Кристоффер Эдлунд: "Хочу остаться в "Енисее"
- 28 марта 2015 г.
- Хоккей с мячом
Двукратный чемпион мира, один из лучших снайперов мирового хоккея с мячом и нападающий красноярского «Енисея» о приезде в Россиию, своем профессиональном росте, романе с болельщиками и желании продолжить карьеру в Красноярске, наставлениях отца и, конечно же, о грядущем чемпионате мира в Хабаровске – в эксклюзивном интервью журналу «Русский хоккей».
- Первый и последний до вас легионер играл в «Енисее» в 1999 году, поэтому ваш приезд стал настоящей сенсацией. Как возник вариант с чемпионом России, Кристоффер?
- Переговоры клуба начались со звонка тренера «Енисея» Евгения Хвалько. Мы по-английски обсудили некоторые моменты , а з атем к переговорам подключился Сергей Инфалин, который уже много лет работает в Швеции с молодежью «Ветланды», хорошо знает язык - с ним мы уже были знакомы . Вариант с «Енисеем» мне был интересен изначально, несмотря на то, что о городе и команде я знал не очень много . Но я понимал, что «Енисей» - большой клуб с богатой историей , который только что выиграл чемпионат . Плюс я видел игру клуба в матчах Кубка мира и знал некоторых хоккеистов из сборной России.
- Трудно поверить, что вас не зазывали другие российские клубы…
- Да, предложения были. Н о я выбрал команду, в которой мог бы расти, как игрок. Выбрал клуб, за который выступают хоккеисты, у которых можно будет многому научиться как на льду, так и в жизни . К тому же мне всегда нравилось, что «Енисей» играет в атакующий хоккей, на который приходит много зрителей. Хотелось ощутить атмосферу стадиона, когда за тебя переживают пять, семь или десять тысяч человек! Так что решение для меня было легким , и я уверен, что выбрал правильную команду.
- Ваш отец - Кент Эдлунд, двукратный чемпион мира, не раз игра вший в составе национальной сборной Швеции против сборной СССР , в составе «Ветланды» - против «Енисея», а затем в Шведском чемпионате против Сергея Ломанова, Виталия Ануфринко, когда те выступали за «Сириус». Советовались с отцом?
- Да, мы обсуждали предложение «Енисея». Мой отец бывал в Красноярске в 1992 году, играл и в Абакане . Он не раз мне рассказывал о «Енисее» и поездке в Сибирь, где очень любят хоккей с мячом. Именно от него я узнал, что это большой клуб, который боготворят в городе. Кстати, в январе папа приезжал в Красноярск и был удивлен тем, как изменился в лучшую сторону город. Они тепло общались с Сергеем Ломановым-старшим, Андреем Пашкиным, Виталием Ануфриенко – говорили о жизни и вспоминали, как играли друг против друга (улыбается).
«Посадка» - от Борисыча
- Получается, вы знали, куда ехали и медведей на улицах не боялись встретить?- Скажу честно, о России я знал не много, несмотря на то, что играл на чемпионатах мира - в Казани и Иркутске, а также на международном турнире в Абакане. Хоккеисты обычно видят только номера гостиниц, где спят, рестораны, где едят и стадионы, где играют (улыбается). Но с ейчас я уже гораздо больше знаю о вашей стране и людях, которые здесь живут. Хотя не скрою, перед отъездом из Швеции многие меня предостерегали, что здесь происходит очень много негативных вещей. Но, в первую очередь, я ехал играть в хоккей , поэтому подобные разговоры не слушал . А реалии жизни в России, превзошли мои представления о том, что меня могло здесь ждать. Например, многие говорили, что еда и сервис в России не лучшего качества, но я был приятно удивлен кухней и качеством блюд в красноярских ресторанах, которые открыл для меня Сергей Ломанов. Я могу пойти и выбрать блюда итальянской, французской, японской или китайской кухни, не говоря уже о русской. На чемпионате мира в Казани, к примеру, все обстояло гораздо хуже , а для меня, как для спортсмена, качественное питание очень важно. Рестораны посещаю вместе с семьей Ломанова или в компании Алана Джусоева и Василия Жаукенова, с которыми живем по соседству. Вместе ходим по городу и по ходу дела выбираем заведение, куда пойдем ужинать.
