Эдуард Носков: "Суперлига — новый вызов, мы к нему готовы"
- 14 апреля 2015 г.
- Волейбол
Мужской “Енисей” впервые за последние 15 лет выиграл Высшую лигу “А” и вернулся в элиту отечественного волейбола.
Все последние годы красноярцы были рядом с триумфаторами, но всегда чего-то не хватало. В этом сезоне всё сложилось: опытный тренер, поработавший с лучшими клубами страны, отличный состав, костяк которого составили красноярцы. Этот сплав позволил нашему клубу сверхуверенно выиграть второй по силе турнир страны. О пути команды к победе “Стадиону” рассказал директор клуба Эдуард Носков.
— Можно ли сказать, что одной из главных составляющих успеха стало приглашение на пост главного тренера Юрия Чередника? Как вообще удалось пригласить этого маститого специалиста в Красноярск?
— Последние пять лет мы поступательно шли к своей цели. Каждый год усиливали состав, проводили работу над ошибками. Главной задачей было, конечно, выйти в Суперлигу, но не выскочить туда случайно и стать командой-однодневкой.
Перед началом сезона понимали, что уровень Высшей лиги “А” мы уже переросли. Для очень хорошего подбора игроков нужен был наставник, способный помочь ребятам раскрыться на сто процентов. Чередник стал идеальным вариантом. Его роль в этой победе огромна. Но всё-таки считаю, что победа в Высшей лиге “А” стала в первую очередь результатом работы, которую мы планомерно вели последние годы.
— Наблюдая за домашними матчами “Енисея”, поймал себя на мысли, что победы зачастую даются нашей команде очень легко. В своём нынешнем состоянии и с этим подбором игроков красноярцы не затерялись бы в Суперлиге?
— Перед началом чемпионата в Красноярске проходил традиционный турнир — Кубок Сибири и Дальнего Востока. Мы там выступили очень неплохо. Обыграли кемеровский “Кузбасс” и “Самотлор” — крепких середняков Суперлиги. Думаю, сыграй мы сейчас в элите, мальчиками для битья точно не стали бы.
— Тем не менее Суперлига — это совершенно другой уровень, другой бюджет, усиливаться планируете?
— Естественно, нам хотелось бы точечно усилить две-три позиции. Но всё зависит не только от нас. Министерство спорта будет решать, какой объём финансирования выделят “Енисею” в новом сезоне. Уже исходя из бюджета посмотрим, кого из новичков сможем себе позволить.
В российском волейболе та же проблема, что и в других видах спорта, — неадекватно завышенные зарплаты. Лично разговаривал уже с несколькими игроками, которые могли бы помочь “Енисею”, они просят в три раза больше своей реальной стоимости. Мы таких денег не можем позволить себе платить, да и неправильно это, когда человек получает больше, чем зарабатывает. Но, к сожалению, наш отечественный спорт живёт по таким законам.
— В этом сезоне отлично себя проявили наши легионеры. Антти Силтала и Йоандри Диас по-настоящему бились за команду. При выборе именно этих игроков Вы учитывали их человеческие качества, или Вас интересовала только их игра?
— Мы никогда не берём легионеров просто так. Следим за их игрой, за поведением. Считаю, что с Силталой и Диасом угадали на сто процентов. Йоандри играл в сборной Кубы, считался настоящей звездой. По нему мы не сомневались, брать или нет, были уверены, что Диас поможет команде, станет одним из ключевых игроков.
Силтала звездой не являлся. Я видел его на чемпионате мира в Польше, где он играл за сборную Финляндии, причём был капитаном. Мне Антти понравился — настоящий боец, который не боится брать на себя ответственность в решающие моменты матчей. Заключив с ним контракт, мы не пожалели. Концовку сезона Силтала провёл просто феноменально. Он не только прекрасно играл, но и заряжал своими эмоциями и энергией партнёров, не давая им расслабиться или опустить руки, когда что-то не получалось.
— Силтала и Диас останутся в команде на следующий сезон?
