Герман Изосимов: “Будущее принадлежит юным”


Герман Изосимов: “Будущее принадлежит юным”

“Если попробовать припомнить, с чего началась моя спортивная увлечённость, то вынужден сказать — вовсе не с детства, не со школьных лет, — искренне признаётся наш собеседник Герман Изосимов. — В те ранние годы особых спортивных пристрастий у меня, по-моему, вообще не было: рос себе и рос, ни на что не налегая. Может быть, всего-то несколько раз и вставал на лыжи, чтобы пробежаться с одноклассниками. Не блистал и в других дисциплинах. А вот в армии что-то во мне, наверное, и проснулось. Понятно, что это всё вполне объяснимо, ведь сам армейский уклад без физических нагрузок, существенных и постоянных, немыслим. Армейская служба, наверное, и стала для меня первой и настоящей спортивной школой”.

Досье
Изосимов Герман Геннадьевич родился 12 июня 1937 года в Горьком, в Красноярске с 1959 года.
Разносторонний спортсмен, тренер и спортивный судья.
Мастер спорта по велогонкам на шоссе, первый тренер — Владимир Виноградов.
Победитель зоны Россовета ДСО “Спартак” (1963), участник Всесоюзных многодневных велогонок.
С 1962-го по 1984 год тренировался самостоятельно, одновременно тренируя команду крайсовета ДСО “Спартак”. Подготовил 11 мастеров спорта, 50 кандидатов в мастера.
Организатор и руководитель многодневного лыжного агитперехода команды велосипедистов по маршруту Абакан — Ачинск — Тайшет — Решоты — Богучаны — Абалаково — Ачинск — Красноярск, протяжённостью около двух тысяч километров (1966—1967).
Судья республиканской категории по лыжному спорту, велоспорту.
Ветеран труда, почётный член ДСО “Спартак”.

Красноярский десант

— Я — пограничник, — продолжает Герман Геннадьевич. — В 1959 году мы большим десантом прибыли после демобилизации в Красноярск. Горжусь, что это не прошло незаметно для красноярцев, что в городе даже появилась улица, названная в нашу честь, — улица Пограничников. Так сибиряки оценили наш вклад в строительство одного из предприятий-гигантов, алюминиевого завода.

В ту пору и пришла ко мне увлечённость лыжами — непростительно было бы не стать лыжником, когда вокруг тебя такие просторы. На лыжах я перебегал все окрестные горки, сопки. А потом один из наших парней-пограничников, Володя Виноградов, организовал секцию велосипедистов. Зима закончилась, снег сошёл — прощай, мои лыжи! А желание нагружать себя длительными лыжными пробегами во мне уже бурлило, стало привычным. Чем занять себя, когда о лыжне остаётся только вспоминать? Велосипед! Это же здорово, почему бы не попробовать и на нём одолевать уже привычные лыжные маршруты?

В общем, пристал я к Виноградову с просьбой принять в секцию и меня. А он в ответ: “Тебе уже за двадцать, а у меня молоденьких ребят хоть отбавляй, велосипедов на всех не хватает”. Даже и не знаю, как я всё же выклянчил у него веломашину. Достался мне не гоночный “Турист”, на нём и рассекал.

Но велосипед надо было отдавать и другим, чтоб и они себя пробовали. Виноградов, помню, требовал: “Верни машину!”. А я ему: “Забирай, я на казённую вещь не претендую”. Хитрость моя заключалась в том, что место велосипеду я определил самое подходящее (улыбается) — возле злой цепной собаки-овчарки, сторожившей наше жилище: попробуй только прикоснись к машине — порвёт! Попробовав раз-другой, Виноградов от меня отступил, и этот “Турист” стал для меня почти своим, претендентов заниматься на нём больше не нашлось.

Привет, “Турист”!

