
— Не могу сказать, что Кубок страны суперважный старт, но именно на этом турнире были свои нюансы. Команда нашего региона не очень удачно выступила на последнем чемпионате России, и Кубок давал шанс реабилитироваться. Думаю, что у нас это получилось. Дима Стерхов выиграл в весовой категории свыше ста килограммов, а мне удалось завоевать бронзовую награду.
— Многие спортсмены говорят, что бронзовая награда для них дороже серебряной, дескать бронзу ты выигрываешь, серебро получаешь за поражение в финале.
— Серебряных медалей у меня практически нет. Если удавалось выйти в решающий поединок, я, как правило, в нём побеждал. А вот наград за третьи места хватает. На схватку за бронзу настрой всегда запредельный. Если ты выигрываешь, стоишь на пьедестале. Проигрываешь, становишься пятым, и о тебе никто не вспомнит, да и радоваться пятому месту несерьёзно.
— В финалах проигрывали редко, получается, полуфиналы для Вас сложнее?
— В полуфинале на карту поставлено слишком многое. Когда выходишь в финал, немного успокаиваешься, уходит излишняя нервозность. Понимаешь, что уже в любом случае медаль получишь. А вот проиграв в полуфинале, попадаешь в самую настоящую мясорубку, когда сразу несколько человек претендуют на две бронзовые награды.
— В дзюдо Вы пришли в восемь лет, почему выбор пал именно на этот вид спорта?
— Я родился и рос в Кожанах. Посёлок маленький, других серьёзных секций там просто не было. В дзюдо вообще меня привела тётя. С первого же занятия я попросту заболел этим видом спорта. Прошло уже 17 лет, но я не пропустил ни одной тренировки без уважительной причины. На данный момент тренировки и соревнования — это моя жизнь. Даже не представляю, чем бы я занимался, если бы не стал дзюдоистом. Когда выпадает редкая возможность, приезжаю в родной посёлок. К маме, к брату, общаюсь с друзьями. Всё остальное время посвящаю только дзюдо.
— С первым тренером поддерживаете отношения?
— Конечно. Александр Матвеевич Шотов помогал мне делать первые шаги в спорте, я ему бесконечно благодарен. Сейчас очень тепло общаемся при встрече. Можем в баньке попариться, на охоту сходить. Для меня это лучший отдых.
— Вы с детства стали показывать хорошие результаты?
— По юношам практически ничем не выделялся, а перейдя в юниорскую категорию, стал побеждать. Переход во взрослое дзюдо получился довольно неплохим. На первом же турнире выиграл, получил звание мастера спорта. Бороться со взрослыми мужиками, конечно, намного тяжелее. Есть немало примеров, когда дзюдоисты всех рвали по юношам и юниорам, а затем попросту терялись. У меня всё вышло более успешно, хотя было непросто.
— Родители поддерживали Вас?
— Пока отец был жив, посещал практически все соревнования. Мама воочию не видела мою борьбу, но всегда поддерживала. После соревнований постоянно ей звоню. Родной брат от спорта далёк. Он тоже приходил в секцию дзюдо, но его хватило на один день. Он шофёр, пошёл по стопам отца. Я машину вожу, но копаться в автомобиле не моё. Когда что-то случалось, отдавал машину брату, он ремонтировал.
— Какое соревнование получилось самым запоминающимся?
— На одном из международных турниров в Чехии я одержал победу. Мне тогда было двадцать лет. Когда стоял на верхней ступеньки пьедестала, слушал гимн России — непередаваемые эмоции, помню их до сих пор. Самой важной же победой на данный момент считаю успех на Кубке Европы в 2012 году. Турнир проходил в Оренбурге. Все схватки я провёл на одном дыхании, получалось очень многое.
— Вы же ещё двукратный чемпион России среди полицейских.
— Да. Выступаю за МВД Красноярского края. На самом деле это очень серьёзные соревнования. Съезжаются спортсмены со всей России. В моём весе собирается около семидесяти человек. Конкуренция просто сумасшедшая.
— Звание какое у Вас?
— Старший сержант. Чтобы получить следующее, нужно высшее юридическое образование. У меня его пока нет. Возможно, в будущем поступлю в университет по этой специальности. Но на данный момент все мои помыслы связаны с дзюдо. После того как завершу спортивную карьеру, хотя это не скоро случится, хотел бы поработать тренером. О службе в полиции пока не задумывался.
— Вы же и на чемпионате России среди полицейских по самбо выступили неплохо.