— Принципиальная договорённость с ними была достигнута. Ещё перед началом сезона решили, что в случае выхода в Суперлигу Антти и Йоандри остаются в Красноярске. Задачу мы выполнили, значит, эти волейболисты и в следующем сезоне сыграют за наш клуб.
— Сейчас в “Енисее” достаточно много местных игроков, Вы целенаправленно возвращали в команду воспитанников красноярского волейбола?
— Мы гордимся тем фактом, что половину основного состава составляют красноярцы. Некоторые ребята вернулись в родной город из клубов Суперлиги, в которых они не имели достаточно игрового времени. У нас те же Хильченко и Мысин сумели раскрыться на сто процентов, стали лидерами. Уверен, что они и сами понимают, что сейчас играют в лучший волейбол в своей жизни. Ещё вчера ты был совсем юным и тренировался в условных Богучанах, сегодня ты выиграл Высшую лигу “А”, а завтра выйдешь против лучших игроков страны и мира. Мне кажется, это огромный стимул и большая удача выйти в элиту отечественного волейбола именно с родной командой.
— Как вообще в Красноярске обстоят дела с воспитанием молодой волейбольной поросли, талантливых ребят много?
— Их огромное количество, но есть большая проблема. Как только талантливый ребёнок проявит себя на каком-либо крупном юношеском турнире, как его тут же вербуют скауты отечественных суперклубов. Причём работают не с условным пацаном, который может и мечтает играть только в “Енисее”, а с его родителями. Вызывает удивление и раздражение наплевательское отношение мам и пап юных волейболистов. Стоит им наобещать золотые горы, и они уже готовы подписать любой контракт. Причём тот факт, что мы в своей школе воспитывали ребёнка абсолютно бесплатно, готовили его для первой команды, их мало волнует.
Вообще, в современном спорте, в том числе и в волейболе, такое понятие, как верность родному клубу, отошло на второй план. Абсолютное большинство гонятся за длинным рублём. В молодости я был счастлив играть за команду, которая воспитала меня как волейболиста. Да и для всех одноклубников верность родной команде не была пустым звуком. Если кто-то куда-то уходил, то только потому, что хотел проверить себя на новом, более высоком уровне, финансовый вопрос не был на первом месте. Сейчас, к сожалению, дела обстоят иначе.
— Пару лет назад в гости к женскому “Енисею” приезжало казанское “Динамо”, в составе которого блистала великая Екатерина Гамова. Вы помните, какой тогда был ажиотаж?
— Конечно, Дом спорта имени Михаила Дворкина был забит под завязку.
— На следующий год игроки-мужчины, являющиеся суперзвёздами мирового волейбола, будут приезжать в наш город пару раз в месяц. Дом спорта всех желающих посмотреть вживую на Сергея Тетюхина или Максима Михайлова впустить попросту не сможет. Что планируете делать?
— В Красноярске, к сожалению, нет большого дворца для игровых видов спорта. Из вариантов первым на ум приходит проводить домашние встречи с грандами Суперлиги в Ярыгина, но он занят баскетбольными командами. Если играть там теоретически можно, то тренироваться нам вряд ли позволят. Готовиться же в одном зале, а затем играть на совершенно другой площадке не очень хорошо. Получится, что мы домашние встречи будем проводить как на выезде, в незнакомом зале.
Есть вариант застилать лёд на “Арене. Север”. Но там такие же проблемы, как и в Ярыгина. Домашняя площадка будет для нас фактически чужой.
— В этом сезоне вы свою задачу выполнили на сто процентов, какие цели на следующий год?
— Цели нам поставит министерство спорта. Мы прекрасно понимаем, что бороться за чемпионство и даже за призы не сможем по объективным причинам. Поэтому нашей главной задачей станет закрепиться в Суперлиге, стать в ней своими. Дома мы сможем давать бой любому сопернику, в гостях, конечно, будет сложнее.
— Вы сказали, что планомерно шли к своей цели почти пять лет и вышли в Суперлигу полностью готовыми к повышению в классе. Значит ли это, что мужской “Енисей” избежит провала женской команды, которая два года назад оказалась не готова к борьбе с лучшими коллективами страны?