— Ездил я поначалу исключительно в одиночку. Дороги, испытывая себя и машину, выбирал самые разные, и по трудности, и по протяжённости. Ребята это моё упорство оценили, и к весне мне выдали настоящий гоночный велосипед. А я-то уже накачался, пауз себе не позволял: зимние лыжи, обычный бег, да и на велосипеде столько вёрст успел накрутить. То, что я успел заметно окрепнуть, оценили. В общем, заявили меня выступать на первенстве края: разделка, командная и групповая гонка. В разделке — там всё понятно: сам себе предоставлен, и всё зависит только от тебя. В командной гонке всё в принципе тоже ясно: то же самое, только дистанцию нужно пройти вчетвером. А вот в групповой гонке нужно было, по-русски говоря, рогом шевелить. И позицию выбрать, и своевременно себя проявить — короче говоря, очень многое зависело от того, как гонщик умеет голову включать, тактику выстраивать. Даже и не знаю, как это у меня получилось, но я с лёту, с маху и выиграл эту групповую гонку. А гонцы тогда были хорошие! Гоша Селиванов, Гена Голубев, Володя Бакланов, Яценко из “Локомотива”, велогонщики с “девятки” — у них команда тоже была очень сильная… Как я их тогда утёр, даже и не скажу. Наверное, опыт кой-какой уже всё-таки появился, и когда они в групповой гонке хватились меня достать, было уже поздно.

Так вот и началась моя спортивная карьера велосипедиста.

Спартаковцы

— Добровольных спортивных обществ в то время было много. Я выступал за “Труд”. А после этих гонок меня переманили в “Спартак”. Впрочем, что значит переманили? Пригласили — так, наверное, правильней будет. В “Спартаке” велосипедистов попросту никого и не было — я один. Вот и начал собирать команду: одного приобщил, другого. Так потихоньку и собралась группа, и мы начали состязаться с другими спортивными обществами. И вроде авторитетное соперничество получилось, уважать нашу команду стали. Председателем ДСО “Спартак” был тогда Олег Александрович Стельмах, хороший мужик, много сделавший для нашего становления, всегда шёл нам навстречу, с финансированием помогал.

Начали выступать в соревнованиях. В 63-м году, помню, в Брянске очень неплохо отметились. А меня после этих выступлений пригласили в сборную Россовета “Спартак” — сразу на сборы во Львов отправился.

Несколько раз принимал участие в многодневных велогонках. Отмечу кстати, что их инициатором становился Николай Фёдорович Бабанцев. В Красноярск он перебрался из Ленинграда, чтобы развивать велосипедный спорт. Считаю, что именно с него очень многое и пошло в городе: какую закваску он успел сделать, с неё всё и началось. Благодаря ему и стал участником многодневных гонок. Самой памятной осталась гонка Новгород — Ленинград. Я пришёл шестым, а в группе стартовало 212 велогонщиков.

Молодёжь у меня в “Спартаке” была трудолюбивой. Тренировались круглый год. Зимой вместо велосипеда — лыжи, кросс, практически без перерывов. Так и закалялись. Когда закончил выступать, сам начал тренировать ребят. Хотя тренером я был, наверное, всегда — как говорят в футболе, “играющий тренер”.

Условия были, конечно, аховые: ни помещения, не механика-специалиста. Пришлось быть и за тренера, и за механика. Нужно составить смету, брался и за неё, пробивал возможности для поездок: куда отправиться, где выступить, чтобы ребята мои не сидели на месте, а обязательно росли. В одно прекрасное время, по-моему, в 67-м, мы отправились в Алма-Ату на республиканские соревнования, в которых участвовала и сборная СССР. Поездка оказалась очень плодотворной: человек шесть, если не семь, моих спартаковцев тогда сразу выполнили норматив мастеров спорта.

Кстати, первоначально нас хотели отправить на велосоревнования на Кавказ, в город Прохладный. Но я настоял на Средней Азии. На Кавказе резкие ветра почти постоянны, а тут до самой глубокой осени самый сильный ветер — три метра в секунду: просто идеальные условия для велогонки! А масштаб соревнований всё тот же — республиканский. И ребята мои выдали вот такой результат. И парни, и девчата после этого уже совершенно по-другому стали себя ощущать — мастера!