— Да, занял третье место. Причём с техникой самбо я практически не знаком. Болевые приёмы на ногу делать не умею, как и защищаться от них, да и вообще мне этот вид единоборств не очень нравится. Боролся на чемпионате исключительно дзюдоисткой техникой, во втором поединке выиграл у чемпиона мира по самбо. Видимо, для него мой стиль стал совершенно неожиданным. В полуфинале встретился ещё с одним чемпионом мира. На этот раз уступил, но третье место всё равно завоевал.
— Доводилось лично общаться с главным тренером сборной страны итальянцем Энцо Гамбой?
— Конечно, и не раз. Он что-то рассмотрел во мне. Чувствую его доверие. Шансы проявить себя побороться за место в сборной он мне предоставляет, надо только их использовать.
— В чём секрет его гениальности, ведь никто не ожидал, что работа Гамбы даст такие фантастические результаты? Три золотых олимпийских медали для России — это просто невероятно.
— Гамба принёс много нового в подготовку спортсменов. Тренировочный процесс изменился в корне. Огромное внимание итальянец уделяет психологии. Все наши олимпийские чемпионы Лондона выигрывали на играх у соперников, которым раньше проигрывали. Но дело, как мне кажется, не только в Гамбе. К дзюдо теперь совершенно другое внимание. Увеличилось финансирование. Российские спортсмены стали участвовать в большом количестве международных турниров. Мой тренер Александр Ридный, когда сам был действующим спортсменом, принимал участие в двух-трёх турнирах за год, а сейчас и десять не предел. Чем больше борешься с разными соперниками, тем лучше. Получаешь неоценимый опыт
— В вашей категории борется олимпийский чемпион Мансур Исаев, реально с ним конкурировать?
— Бороться можно со всеми, как и выигрывать у них, даже у олимпийских чемпионов. На тренировках мне удавалось превзойти Исаева. А вот на соревнованиях немного не хватает пока. Я очень ответственно подхожу к схватке, с тренером анализируем каждого соперника, стараемся выстроить план на поединок. Частенько излишне себя накручиваю, очень переживаю, и немного не везёт. Но всё приходит с опытом. Сейчас я стал старше, спокойнее.
Наша категория вообще одна из самых популярных, и конкуренция в ней запредельная. Перед соревнованиями я обычно сгоняю три-четыре килограмма. Как-то Гамба посоветовал мне перейти в вес 81 килограмм, но я отказался. Там ребята здоровее, крепче, мне будет с ними тяжеловато.
— Пять лет назад Вы говорили, что главная цель — участие и победа на Олимпиаде, сейчас мечта по-прежнему жива?
— Конечно, именно ради этого я и занимаюсь дзюдо. Я понимаю, что отобраться на Олимпийские игры невероятно сложно, а победить на них и вовсе фантастика. Но перед глазами примеры Исаева, Тагира Хайбулаева, Арсена Галстяна, которые сумели совершить невозможное. На них практически никто не ставил, а они стали олимпийскими чемпионами. Смотрю на них во время тренировок, соревнований и понимаю, что они живые люди, всего добившиеся собственным трудом. Значит, ничего невозможного нет.
— Вам сейчас двадцать пять лет, это самый расцвет для дзюдоиста?
— У всех по-разному. Кто-то уже в двадцать лет выигрывает все мыслимые титулы, а у кого-то лучшее время начинается ближе к тридцати. Что касается лично меня, то я чувствую, что пришло время громко заявить о себе.
— Можете сказать, что сейчас достигли своего пика?
— Всегда есть куда расти. Не могу сказать о пике, но я уже приобрёл необходимый опыт, физически окреп, стал более уверен в себе. Думаю, что в ближайшее время должен показать свою лучшую борьбу. Следующий чемпионат России состоится в Красноярске. Приложу все силы, чтобы выступить достойно.
— У вас необычно имя — Лео.
— Дедушка немец. Они живут с бабушкой в Германии. Папа назвал меня в честь него. С именем частенько случаются забавные ситуации. Лео довольно непривычно, многие считают, что меня зовут Леонид или Леопольд.
— Кто-то из тех, с кем начинали заниматься дзюдо, добился каких-либо высот?
— В профессиональном спорте остался я один. Талантливых ребят было много, но кому-то не хватило воли, кому-то желания, а кто-то просто избрал себе другую дорогу.
— Вас признали “Народным героем” Балахтинского района, что для вас значит это звание?
— Было приятно, но особо на званиях я не зацикливаюсь. Главное для меня — выходить на татами и побеждать.
— Третье место на Кубке России лично для Вас это успех или неудача?
— Бронза неплохой результат, но неудовлетворённость есть. Вполне мог выиграть, однако в полуфинале немного не повезло. Чувствовал себя уверенно, вроде бы контролировал ход схватки, но допустил ошибку и уступил. Поначалу расстроился, а затем успокоился и в поединке за третье место одержал победу.
