Алексей Колесников: "У каждого райдера свой почерк"


Алексей Колесников: "У каждого райдера свой почерк"

Впервые он сел за руль мотоцикла в шесть лет. На “Минск” сынишку усадил отец, тогда мальчишка даже до земли ногами не доставал. Папа завёл железного коня, включил передачу, и ребёнок потихонечку поехал. Собственно вот так и начиналась карьера мотофристайлера из Коломны Алексея Колесникова.

Сегодня он входит в двадцатку сильнейших топ-райдеров планеты и знает всё о том, как делать смертельно опасные трюки на высоте трёхэтажного дома в обнимку со 100-килограммовым мотоциклом. Колесникова по праву считают основоположником мотофристайла в России.

Алексей, изначально Вы занимались мотокроссом, завоевали титул чемпиона России и подавали большие надежды, но взяли и неожиданно ушли в вид спорта, которого на тот момент как такового и не было в России. Почему Вы сделали такой выбор?

— Совершенно верно, в России тогда мотофристайла как такового не было. Сезон 2004/05 оказался в моей спортивной карьере весьма успешным. До этого я несколько раз становился серебряным призёром на чемпионате России, в 2005 году был уже достаточно хорошо раскатан и наконец-то стал чемпионом. Передо мной открылось много перспектив в мотокроссе, однако на тот момент я уже совмещал гонки с прыжками. Поэтому этот год стал для меня не только удачным, но ещё и переломным. Я оказался перед выбором. Безумно обожал фристайл, видел, какие трюки выполняли райдеры Европы и Америки. Меня тянула эта культура, аура, большие красивые прыжки просто завораживали, нравилось и то, как реагирует на эти трюки публика. В итоге тяга к этому виду спорта перевесила, и я рискнул уйти из мотокросса во фристайл. Своего рода, этот переход стал для меня испытанием, ведь в тот момент я ещё не знал, чем всё это обернётся. Мне приходилось многое пробовать, экспериментировать. Разумеется, я надеялся на лучшее, но не думал, что так далеко могу продвинуться.

Каково это — осваивать новый вид спорта, когда нет ни соответствующего оборудования, ни тренера?

— Вы знаете, тренер для нашей дисциплины понятие относительное. У нас как таковых тренеров-то и нет, да и я считаю, что быть не может. Ведь от того, что я сейчас подойду к новичку и скажу: “Слушай, ты сейчас должен подъехать к вот этой отметке и потом, совершая прыжок, кувыркнуться назад”, не факт, что он сделает это сальто. И это правильно, у человека работает инстинкт самосохранения. Конечно, в каких-то вопросах мы можем помочь советами, но всё остальное зависит только от тебя, ты сам должен учиться, пробовать, стремиться к поставленной цели, постоянно прыгать и прыгать. Только такими маленькими шажками можно подойти к тому, что, к примеру, умеем сейчас делать мы в нашей команде.

Конечно, начинать было трудно. Впервые на профессиональной площадке удалось побывать в 2007 году, когда меня мои партнёры отправили на один из этапов чемпионата мира по фристайл-мотокроссу Red Bull X-Fighters в Ирландии. Отправили не для участия в соревнованиях, а для тренировочных сессий, как ещё совершенно неопытного спортсмена. Вот там-то я в первый раз и увидел настоящий трамплин, треки и всё остальное. Там со мной приключилась довольно забавная ситуация. Я тогда катался на обыкновенном стандартном мотоцикле, и мне сказали, что, когда приеду в Ирландию, мне дадут такую же модель. Однако я вообще был не в курсе, что, когда ты приезжаешь на соревнования и организаторы выдают тебе мотоцикл, ты должен его собрать под себя. То есть привезти с собой свой руль, сиденье, подрамник, подвеску… И когда мне выдали технику и сказали: “Держи, собирай!”, я в недоумении ответил: “А что собирать-то, у меня ничего с собой нет, я так поеду”. Западные специалисты сначала удивлённо покачали головой, мол, эти русские чёкнутые, даже руль с собой не привезли.

Парк, по которому мне предстояло проехать, был гиперсложным. Я не спал всю ночь, переживал. Надо отдать должное ребятам — легендарным мотофристайлерам Тревису Пастране, Дэни Торресу, Мэту Ребо, они мне здорово помогли. Ребо спустился со мной в парк, проверил скорость, всё припрыгал. И я справился с поставленной задачей, в грязь лицом не ударил. Именно тогда многие меня зауважали, что послужило определённым толчком для моего дальнейшего роста.

Ваш вид спорта, я бы сказала, не просто опасный, а смертельно опасный. И любая ошибка может привести к весьма плачевным последствиям. Знаю, что и у Вас был случай, когда при выполнении трюка Вы не успели ухватиться за мотоцикл, упали на землю, но, слава Богу, обошлось всё вывихом колена. Возникало ли у Вас перед подобными ситуациями нехорошее предчувствие? Интуиция хорошо развита?

— Какое-то необъяснимое внутреннее чувство действительно порой возникает. И на самом деле к этой энергетике стоит прислушиваться. Главное распознать, действительно ли это предчувствие опасности. Понимаете, в нашей дисциплине ситуации бывают слишком многогранными. К примеру, иногда ты можешь долго себя отговаривать от выполнения того или иного трюка, мол, тучи вышли не с той стороны и так далее, поэтому сегодня я точно к этому не подступлюсь. В такой ситуации нужно просто собрать волю в кулак, пойти и сделать, иначе отговаривать себя ты можешь хоть каждый день. А бывает, идёшь на тренировку, настроения нет, ничего не хочется. В такие дни лучше действительно отложить занятия, поскольку практика показывает, что ничего в таком состоянии у тебя всё равно не получится. Зато в другой день всё задуманное пойдёт как по маслу. Так что к интуиции стоит прислушиваться.