- Блюда в ресторане заказываете самостоятельно?
- Есть у меня самоучитель. Многие слова выучил, но самостоятельно их складывать в правильные фразы для меня довольно сложно. Нужен репетитор, хотя с профессиональной терминологией дело обстоит неплохо. В раздевалке я многое понимаю, да и то, что тренеры объясняют на теоретических занятиях - тоже. И каждый раз понимаю все лучше и лучше. В быту, конечно, все сложнее. Очень хорошо то, что отец и сын Ломановы, Пашкин, Максимов могут говорить на шведском, а Хвалько, Джусоев и другие ребята - на английском. Поначалу многие стеснялись, но я просил моих новых партнеров спрашивать меня обо всем - через Сергея Ломанова , который знает шведский с детства. Говорил парням, что мне это будет приятно и интересно, ведь мы же одна команда.
- Помните свой вес, с которым прибыли на первый сбор в Красноярск?
- 77 кг. Сейчас вешу 73-74 кг.
- Так ослабли?
- Нет, я стал сильнее! (смеется).
- Во всем виноваты знаменитые сборы «Енисея »?
- Определенно, здесь мы тренируемся дольше. В Швеции обычно бывает по четыре командных занятия в неделю и по три обязательных индивидуальных тренировки. В «Енисее» Борисыч (тренер по физподготовке Николай Емсенко – прим. ред.) уделяет большое внимание работе над техникой бега на коньках и «посадке». Мне это очень помогло и сейчас я чувствую себя на льду увереннее, чем раньше.
В «Енисее» научился мыслить по-другому
- Русский хоккей и шведский бенди – две разные школы игры, а вы умудрились стать лучшим снайпером и в Элитсерии, и в Суперлиге…- Я никогда не думал об этом – для меня важно выиграть вместе с командой. Можете не верить мне, но я даже не помню точно, сколько раз становился лучшим снайпером Элитсерии! Зато прекрасно помню свой первый гол в чемпионате России на красноярском стадионе в ворота команды из Иркутска. Тогда я вдруг увидел, как рады болельщики и почувствовал, что хочу забивать для этих людей снова и снова. Это были такие эмоции!
- Значит, болельщики помогают вам хорошо играть?
- Наверное не только мне. Хотя поддержка людей, заполнивших арену, меня наполняет гордостью за то, что я тоже играю в составе их любимой команды, играю для болельщиков «Енисея». Не случайно в Красноярске мы выиграли все матчи, выиграли, считаю, вместе с болельщиками. А когда делаешь с командой круг по ледовой площадке, чтобы поблагодарить зрителей, ты также получаешь громадную энергию от людей на трибунах – как мне кажется, лучших болельщиков в мире одной из лучших команд мира. Это очень хорошее сочетание.
- Многие специалисты считают, что линия атаки «Енисея» - это просто фантастика: Ломанов-Бондаренко-Эдлунд! Как вас остановить?!
- В «Енисее» много хороших игроков, не только Ломанов, Бондаренко… Позади линии атаки играют ребята, которые делают свое дело и помогают нам хорошо делать свое - забивать голы. И мы с Сергеем и Артемом тоже помогаем друг другу. Когда в команде могут забить 10-12 человек, это здорово . У нас даже вратарь Рома Черных голевые передачи делает! С оперник порой просто не знает, кто будет у нас будет пробивать с углового, кто завершит атаку. Мечта любого тренера - иметь в команде хоккеистов, которые с могут сыграть на разных позициях. Так что если мы будем органично взаимодействовать, у нас получится очень-очень хорошая команда.
- Вы упомянули болельщиков. В Швеции они тоже умеют «зажигать», не так ли?
- Там много людей, очень хорошо разбирающихся в бенди: есть клубы, у которых просто фантастическая поддержка. Но на практике в «регулярке» шведы болеют тихо, а арены заполняются только на топ-матчах и в плей-офф. В этом и есть главное отличие – в Красноярске люди приходят тысячами на каждую игру. Хотя, когда я играл за «Сандвикен», трибуны тоже оказывали мощнейшую поддержку.
- Болельщики жалеют, что в Суперлиге не проводится «Матч всех звезд». Вы хотели бы поучаствовать в таком шоу?