— Вообще, Кубок России — это важный турнир или очередной этап подготовки к более престижным стартам?
— Не могу сказать, что Кубок страны суперважный старт, но именно на этом турнире были свои нюансы. Команда нашего региона не очень удачно выступила на последнем чемпионате России, и Кубок давал шанс реабилитироваться. Думаю, что у нас это получилось. Дима Стерхов выиграл в весовой категории свыше ста килограммов, а мне удалось завоевать бронзовую награду.
— Многие спортсмены говорят, что бронзовая награда для них дороже серебряной, дескать бронзу ты выигрываешь, серебро получаешь за поражение в финале.
— Серебряных медалей у меня практически нет. Если удавалось выйти в решающий поединок, я, как правило, в нём побеждал. А вот наград за третьи места хватает. На схватку за бронзу настрой всегда запредельный. Если ты выигрываешь, стоишь на пьедестале. Проигрываешь, становишься пятым, и о тебе никто не вспомнит, да и радоваться пятому месту несерьёзно.
— В финалах проигрывали редко, получается, полуфиналы для Вас сложнее?
— В полуфинале на карту поставлено слишком многое. Когда выходишь в финал, немного успокаиваешься, уходит излишняя нервозность. Понимаешь, что уже в любом случае медаль получишь. А вот проиграв в полуфинале, попадаешь в самую настоящую мясорубку, когда сразу несколько человек претендуют на две бронзовые награды.
— В дзюдо Вы пришли в восемь лет, почему выбор пал именно на этот вид спорта?
— Я родился и рос в Кожанах. Посёлок маленький, других серьёзных секций там просто не было. В дзюдо вообще меня привела тётя. С первого же занятия я попросту заболел этим видом спорта. Прошло уже 17 лет, но я не пропустил ни одной тренировки без уважительной причины. На данный момент тренировки и соревнования — это моя жизнь. Даже не представляю, чем бы я занимался, если бы не стал дзюдоистом. Когда выпадает редкая возможность, приезжаю в родной посёлок. К маме, к брату, общаюсь с друзьями. Всё остальное время посвящаю только дзюдо.
— С первым тренером поддерживаете отношения?
— Конечно. Александр Матвеевич Шотов помогал мне делать первые шаги в спорте, я ему бесконечно благодарен. Сейчас очень тепло общаемся при встрече. Можем в баньке попариться, на охоту сходить. Для меня это лучший отдых.
— Вы с детства стали показывать хорошие результаты?
— По юношам практически ничем не выделялся, а перейдя в юниорскую категорию, стал побеждать. Переход во взрослое дзюдо получился довольно неплохим. На первом же турнире выиграл, получил звание мастера спорта. Бороться со взрослыми мужиками, конечно, намного тяжелее. Есть немало примеров, когда дзюдоисты всех рвали по юношам и юниорам, а затем попросту терялись. У меня всё вышло более успешно, хотя было непросто.
— Родители поддерживали Вас?
— Пока отец был жив, посещал практически все соревнования. Мама воочию не видела мою борьбу, но всегда поддерживала. После соревнований постоянно ей звоню. Родной брат от спорта далёк. Он тоже приходил в секцию дзюдо, но его хватило на один день. Он шофёр, пошёл по стопам отца. Я машину вожу, но копаться в автомобиле не моё. Когда что-то случалось, отдавал машину брату, он ремонтировал.
— Какое соревнование получилось самым запоминающимся?
— На одном из международных турниров в Чехии я одержал победу. Мне тогда было двадцать лет. Когда стоял на верхней ступеньки пьедестала, слушал гимн России — непередаваемые эмоции, помню их до сих пор. Самой важной же победой на данный момент считаю успех на Кубке Европы в 2012 году. Турнир проходил в Оренбурге. Все схватки я провёл на одном дыхании, получалось очень многое.
— Вы же ещё двукратный чемпион России среди полицейских.
— Да. Выступаю за МВД Красноярского края. На самом деле это очень серьёзные соревнования. Съезжаются спортсмены со всей России. В моём весе собирается около семидесяти человек. Конкуренция просто сумасшедшая.
— Звание какое у Вас?
— Старший сержант. Чтобы получить следующее, нужно высшее юридическое образование. У меня его пока нет. Возможно, в будущем поступлю в университет по этой специальности. Но на данный момент все мои помыслы связаны с дзюдо. После того как завершу спортивную карьеру, хотя это не скоро случится, хотел бы поработать тренером. О службе в полиции пока не задумывался.
— Вы же и на чемпионате России среди полицейских по самбо выступили неплохо.
