Роман Черных: Растем. Играем. Тренируемся
- 6 мая 2016 г.
- Хоккей с мячом
Для кого-то из россиян продолжаются майские праздники, а в красноярской Школе вратарей не прекращаются трудовые спортивные будни. Хотя буднями это назвать тоже, видимо, не совсем правильно: для юных вратарей учеба под руководством неоднократных чемпионов мира Ильяса Хандаева и Романа Черных - это тоже праздник.
Для "директора" школы Романа Черных это уже второй учебный год в данной должности, поэтому пресс-служба ХК "Енисей" и начала свой разговор с ним с вопроса о том, есть ли отличия в работе Школы вратарей первого сезона и второго?
- Они заключаются, прежде всего, уже в том, что мы вместе с Ильясом Игоревичем составили план работы школы, отталкиваясь от анализа первого сезона ее работы. Первый сезон работы дал нам для этого необходимую информацию. Исходя из этого, мы более точно определили подходы к формированию плана работы: разработали методику и сузили возрастные рамки групп занимающихся - для того, чтобы уменьшить естественный разброс физических возможностей подопечных и подровнять уровень восприятия учебного процесса. То есть учли возрастные особенности юных вратарей.
Кроме того я очень рад, что сейчас мы работаем с подростками вдвоем с Ильясом Хандаевым, что позволяет ребятам получать от учебного процесса гораздо больше. Ведь в ходе каждого тренировочного занятия за их действиями наблюдают и потом подсказывают ребятам два специалиста. Что-то подмечу я, что-то другое – Ильяс Игоревич, у которого богатый тренерский опыт работы и в столичном «Динамо», и в сборной России, а вместе мы в результате доносим до хоккеистов гораздо больше информации. К тому же у нас с Ильясом Хандаевым одни взгляды практически на все стороны подготовки вратарей. Стараемся на данном этапе развития мальчишек дать тот минимум, который создаст базу для их дальнейшего роста, дать идеи для саморазвития, воспитать убеждение в необходимости ежедневного труда, чтобы достичь лучшего.
Для парней, которые занимаются в группе – это очень хорошо. За ними наблюдают два разных человека, которые пусть и имеют сходные взгляды, но что-то видят по-разному и могут каждый по-своему донести, каждый своими словами, до спортсмена свои замечания, чтобы ребята поняли, как надо действовать правильно в том или ином случае, поняли, что им надо делать, чтобы исправить свои ошибки. Наконец, чтобы они поняли, что исправляться надо обязательно, раз оба учителя говорят об одном и том же. У кого-то из нас лучше получается одно, у кого-то – другое. Но наша общая задача состоит в том, чтобы то, что мы с Ильясом Игоревичем стараемся привить ребятам, было ими воспринято.
Стараемся говорить доходчиво, некоторые вещи упрощаем, чтобы поняли о чем речь, ведь все же уровень подготовки к восприятию информации у них все равно разный. Одни мальчишки занимаются в спортшколах хоккейных городов - Красноярска, Ульяновска, Новосибирска или Иркутска и регулярно видят матчи Суперлиги, другие приехали к нам в школу из сельских районов Красноярского края. Это требует от нас, тренеров гибкости и повышенного внимания, индивидуального подхода к нашим школьникам – мы стараемся, чтобы каждый из них получил от занятий в школе вратарей как можно больше. Работаем по принципу максимальной информативной насыщенности занятий и их максимальной доступности для каждого ученика. Стараемся, чтобы и школа наша развивалась, не стояла на месте, была гибким и эффективным инструментом воспитания. Стараемся расширить наши возможности.
- Трудно перешагнуть через свой опыт работы во взрослом коллективе в клубе, в сборной России и «спуститься» на несколько «этажей» возраста и мастерства вниз, чтобы разговаривать с ребятами на одном языке хоккея?
- Стараюсь мысленно стать в определенном плане сверстником ребят, чтобы говорить с ними на их языке и учитывать их небольшой пока жизненный и спортивный опыт. Мы с оба с Хандаевым это понимаем и стараемся эти особенности ребят учитывать. Стараемся, чтобы у нас было живое общение, свободный диалог. (смеется) А вообще-то вы лучше их спросите, все ли понимают нас и запоминают сказанное.
- Некоторые ребята приехали в Красноярск в школу вратарей во второй раз. Они как-то выделяются среди остальных занимающихся?
- Во вратарской технике сложно что-то отметить. В лучшую сторону, скорее всего, изменилось мышление – стали на год старше, поэтому им можно давать уже более сложные задания, упражнения. Наша задача не акцентировать внимание на изменениях, сдвиги в подготовке, а стимулировать их к работе, прививать им большую личную ответственность за рост своего мастерства, подготовить их к взрослой спортивной жизни в воротах своей команды. И в итоге - быть готовым к требованиям взрослой спортивной жизни, к выступлениям за основную команду.
- Вы с Хандаевым не боитесь давать на тренировках упражнения повышенной сложности, например, с двумя и даже тремя мячами, к которым готовы далеко не все. Вас это не пугает? Или вы просто знакомите с этими упражнениями «на будущее» мальчишек - без надежды на правильное выполнение здесь и сейчас?
- Не пугает – это однозначно! Если все выполнять в комфортном режиме, то эффект, рост умений получается очень маленький. Даешь упражнение на грани получится/не получится и видишь, что оно становится для них, как для спортсменов интереснее: как так не получается - все равно смогу! И ребята стремятся задание выполнить и развиваются. С другой стороны, если мы видим, что задумка не складывается, мы вносим в упражнения изменения или даем другое. Урок же живой процесс, творческий. Анализируем ситуацию, думаем, что добавить, что убавить, изменить. Если новое упражнение даем, то, если надо, корректируем задание. Или кто-то задерживается на одном упражнении, чтобы освоить его, другие идут дальше. От простого – к сложному. Освоил – догоняет остальных. Так что все отлично, на наш взгляд. Атмосфера рабочая, ребята стараются. Все идет на хорошей культурной ноте. Кстати, те, кто уже во второй раз к нам приехал, не так психологически зажаты, общаются раскрепощено, эмоционально более открыты: знают требования и многие вещи выполняют сразу правильно, но продолжают развиваться. Растем. Играем. Тренируемся.