Виктор Курицин: "«Хочу, чтобы дерзкая мечта ещё раз сбылась!"
- 10 февраля 2015 г.
- Тяжелая атлетика
Неоднократный чемпион Красноярского края, России, обладатель Кубка страны, чемпион мира… Перечислить абсолютно все завоёванные Виктором Сергеевичем Курициным титулы среди ветеранов тяжёлой атлетики — занятие крайне непростое. И добавим, что год от года оно только усложняется, потому что этот почётный перечень спортсмен с каждым годом обязательно пополняет новыми наградами. И, как признаётся сам, даже отметив восьмидесятилетие, по-прежнему остаётся полон решимости продолжать послужной список своих спортивных побед.

Особый человек
— Когда началась война, мне было всего шесть лет. Семья наша в ту пору жила в Донбассе, отец работал на шахте. Немцы оккупировали этот шахтёрский район уже к лету 1941-го. Бомбёжки вынудили нас собрать нехитрые пожитки и скитаться в поисках более безопасного места. Добрались до Курской области, она хоть и тоже была оккупирована, но там всё же было спокойнее. Жили где придётся, приходилось и побираться, как говорили мои родители, “вели цыганский образ жизни”. Так продолжалось до 1943 года, пока эти места не освободили наши войска.После войны многие документы нам пришлось восстанавливать заново: что-то из бумаг сгорело во время бомбёжки, что-то пропало за время скитаний. Вот и получилось, что, выправляя новые документы, фамилию мне несколько переиначили: все в семье остались КурицЫными, а я стал КурицИным. Что поделаешь — грамотных людей в 1949 году даже в паспортных столах были единицы. Но я не в обиде, ведь с тех самых пор, благодаря этой ошибке, я остаюсь человеком особым, по крайней мере, с особенной фамилией (улыбается).
Первые рекорды
— Первое знакомство с тяжёлой атлетикой случилось, когда мне было шестнадцать. Вслед за отцом, призванным после войны на службу, мы тогда переехали в Узловский район Тульской области. Помню, рядом с нашим домом был луг, на котором мы с ребятами частенько гоняли в футбол. А однажды я увидел, что на этом лугу парни постарше заняты вовсе не этой игрой. Собрались в кружок и по очереди пытались что-то поднять. Подошёл. Оказалось, что поднимают они откуда-то принесённую колёсную пару, скат от вагонетки — два железных колеса на оси. Как пояснили, весил этот снаряд 73 килограмма. А во мне самом весу в ту пору, наверное, и пятидесяти не было. Стало интересно: а смогу ли я с этой железякой справиться? Ось у “штанги” была внушительной, сантиметров десять в диаметре. Обхватил я её ладошками, как сумел, и оторвал-таки от земли. Да не просто оторвал, а поднял до пупа — до пояса, как говорят штангисты. Это и был, наверное, мой самый первый рекорд.Тот случай, может, так и остался бы просто эпизодом, юношеской забавой, но я доволен, что продолжение всё же последовало. В восемнадцать лет увидел и попробовал уже настоящую штангу. На занятиях по физкультуре в училище, куда я поступил учиться на тракториста, физрук предложил нам поднять этот 45-килограммовый снаряд. У кого-то из ребят не получилось, кто-то и пробовать не стал, а я не оплошал — поднял, причём безо всякой подготовки. И это можно считать, пожалуй, моим вторым рекордом.
Армейский дебют
— А потом была целина, по комсомольской путёвке отправился осваивать целинные земли в Алтайский край. Оттуда и на армейскую службу призвали. Служил в Ровно, механиком-водителем тягача в зенитном полку. Сдружился с солдатом-казахом Кошкинбаем. Он мне сразу понравился: несмотря на малый, как и у меня, рост, парень был физически крепким — настоящий воин, да к тому же спортсмен, третьеразрядник по борьбе и по штанге. Он-то меня и приобщил к тяжёлой атлетике, предложил серьёзно ею заняться. Мол, будешь выступать за полк по штанге, а я — как борец, потому что у нас, казахов, борьба — это национальный вид спорта. Через полтора месяца ежедневных тренировок с ним я действительно выступил на первенстве гарнизона, занял второе место. После столь удачного дебюта разрешили заниматься в Доме офицеров, не под открытым небом, а в спортзале. Там познакомился с лейтенантом-медиком, серьёзно увлекавшимся штангой, перворазрядником. С его помощью и сам вскоре выполнил второй разряд.Работа над ошибками
— Демобилизовавшись, вернулся в посёлок к родителям, пошёл работать на шахту. Естественно, поинтересовался: а где занимаются местные штангисты? Оказалось, что за десяток километров, в райцентре, во Дворце культуры. Там в маленькой комнатке, выделенной штангистам, и познакомился с тренером-перворазрядником Виктором Миронцевым, начал заниматься. Тренер мой был жимовиком, это передалось и мне. Оба мы жали мастерские веса, а вот рывок и толчок были явно слабыми, не поставленными грамотно. И, честно признаюсь, всю мою спортивную жизнь мне это очень мешало. Уже много позже я пришёл к выводу, что допускал до пяти огрехов в рывке и до семи в толчке двумя руками. Понятно, что с таким набором ошибок как спортсмен я был способен на достаточно скромные результаты. Если бы все эти ошибки были исправлены своевременно, а не десятилетия спустя, то и результаты оказались бы совсем другими.Прощай, штанга?