— Да, занял третье место. Причём с техникой самбо я практически не знаком. Болевые приёмы на ногу делать не умею, как и защищаться от них, да и вообще мне этот вид единоборств не очень нравится. Боролся на чемпионате исключительно дзюдоисткой техникой, во втором поединке выиграл у чемпиона мира по самбо. Видимо, для него мой стиль стал совершенно неожиданным. В полуфинале встретился ещё с одним чемпионом мира. На этот раз уступил, но третье место всё равно завоевал.
— Доводилось лично общаться с главным тренером сборной страны итальянцем Энцо Гамбой?
— Конечно, и не раз. Он что-то рассмотрел во мне. Чувствую его доверие. Шансы проявить себя побороться за место в сборной он мне предоставляет, надо только их использовать.
— В чём секрет его гениальности, ведь никто не ожидал, что работа Гамбы даст такие фантастические результаты? Три золотых олимпийских медали для России — это просто невероятно.
— Гамба принёс много нового в подготовку спортсменов. Тренировочный процесс изменился в корне. Огромное внимание итальянец уделяет психологии. Все наши олимпийские чемпионы Лондона выигрывали на играх у соперников, которым раньше проигрывали. Но дело, как мне кажется, не только в Гамбе. К дзюдо теперь совершенно другое внимание. Увеличилось финансирование. Российские спортсмены стали участвовать в большом количестве международных турниров. Мой тренер Александр Ридный, когда сам был действующим спортсменом, принимал участие в двух-трёх турнирах за год, а сейчас и десять не предел. Чем больше борешься с разными соперниками, тем лучше. Получаешь неоценимый опыт
— В вашей категории борется олимпийский чемпион Мансур Исаев, реально с ним конкурировать?
— Бороться можно со всеми, как и выигрывать у них, даже у олимпийских чемпионов. На тренировках мне удавалось превзойти Исаева. А вот на соревнованиях немного не хватает пока. Я очень ответственно подхожу к схватке, с тренером анализируем каждого соперника, стараемся выстроить план на поединок. Частенько излишне себя накручиваю, очень переживаю, и немного не везёт. Но всё приходит с опытом. Сейчас я стал старше, спокойнее.
Наша категория вообще одна из самых популярных, и конкуренция в ней запредельная. Перед соревнованиями я обычно сгоняю три-четыре килограмма. Как-то Гамба посоветовал мне перейти в вес 81 килограмм, но я отказался. Там ребята здоровее, крепче, мне будет с ними тяжеловато.
— Пять лет назад Вы говорили, что главная цель — участие и победа на Олимпиаде, сейчас мечта по-прежнему жива?
— Конечно, именно ради этого я и занимаюсь дзюдо. Я понимаю, что отобраться на Олимпийские игры невероятно сложно, а победить на них и вовсе фантастика. Но перед глазами примеры Исаева, Тагира Хайбулаева, Арсена Галстяна, которые сумели совершить невозможное. На них практически никто не ставил, а они стали олимпийскими чемпионами. Смотрю на них во время тренировок, соревнований и понимаю, что они живые люди, всего добившиеся собственным трудом. Значит, ничего невозможного нет.
— Вам сейчас двадцать пять лет, это самый расцвет для дзюдоиста?
— У всех по-разному. Кто-то уже в двадцать лет выигрывает все мыслимые титулы, а у кого-то лучшее время начинается ближе к тридцати. Что касается лично меня, то я чувствую, что пришло время громко заявить о себе.
— Можете сказать, что сейчас достигли своего пика?
— Всегда есть куда расти. Не могу сказать о пике, но я уже приобрёл необходимый опыт, физически окреп, стал более уверен в себе. Думаю, что в ближайшее время должен показать свою лучшую борьбу. Следующий чемпионат России состоится в Красноярске. Приложу все силы, чтобы выступить достойно.
— У вас необычно имя — Лео.
— Дедушка немец. Они живут с бабушкой в Германии. Папа назвал меня в честь него. С именем частенько случаются забавные ситуации. Лео довольно непривычно, многие считают, что меня зовут Леонид или Леопольд.
— Кто-то из тех, с кем начинали заниматься дзюдо, добился каких-либо высот?
— В профессиональном спорте остался я один. Талантливых ребят было много, но кому-то не хватило воли, кому-то желания, а кто-то просто избрал себе другую дорогу.
— Вас признали “Народным героем” Балахтинского района, что для вас значит это звание?
— Было приятно, но особо на званиях я не зацикливаюсь. Главное для меня — выходить на татами и побеждать.
- Городские новости.
- Павел Катцын
- Фото: Борис Бармин
2