— Женская команда тогда вышла в высший дивизион спонтанно. Если сейчас мы планируем точечное усиление, то тогда, наоборот, требовалось кардинально обновить команду. Но решение о нашем участии в Супелиге было принято слишком поздно, и мы не успели толком усилиться. Тем не менее, несмотря на вылет, у нас случались хорошие матчи, тому же звёздному казанскому “Динамо” мы дали настоящий бой и вполне могли выиграть. Да и для того чтобы остаться в элите, не хватило совсем немного. Кстати, сейчас есть вероятность, что женская команда опять получит право играть в Суперлиге.
— Каким образом? Мы же на третьем месте.
— Есть такая возможность, не все лидеры женской Высшей лиги “А” могут себе позволить играть в высшем дивизионе. Мы будем решать этот вопрос. Надо ли нам сразу две команды в элите? С одной стороны, будет очень тяжело с финансовой точки зрения, да и со спортивной тоже. Но, с другой, мы прекрасно понимаем, что женская Высшая лига “А” мало способствует росту и прогрессу игроков, фактически мы барахтаемся в болоте и не растём. Зачем нам это ещё на год? Будем решать.
— Вернёмся к мужчинам. Были мысли подписать какого-либо звёздного ветерана на следующий сезон, поигравшего во всевозможных турнирах, который может стать этаким дядькой-наставником для наших игроков, по большому счёту не нюхавших пороха больших сражений?
— Это очень тяжело. Те возрастные ребята, кто по-настоящему сможет помочь, играют в ведущих клубах Суперлиги, тот же Тетюхин, Тарас Хтей. Пригласить игроков такого калибра в Красноярск нереально. А звать только ради имени не вижу смысла. Играет, к примеру, в Новокуйбышевске Роман Яковлев — блестящий в прошлом волейболист, но сейчас он нас объективно не усилит. Наша принципиальная позиция — сохранить костяк команды, дать ребятам, завоевавшим путёвку в элиту, шанс проявить себя на новом уровне, показать, что они могут многое как индивидуально, так и командой. Мы прекрасно понимаем, что Суперлига — это совсем другой уровень, своеобразный новый вызов для нас всех. Руководству, игрокам, тренерскому штабу предстоит выложиться на 110 процентов своих возможностей для успешного выступления.
— Вы готовы к этому?
— Безусловно.
— Можно ли сказать, что одной из главных составляющих успеха стало приглашение на пост главного тренера Юрия Чередника? Как вообще удалось пригласить этого маститого специалиста в Красноярск?
— Последние пять лет мы поступательно шли к своей цели. Каждый год усиливали состав, проводили работу над ошибками. Главной задачей было, конечно, выйти в Суперлигу, но не выскочить туда случайно и стать командой-однодневкой.
Перед началом сезона понимали, что уровень Высшей лиги “А” мы уже переросли. Для очень хорошего подбора игроков нужен был наставник, способный помочь ребятам раскрыться на сто процентов. Чередник стал идеальным вариантом. Его роль в этой победе огромна. Но всё-таки считаю, что победа в Высшей лиге “А” стала в первую очередь результатом работы, которую мы планомерно вели последние годы.
— Наблюдая за домашними матчами “Енисея”, поймал себя на мысли, что победы зачастую даются нашей команде очень легко. В своём нынешнем состоянии и с этим подбором игроков красноярцы не затерялись бы в Суперлиге?
— Перед началом чемпионата в Красноярске проходил традиционный турнир — Кубок Сибири и Дальнего Востока. Мы там выступили очень неплохо. Обыграли кемеровский “Кузбасс” и “Самотлор” — крепких середняков Суперлиги. Думаю, сыграй мы сейчас в элите, мальчиками для битья точно не стали бы.
— Тем не менее Суперлига — это совершенно другой уровень, другой бюджет, усиливаться планируете?
— Естественно, нам хотелось бы точечно усилить две-три позиции. Но всё зависит не только от нас. Министерство спорта будет решать, какой объём финансирования выделят “Енисею” в новом сезоне. Уже исходя из бюджета посмотрим, кого из новичков сможем себе позволить.