И снова лыжи

— Николай Фёдорович Бабанцев в своё время стал организатором проведения зимних велопробегов до Шушенского: общефизическую форму велосипедистам нужно поддерживать и в зимние месяцы. Такие пробеги, конечно, были изнуряющими. Я тоже решил этот опыт использовать. Только зачем зимой на велосипед садиться, а лыжи-то на что?! Так и родилась идея накануне 50-летия революции командой велосипедистов совершить агитационный масштабный лыжный переход. Сегодня и самому удивительно: выходит, что в декабре этого года тот наш старт тоже свой полувековой юбилей отсчитает.

В команду вошло семь человек: я, Виктор Веселин, Валентин Лобанов, Олег Владимиров, Алексей Ляховский, Борис Стрелков и Валерий Безмайленко — комиссар лыжного пробега и летописец, отвечавший за ведение дневника нашего лыжного похода.

Честно сказать, было это крайне опасной затеей: две тысячи вёрст, которые надо было пройти практически по бездорожью, по сугробам, по заснеженным железнодорожным путям. Николай Викторович Валов, напутствуя нас, предложил захватить с собой для связи рацию. Но тащить за плечами пятнадцатикилограммовый рюкзак с рацией никто не захотел.

Экипированы ребята были по минимуму: только самое необходимое. Из оружия — только ножи да офицерский кортик у Валерия Безмайленко. У нас даже спичек с собой не было, ведь все семеро — некурящие. Лишь потом, уже в пути, мы эту свою оплошность устранили.

Помню, в декабрьский день старта в Абакане мороз был просто рекордным — минус 46 градусов. Но всё-таки стартовали. Поначалу переходы были не бог весь какими по продолжительности, бывало, что за весь день всего по 12—15 километров проходили. Но потом освоились, и один из наших дневных переходов стал даже по-настоящему рекордным — 76 километров отмахали!

Такие приключения, конечно, не забываются. Как и восторг, что нам всё это удалось! Стартовав в декабре, к Международному женскому дню мы всё-таки успешно финишировали.

Цена первой победы

— А знаете, какие именно из соревнований остаются для меня самыми памятными? Не поверите! Детские велогонки “Юность Красноярья”, инициатором которых я стал в восьмидесятые годы. Проводились эти соревнования на призы Аэрофлота. Участниками становились совсем ещё малыши, дошколята, многие из них выступали даже не на двухколёсных, а на трёхколёсных велосипедах. И надо было видеть, как они преодолевали свою первую в жизни дистанцию, всего-то метров в сто — сто пятьдесят. Малыши в седле велосипеда, а по бокам бегут родители, бабушки, дедушки — подбадривают, поддерживают своих спортсменов криками. Просто непередаваемый общесемейный спортивный азарт! Всякий раз, вспоминая это зрелище, вновь обретаю уверенность: будущее принадлежит юным. И чем активней мы будем поддерживать нашу молодёжь, способствовать её первым победам, тем больших высот они достигнут в итоге.

0
Комментарии (3)
Виктор Траутвейн
24 августа 2016 г. в 16:16
Уважаемый Герман Геннадьевич!!!Рад и счастлив увидев твою статью здоровье тебе и огромное СПАСИБО за учебу и воспитания моей жизни Траутвей Виктор
Ответить
комков вернулся
23 августа 2016 г. в 20:40
Ольга Альфредовна,это Вы?
Ответить
Ольга Фатеева
23 августа 2016 г. в 14:24
Валов Николай ДМИТРИЕВИЧ, а не Викторович!
Ответить
Диктатор на все руки

Диктатор на все руки

Игровую карьеру Ивана Дворникова нельзя назвать сверхуспешной, хотя в неё вместились финал молодёжного Кубка СССР по футболу, выступление за...

Красноярский спорт устремился на дно

Красноярский спорт устремился на дно

Процедура согласования планов команд-мастеров с министерством спорта ежегодная. Система бюджетного финансирования выстроена так, что по итогам сезона эффективность того...

Максим Ишкельдин: Очень хочу домой
Хоккей с мячом

Максим Ишкельдин: Очень хочу домой

После завершения предварительного этапа розыгрыша Кубка России полузащитник «Енисея» Максим Ишкельдин поделился своими впечатлениями о турнире и об игре...