— Неожиданные встречи довольно часто вносили в мою жизнь изменения. Причиной одного из них стал приезд в отпуск моего друга юности Николая, предложившего перебраться в Красноярск: “Большой, гостеприимный город, много спортивных залов…”. Последнее меня, наверное, и убедило окончательно: а почему бы и нет? Посоветовавшись с женой, мы долго не размышляли — оба были молоды, лёгкими на подъём. Так в 1963 году и оказались в Красноярске. Друг привёл меня в спортивный зал, познакомил с тренером Николаем Кругловым.Завод “Красмаш” на тот момент имел один из лучших спортивных комплексов в городе. Сейчас это спортивный клуб “Енисей”, а в то время он именовался “Зенитом”. Условия для занятий были просто замечательные, о таких в молодости мы только мечтали. Начались регулярные тренировки. Сил было много, а вот техника… Вместе со мной в одном зале занималось много спортсменов, в том числе и очень опытных, дававших дельные советы. Впрочем, были среди тяжелоатлетов и те, кто наблюдал за моими тренировками снисходительно. Однажды услышал откровенную фразу в свой адрес: “Этот парень сильно закачан, из него ничего не получится”. Конечно, расстроился: неужели у меня нет никакой перспективы. Но потом всё же остыл. Другой на моём месте, может, и бросил бы занятия, но я был очень упрямым и столь же упорным. Решил доказать, что способен на большее, и на первых крупных соревнованиях стал чемпионом Красноярского края, выполнил первый разряд.
Начал готовиться к покорению норматива мастера спорта. Но тут судьба преподнесла очередное испытание: врачи запретили весовую категорию до 52 килограммов, в которой я выступал. Дело в том, что многие спортсмены, чтобы остаться в рамках этой категории, нещадно сгоняли лишний вес, тем самым, по мнению докторов, вредили своему здоровью. Для меня, не скрою, это было сравнимо с ударом. Я попросту перестал тренироваться, решил, что разумней заняться образованием, закончить десятилетку — пошёл в вечернюю школу, а позднее поступил и в вечерний техникум.
Мою весовую категорию всё же вернули, восстановили. Снова регулярно тренироваться и выступать на краевых, зональных соревнованиях я начал в 1972 году. В 73-м выполнил норматив кандидата в мастера и установил рекорд Красноярского края по жиму штанги — 80 килограммов. Как оказалось, рекорд стал “вечным” (улыбается) — жим двумя руками вскоре отменили.
Считаю, что самую лучшую форму я имел в сорокалетнем возрасте. Хотя выполнить норматив мастера спорта, увы, не посчастливилось и тогда. А вскоре, разминаясь на тренировке, я так рванул пятьдесят килограммов, что порвал плечевые связки. Залечивать эту травму пришлось долго. Жаль — хорошее время было упущено, так я и закончил свои занятия со штангой…
Второе дыхание
— В конце 90-х годов меня как-то пригласили посмотреть на соревнования тяжёлоатлетов. Соревновались ветераны: помню, очень удивился, узнав, что ветеранами считают спортсменов, перешагнувших 35-летний рубеж. А мне в ту пору было уже за шестьдесят. На этих состязаниях я был только зрителем, но после выступлений не удержался, подошёл к штанге. Без всякой разминки, даже не переодеваясь, попробовал 42,5 кг — получилось! Толкнул и пятьдесят — тоже нормально. Штангисты переглянулись и заявили: “Да ты же готов выступать!”. Так я и вернулся в спорт, после двадцати двух лет перерыва, теперь уже в ветеранский. Начал активно заниматься, через полгода тренировок впервые выступил. И очень даже неплохо получилось: в свои шестьдесят три года поднял в двоеборье вес в 130 кг — установил рекорд края, равный рекорду России. Годом спустя на первенстве страны в Омске стал чемпионом России, хотя очков набрал меньше, чем показывал на тренировках (улыбается).Покоряя мир
— В шестидесятипятилетнем возрасте я стал победителем Кубка России, установил семь рекордов страны и два рекорда, превышавших мировые. Последние, к сожалению, не официальные: рекорд признаётся мировым, если он установлен на чемпионате мира. А вот три моих российских до сих пор не побиты.Не буду скрывать, очень хотелось попасть на мировой чемпионат: какой спортсмен не мечтает покорить эту вершину! На чемпионате мира, проходившем в Греции, к сожалению, выступить не удалось из-за финансовых сложностей. Да и следующие несколько лет в выездных соревнованиях я не участвовал — то не было средств, то мешали травмы. Но в 2006 году удалась поездка на чемпионат России: в семьдесят один год установил рекорд в толчке двумя руками, но завоевал в итоге, правда, только серебро — соперник, набравший равную со мной сумму, оказался легче меня по весу. Зато на следующий год на очередном чемпионате страны вновь установил рекорд, толкнув штангу в 65 килограммов и во второй раз стал чемпионом России. Не скрою, был горд тем, что сумел снова подтвердить свой чемпионский статус. И подтверждал его впоследствии ещё не раз.
А вот самая моя заветная мечта сбылась в 2011 году. Я всё-таки попал на чемпионат мира! Проходил он на Кипре в городе Лимассол. Какой же долгожданной для меня стала эта поездка! В своих силах я не сомневался: был в отличной форме, хорошо проанализировал возможности своих соперников. И выиграл — в свои семьдесят шесть лет стал чемпионом мира!
Очень сложно передать словами те чувства, которые ты испытываешь, стоя на высшей ступеньке пьедестала под звуки гимна России. Ты исполнил свою мечту, ты достиг вершины! Хотя, может, я и не прав: что мешает мечте, даже самой дерзкой, не сбыться ещё раз? Тем более когда тебе всего восемьдесят, и если не всё, то многое по-прежнему всё ещё впереди (улыбается).
- Городские новости.
- Александр Николаев
- Фото: Борис Бармин