- Да, это было бы интересно! Но нужно хорошо подготовиться – а вдруг на матч придет всего сто человек? Поэтому проводить его надо в правильное время и в правильном месте, надо привлечь телевидение, спонсоров, публику. Было бы здорово, если бы это было не просто два тайма по 45 минут, а также конкурсы с элементами шоу.
- А что, если по примеру ФИФА проводить матчи сборной мира с национальными командами?
- Скорее сборных мира - с командами Швеции или России (смеется). Было бы здорово, если бы Международная федерация бенди реанимировала Кубок Европейских чемпионов . Такие топ-матчи собирали бы полные стадионы. Для шведских болельщиков, не сомневаюсь, приезд в Красноярск стал бы ярким событием. Я разговаривал с папой - он участвовал в подобных матчах за «Ветланду» против «Енисея» и рассказывал, что это были изумительные встречи. Не только для игроков, но и для жителей Красноярска и Ветланды: м ногие вспоминают те матчи и сегодня. Сегодня мы должны вернуть в хоккей с мячом нечто подобное.
- К российскому хоккею с мячом быстро адаптировались?
- В России более темповая игра и высокие скорости, много прямых атак, поэтому в «Енисее» мне потребовалось научиться даже мыслить по-другому: я должен предугадывать то, что будут делать мои партнеры, чтобы правильно играть с мячом и без него. . Сейчас я чувствую себя комфортно и получаю удовольствие, а поначалу было реально непросто играть в таком темпе весь матч и понимать игровое мышление партнеров.
- А защитники – они везде жесткие ?
- О! Тафгаи есть везде… И в России, и у нас есть много схем игры в обороне, поэтому надо быть готовым пройти любого опекуна. Защитников тоже надо изучать. В Хабаровск приедет лучшая сборная за много лет
- Опыт игры в Суперлиге пригодится в Хабаровске?
- Когда выходишь на лед против российских игроков, то относишься к этому уже хладнокровнее. Знаешь, кто есть кто: о, вот это Юра Викулин – отличный игрок и хороший парень, а это – Дима Макаров, его тоже знаю. Можно сказать , что всех видел и против всех играл. Но надо учитывать, что и меня они воспринимают также и не боятся (улыбается).
- 29 марта стартует долгожданный чемпионат мира. В прошлом году в Иркутск не поехали Даниэль Моссберг и Йохан Эсплунд, но сейчас они включены в состав. Надеетесь на них?
- Уверен, каждый игрок хочет выступать за сборную. Парни пропустили прошлый турнир из-за личных проблем, и мы должны были это принять. В Хабаровске у нас будет лучшая команда за много-много лет. Поэтому мы приедем с одной целью - биться за чемпионский титул.
- В чемпионате России – время плей-офф (интервью состоялось перед серией полуфинала, - прим. ред.). Кто ваш главный соперник?
- «Динамо-Москва». Это отличная команда, и мы с ними играли очень тяжело - и в «Крылатском», и у себя дома, где получился очень крутой матч! В «Динамо» очень много классных игроков, которые за много лет научились хорошо понимать друг друга. (улыбается). В любом случае, если мы встретимся в финале с динамовцами, то матч пройдет на нейтральной арене и шансы уравняются. Но в Хабаровск на матч 21 марта еще нужно попасть.
- В хабаровском «СКА-Нефтяник» выступает три ваших соотечественника. Играть против них труднее?
- Для меня особой разницы нет . Мы уже трижды до полуфинала плей-офф играли на арене «Ерофей», где трибуны болеют очень здорово. Когда тебя поддерживают десять тысяч человек, любой клуб будет играть лучше.
- За своими бывшими клубами в Элитсерии следите?
- Смотрю матчи в Интернете, ведь там играют много моих друзей. «Сандвикену» я от души желаю снова выйти в финал: пока я не примерил майку «Енисея», это была моя любимая команда. Так что, если они выиграют там, я тоже выиграю!
- Семейные узы в разлуке крепите тоже в Сети?
- Конечно, с помощью Skype. Созваниваемся каждый день.
- Или ночь? Между вашими городами шестичасовая разница во времени…
- Любые проблемы преодолимы, если этого захочешь. Когда не видишь семью много-много недель -это жесть. Особенно, когда вживую не общаешься с сыном, ведь он хочет, чтобы его папа играл с ним дома. А так он только видит мое лицо на экране ноутбука… Эта ситуация, не скрою, тяжела для моей семьи, но общаться по Интернету в любом случае лучше, чем просто по телефону.