В российском волейболе та же проблема, что и в других видах спорта, — неадекватно завышенные зарплаты. Лично разговаривал уже с несколькими игроками, которые могли бы помочь “Енисею”, они просят в три раза больше своей реальной стоимости. Мы таких денег не можем позволить себе платить, да и неправильно это, когда человек получает больше, чем зарабатывает. Но, к сожалению, наш отечественный спорт живёт по таким законам.
— В этом сезоне отлично себя проявили наши легионеры. Антти Силтала и Йоандри Диас по-настоящему бились за команду. При выборе именно этих игроков Вы учитывали их человеческие качества, или Вас интересовала только их игра?
— Мы никогда не берём легионеров просто так. Следим за их игрой, за поведением. Считаю, что с Силталой и Диасом угадали на сто процентов. Йоандри играл в сборной Кубы, считался настоящей звездой. По нему мы не сомневались, брать или нет, были уверены, что Диас поможет команде, станет одним из ключевых игроков.
Силтала звездой не являлся. Я видел его на чемпионате мира в Польше, где он играл за сборную Финляндии, причём был капитаном. Мне Антти понравился — настоящий боец, который не боится брать на себя ответственность в решающие моменты матчей. Заключив с ним контракт, мы не пожалели. Концовку сезона Силтала провёл просто феноменально. Он не только прекрасно играл, но и заряжал своими эмоциями и энергией партнёров, не давая им расслабиться или опустить руки, когда что-то не получалось.
— Силтала и Диас останутся в команде на следующий сезон?
— Принципиальная договорённость с ними была достигнута. Ещё перед началом сезона решили, что в случае выхода в Суперлигу Антти и Йоандри остаются в Красноярске. Задачу мы выполнили, значит, эти волейболисты и в следующем сезоне сыграют за наш клуб.
— Сейчас в “Енисее” достаточно много местных игроков, Вы целенаправленно возвращали в команду воспитанников красноярского волейбола?
— Мы гордимся тем фактом, что половину основного состава составляют красноярцы. Некоторые ребята вернулись в родной город из клубов Суперлиги, в которых они не имели достаточно игрового времени. У нас те же Хильченко и Мысин сумели раскрыться на сто процентов, стали лидерами. Уверен, что они и сами понимают, что сейчас играют в лучший волейбол в своей жизни. Ещё вчера ты был совсем юным и тренировался в условных Богучанах, сегодня ты выиграл Высшую лигу “А”, а завтра выйдешь против лучших игроков страны и мира. Мне кажется, это огромный стимул и большая удача выйти в элиту отечественного волейбола именно с родной командой.
— Как вообще в Красноярске обстоят дела с воспитанием молодой волейбольной поросли, талантливых ребят много?
— Их огромное количество, но есть большая проблема. Как только талантливый ребёнок проявит себя на каком-либо крупном юношеском турнире, как его тут же вербуют скауты отечественных суперклубов. Причём работают не с условным пацаном, который может и мечтает играть только в “Енисее”, а с его родителями. Вызывает удивление и раздражение наплевательское отношение мам и пап юных волейболистов. Стоит им наобещать золотые горы, и они уже готовы подписать любой контракт. Причём тот факт, что мы в своей школе воспитывали ребёнка абсолютно бесплатно, готовили его для первой команды, их мало волнует.
Вообще, в современном спорте, в том числе и в волейболе, такое понятие, как верность родному клубу, отошло на второй план. Абсолютное большинство гонятся за длинным рублём. В молодости я был счастлив играть за команду, которая воспитала меня как волейболиста. Да и для всех одноклубников верность родной команде не была пустым звуком. Если кто-то куда-то уходил, то только потому, что хотел проверить себя на новом, более высоком уровне, финансовый вопрос не был на первом месте. Сейчас, к сожалению, дела обстоят иначе.
— Пару лет назад в гости к женскому “Енисею” приезжало казанское “Динамо”, в составе которого блистала великая Екатерина Гамова. Вы помните, какой тогда был ажиотаж?