Вы первым в нашей стране сделали бэкфлип (сальто назад), совершили уникальный прыжок на мотоцикле через движущийся девятитонный КамАЗ. А есть ли среди выполняемых Вами трюков авторские, те, что Вы сами придумали?

— Мотофристайл в принципе такая дисциплина, где очень много импровизации. Проделывая тот или иной трюк, ты добавляешь какие-то комбинации. Причём на один и тот же трюк можно придумать самому пять различных вариаций. И даже если выполнять один и тот же трюк разным людям, у каждого он будет чем-то отличаться: кто-то сильно прогнётся, а кто-то, наоборот, будет в более прямом положении. Здесь у каждого свой почерк, свой стиль.

А любимые трюки у Вас есть?

— Да, любимые трюки у меня есть. Среди обычных — это “whip”, трюки, когда мотоцикл разворачиваешь на 90 и более градусов, а потом возвращаешь в исходное положение. На соревнованиях по ним даже существует отдельный зачёт. Я не раз состязался в этом виде, в прошлом году именно на этом этапе выиграл чемпионат мира.

У Вас есть свой сайт, странички в соцсетях, то есть круг общения достаточно большой. А вот много ли у Вас друзей, и кто они?

— Друзей у меня как в России, так и за рубежом, много. В основном они каскадёры и единомышленники, при этом люди, не обязательно занимающиеся мотокроссом или фристайлом, поскольку у меня полно других увлечений. Я люблю сноуборд, ВМХ, аквабайк. Я веду активный образ жизни, и все мои друзья точно такие же.

Среди Ваших хобби есть ещё и радиоуправляемые модели.

— Мне действительно очень нравится радиоуправляемая техника, у меня достаточно много уже собрано моделей. Но вот времени на это увлечение катастрофически не хватает. Как и любая техника, радиоуправляемые машинки постоянно ломаются, регулярно нужно что-то фиксировать, то есть этим нужно плотно заниматься.

Алексей, парень-то Вы, я смотрю, активный, весёлый, да ещё бонусом мотофристайл с завораживающими трюками. Думаю, не одной красавице сердце разбили, при таком-то количестве поклонниц. Как, кстати, Ваша супруга относится к поклонницам, не ревнует?

— Да, поклонниц у меня много. (Расплывается в улыбке.) Конечно, поначалу, когда только поженились, супруга была не в восторге, но со временем свыклась и прекрасно понимает, что фанаты и поклонницы — это часть моей работы. Ведь именно для наших зрителей мы делаем все эти трюки и всегда с удовольствием общаемся с людьми, которые интересуются мотофристайлом, уважают наш труд.

Кстати, а с супругой Вы познакомились случайно не на мотошоу?

— Это давняя и отдельная история. У нас были общие друзья, мы общались, но мы настолько разные — я в спорте, она училась и была моделью. У нас разница почти в пять лет, супруга старше меня. В общем, поначалу казалось, что у каждого из нас свой отдельный путь, но потом получилось так, что мы встретились и больше уже не расставались. Я думаю, нас действительно постигло настоящее чувство любви. Сейчас у нас растёт дочка, ей два годика.

Вы уже не первый раз в Красноярске. Что больше всего нравится в нашем городе?

— У вас очень много красивых мест. Я бы отдельно отметил Столбы, правда, мне, к сожалению, так ни разу и довелось взобраться хотя бы на один из столбов. В последний раз, когда я посещал заповедник, у меня была сломана рука. Ребята-то полазили, а я довольствовался прогулкой. Бывал я и в вашем зоопарке, также мне очень понравилось в Бобровом логе, на ГЭС.

После Вашего выступления на острове Татышев наверняка многие мальчишки станут мечтать о том, чтобы тоже попробовать себя в мотофристайле. Скажите, на Ваш взгляд, с какого возраста лучше всего начинать заниматься?

— Есть такое понятие, как возраст “4Д”. Во всём мире считается, что, когда ребёнку четыре года, это самое правильное время для его отдачи в какой-либо спорт. Даже экстремальный. Малыш уже достаточно окреп, свыкается со своим ростом, с высотой взгляда и так далее. Затем он уже постепенно и осознанно переходит в другие фазы роста, у него проходит страх. Он уже, к примеру, не боится упасть, как боится пятнадцатилетний подросток, который только пришёл в спортзал. Но я всё же склоняюсь к тому, чтобы начинать заниматься спортом уже в более осознанном возрасте, когда ребёнок может уверенно заявить родителям, нравится ему это или нет. Очень важно любить то, что ты делаешь. А если заниматься из-под палки, то рано или поздно эта палка выстрелит. У меня есть масса примеров, когда с подачи родителей ребёнка отдавали в какую-то конкретную секцию. И вот начинается: в десять лет он чемпион края, в одиннадцать — округа, потом чемпион России, в восемнадцать — на международной арене, а потом встречает девочку и говорит: “Всё, извините, у меня и так ни детства не было, ни молодости, хочу пожить для себя!”. И уходит из спорта. Поэтому, чтобы заниматься профессионально, надо преданно любить своё дело.
0
Комментарии (0)
На крутых поворотах

На крутых поворотах

Одним из самых зрелищных автомобильных событий уходящего лета стал Кубок города по автокроссу и картингу. По традиции на эти...