- Что рассказывает вам сын?
- (улыбается) Иногда он хочет со мной поговорить, а иногда убегает (улыбается). Словом каждый раз делает так, как хочется ему.
Ломанов – сердце «Енисея»
- В апреле заканчивается срок вашей аренды «Енисеем». Главный вопрос, с которым ложатся спать красноярские болельщики – останетесь ли вы в клубе?- Этот сезон дал очень многое для моего роста как хоккеиста, поэтому я вижу свое будущее в России – в команде Красноярска. Но для некоторых вещей надо будет найти альтернативное решение - об этом мы будем говорить с руководством «Енисея» и с моей семьей. Почему бы не поиграть здесь еще несколько сезонов – мне все нравится в Красноярске.
- Несмотря на то, что легионеров в Россию приехало немало, лишь вам и Сами Лаакконену удалось влюбить в себя болельщиков. В чем секрет?
- Его нет (улыбается). Для меня важно, что меня приняли болельщики, а партнеры по команде помогают мне играть хорошо. Горжусь тем, что играю в клубе Сергея Ломанова-старшего. Он – сердце «Енисея»! Он делает все, чтобы мы выигрывали и стремились становиться лучше и лучше.
- Перед началом сезона болельщики встречали вас танцами и большим тортом с вашим именем. В Швеции существуют традиции по посвящению новичков?
- У нас все скромно: обычно ограничиваемся пресс-конференцией, где проходит презентация нового игрока и ему вручается именная майка с эмблемой клуба.
- 3 февраля вам, наверное, подарили еще один торт на 28-летие?
- В прошлом году я уже встречал России - на чемпионате мира в Иркутске. Признаюсь, день и место встречи дня рождения, не особенно важны, когда тебе становится много лет (улыбается). Сейчасдля меня важнее день рождения сына. А что касается подарков, мнепартнеры подарили не торт - картину маслом. Но это не мой портрет!
- Наверное, на будущий год исправятся и нарисуют?
- Не знаю, может быть, если только мы выиграем золотые медали! (смеется).
- То есть, если бы поймали золотую рыбку, то попросили бы только их?
- Я бы попросил победу всего в двух официальных матчах, которые 21 марта и 4 апреля будут сыграны в Хабаровске (улыбается). Это первая моя большая мечта, а вторая – мы всей семьей ждем второго ребенка. Девочка это будет или мальчик – не особенно важно. Главное, чтобы все разрешилось счастливо!
Кент Эдлунд, отец Кристоффера Эдлунда:
- Почему я поддержал желание сына заключить контракт с «Енисеем»? Во-первых, это большой клуб – я знаю это, ведь каждый год слежу за выступлением русских команд в Кубке мира. Во-вторых, «Енисей» - это типичный представитель культуры русского хоккея. И «семерка» - Сергей Ломанов-младший – это просто фантастический игрок, каким был и его отец, с которым мы не раз сражались на льду. Другие игроки в красноярской команде тоже хороши. Мне, как бывшему защитнику очень нравится игра либеро «Енисея» Юры Викулина, а также игра Алана Джусоева – очень умный и сообразительный игрок.
За игрой Кристоффера я постоянно слежу по Интернету. Сыну в «Енисее» нравится – это хорошо. А мне нравится, то, что сын прибавляет в России как игрок. Он даже кататься стал по-другому и это тоже приносит ему успех. Думаю, что если сын продолжит играть в «Енисее», он станет играть еще лучше! Он любит тренироваться, любит играть и любит, чтобы его команда выигрывала. И еще важная черта его таланта состоит в том, что в последние два-три сезона его лучшие игры приходились на топовые, главные матчи. Верю, что он еще поможет и «Енисею», и сборной Швеции. Хотя в сборной России много индивидуально сильных игроков, у нас говорят, что для победы созвездия лучших в команде – не достаточно, достаточно - для победы нужна хорошая команда. А Кристоффер всегда был и остается командным игроком. Будущее и чемпионат мира в Хабаровске мы с Кристоффером еще не обсуждали. Думаю, что сыну сейчас важно не терять концентрации и думать о дне сегодняшнем – впереди много важных матчей. Правда я не знаю, что на этот счет думает мой сын…