— Конечно, Дом спорта имени Михаила Дворкина был забит под завязку.
— На следующий год игроки-мужчины, являющиеся суперзвёздами мирового волейбола, будут приезжать в наш город пару раз в месяц. Дом спорта всех желающих посмотреть вживую на Сергея Тетюхина или Максима Михайлова впустить попросту не сможет. Что планируете делать?
— В Красноярске, к сожалению, нет большого дворца для игровых видов спорта. Из вариантов первым на ум приходит проводить домашние встречи с грандами Суперлиги в Ярыгина, но он занят баскетбольными командами. Если играть там теоретически можно, то тренироваться нам вряд ли позволят. Готовиться же в одном зале, а затем играть на совершенно другой площадке не очень хорошо. Получится, что мы домашние встречи будем проводить как на выезде, в незнакомом зале.
Есть вариант застилать лёд на “Арене. Север”. Но там такие же проблемы, как и в Ярыгина. Домашняя площадка будет для нас фактически чужой.
— В этом сезоне вы свою задачу выполнили на сто процентов, какие цели на следующий год?
— Цели нам поставит министерство спорта. Мы прекрасно понимаем, что бороться за чемпионство и даже за призы не сможем по объективным причинам. Поэтому нашей главной задачей станет закрепиться в Суперлиге, стать в ней своими. Дома мы сможем давать бой любому сопернику, в гостях, конечно, будет сложнее.
— Вы сказали, что планомерно шли к своей цели почти пять лет и вышли в Суперлигу полностью готовыми к повышению в классе. Значит ли это, что мужской “Енисей” избежит провала женской команды, которая два года назад оказалась не готова к борьбе с лучшими коллективами страны?
— Женская команда тогда вышла в высший дивизион спонтанно. Если сейчас мы планируем точечное усиление, то тогда, наоборот, требовалось кардинально обновить команду. Но решение о нашем участии в Супелиге было принято слишком поздно, и мы не успели толком усилиться. Тем не менее, несмотря на вылет, у нас случались хорошие матчи, тому же звёздному казанскому “Динамо” мы дали настоящий бой и вполне могли выиграть. Да и для того чтобы остаться в элите, не хватило совсем немного. Кстати, сейчас есть вероятность, что женская команда опять получит право играть в Суперлиге.
— Каким образом? Мы же на третьем месте.
— Есть такая возможность, не все лидеры женской Высшей лиги “А” могут себе позволить играть в высшем дивизионе. Мы будем решать этот вопрос. Надо ли нам сразу две команды в элите? С одной стороны, будет очень тяжело с финансовой точки зрения, да и со спортивной тоже. Но, с другой, мы прекрасно понимаем, что женская Высшая лига “А” мало способствует росту и прогрессу игроков, фактически мы барахтаемся в болоте и не растём. Зачем нам это ещё на год? Будем решать.
— Вернёмся к мужчинам. Были мысли подписать какого-либо звёздного ветерана на следующий сезон, поигравшего во всевозможных турнирах, который может стать этаким дядькой-наставником для наших игроков, по большому счёту не нюхавших пороха больших сражений?
— Это очень тяжело. Те возрастные ребята, кто по-настоящему сможет помочь, играют в ведущих клубах Суперлиги, тот же Тетюхин, Тарас Хтей. Пригласить игроков такого калибра в Красноярск нереально. А звать только ради имени не вижу смысла. Играет, к примеру, в Новокуйбышевске Роман Яковлев — блестящий в прошлом волейболист, но сейчас он нас объективно не усилит. Наша принципиальная позиция — сохранить костяк команды, дать ребятам, завоевавшим путёвку в элиту, шанс проявить себя на новом уровне, показать, что они могут многое как индивидуально, так и командой. Мы прекрасно понимаем, что Суперлига — это совсем другой уровень, своеобразный новый вызов для нас всех. Руководству, игрокам, тренерскому штабу предстоит выложиться на 110 процентов своих возможностей для успешного выступления.
— Вы готовы к этому?
— Безусловно.
- Городские новости.
- Городские новости
- Фото: Борис Бармин
0