Матчи: Ближайшие Вчера Сегодня Завтра
  • Кликните для выбора даты

Как в России умер русский хоккей

Лайф рассказывает о том, как за несколько лет в стране был уничтожен второй по популярности вид спорта — хоккей с мячом.


Как в России умер русский хоккей

В Англии футбол и регби — главные по популярности виды спорта в стране. В Америке миллионы чтят никому не понятные за рубежом бейсбол и американский футбол, в довольно атеистичной Канаде религию заменил хоккей с шайбой. 

Чем мы хуже Европы и Северной Америки? Вроде бы в спортивном патриотизме им точно не уступим. Но Россия свой национальный вид спорта забыла, хотя все условия для его развития есть. Имя ему — хоккей с мячом, или русский хоккей.

Более самобытное спортивное действо в Европе, а то и мире найти сложно. Только здесь были возможны матчи на открытом воздухе в 41-градусный мороз (рекорд чемпионатов России), да еще и с несколькими тысячами зрителей на трибунах. Только тут вплоть до последних лет действовало негласное разрешение на распитие спиртных напитков на трибунах, а кое-где их даже разносили в канистрах по рядам.

Именно из русского хоккея в СССР вырос тот великий хоккей с шайбой, в котором потом блистала великая "Красная машина" — так, брал Кубок СССР по этому виду спорта будущий великий хоккеист и футболист Всеволод Бобров, а из последних примеров можно вспомнить нашего энхаэловца и действующего игрока клуба КХЛ "Металлург" (Магнитогорск) Александра Сёмина, прошедшего в молодости школу игры плетеным мячом. Россия — 24-кратный чемпион мира, лучше мы могли бы выступать разве что в мундиалях по городкам, если такие бы проводились.

А еще в 90-х в регионах конкурентов этому виду спорта не было — по популярности хоккей с мячом был вторым в России с посещаемостью 5500 зрителей на матче. Какие только населенные пункты нашей необъятной страны не были представлены в элите — Березники, Ленинск-Кузнецкий, Усть-Илимск, Оренбург, Омск, Екатеринбург, Абакан, Воткинск... 

Однако за последние годы ситуация резко изменилась. Из вышеупомянутых городов в Суперлиге не осталось ни одного, единицы остались в Высшей лиге. Русский хоккей так и остался своеобразной отдушиной для любителей "старой школы", собирающихся в мороз с согревающими напитками на скамейках древних стадионов. Использовать это как "фишку", чтобы удержаться в нише традиционного национального вида спорта, не удалось. 

Сегодня состоялись очередные выборы президента Федерации хоккея с мячом России. Действующий глава организации Борис Скрынник руководит ей уже 7 лет и переизбрался на очередной срок. Единогласно. По совместительству Скрынник является президентом Международной федерации бенди (английское название русского хоккея). Но болельщики, клубы и игроки буквально в бешенстве от того, что происходило в последние годы в хоккее с мячом. Русский хоккей дышит на ладан, если вообще ещё способен дышать.

Из элитного дивизиона в составе 24 клубов осталось 12. Посещаемость упала до 2400 человек на матче. Судейские скандалы сотрясают лигу чуть ли не каждый месяц. Русский хоккей практически не представлен на телевидении и в электронных СМИ. А российские игроки начали массово уезжать играть в чемпионат Швеции — к извечному сопернику наших в этом виде спорта.

Во многом это стало следствием того, что с нынешнего сезона организаторы соревнований по совету государственных чиновников (в СМИ упоминается имя помощника Президента Игоря Левитина) решили увеличить количество матчей в сезоне до 60 — видимо, по образу и подобию главного конкурента — "шайбы". Вот только не были учтены ни разница в нагрузках, ни увеличение трат клубов. А одной из самых ярких инициатив федерации (правда, нереализованной) за последние годы было проведение финала чемпионата России за полярным кругом в Нарьян-Маре с доставкой туда игроков на оленях или вертолётами.

В международном хоккее не лучше — в него на высоком уровне играют 3—4 сборные (Россия, Швеция, Финляндия и Казахстан, чей состав собран из получивших гражданство этой страны русских игроков). Пожалуй, единственная удачная пиар-кампания — создание сборной Сомали из шведских беженцев, которая даже забивает голы на чемпионатах мира.

На последней неделе поступили новости о финансовых проблемах еще у 2 клубов высшего дивизиона — чемпиона России-2010/11 казанского "Динамо" и одного из самых старых клубов России кировской "Родины", основанного в 1934 году. Они снялись с начавшегося в выходные Кубка России, а вчера клуб из Татарстана, который перед сезоном привлёк в свой состав лучшего нападающего России Евгения Иванушкина, расторг контракты с большей частью игроков основного состава, включая свою новоприобретённую звезду.

Чуть раньше снялся с Суперлиги легендарный красногорский "Зоркий", призёр чемпионатов СССР 70—80-х годов. Лайф поговорил с сотрудниками, тренерами и игроками нескольких клубов Суперлиги, и все в один голос заявили — дальше так нельзя. Главный национальный вид спорта скоро, по сути, прекратит существование в стране, которая его изобрела.

Вот что Лайфу эмоционально рассказал один из экс-сотрудников "Зоркого":

— Все вопросы надо адресовать тем, кто развалил наш клуб. А это новый руководитель района Сапунов и губернатор Подмосковья Воробьёв. Говорят, что денег на профессиональный спорт нет, а вкладывать надо в массовый. Почему клуб, которым красногорцы жили поколениями, не заслуживает денег и не может быть массовым, я не понимаю. 

Вторая проблема — отношения с федерацией и регламент чемпионата. Всё начало рушиться при Скрыннике. Взнос для участия в Суперлиге растёт год от года. Хотелось бы задать вопрос федерации — а куда идут наши деньги? Где финансовая отчетность? Не говоря уже о том, что сказать ни один тренер и игрок ничего не может, за любую критику следует мгновенный штраф. Вспомните 2,5-годичную дисквалификацию нашего тренера за выражение "гастарбайтер" (в сезоне-2014/15 тренер подмосковной команды был наказан таким образом после того, как применил этот термин к шведскому вратарю хабаровской команды "СКА-Нефтяник", травмировавшему его подопечного. — Прим. Лайфа).

Мнение людей из клуба, снявшегося с чемпионата-2016/17, подтверждает и один из лучших игроков в истории вида спорта и действующий тренер чемпиона страны и обладателя Кубка мира "Енисея" Сергей Ломанов. Он охарактеризовал ситуацию как катастрофическую. И назвал главного виновника — действующего президента ФХМР Бориса Скрынника.

— В его руках и весь хоккей, и судейский корпус, он контролирует все взносы, которые платят клубы в федерацию, а куда идут эти деньги, никто не знает. Это просто его личный бизнес. В русский хоккей должны прийти профессионалы, — в пример прославленный тренер приводит КХЛ. — Надо создавать свою лигу отдельно от федерации, должны прийти люди с идеями, которых любят в нашем виде спорта. Но это невозможно — все запуганы, молчат, все должны петь под дудку президента. Почему мы боимся, что нам могут что-то сделать? Максимум, что может произойти — начнут топить судьи. И что?

— За последние годы из нашего хоккея ушли все заслуженные мастера спорта, — продолжает Сергей Иванович. — Их просто выдавливают. Мы можем ждать помощи от министра, президента, но у них, видимо, и без нас дел хватает. Зато виден конечный результат — 8 лет назад в России было почти 70 профессиональных клубов, сейчас 35. Хоккей буквально развален. Мне просто интересно, кто на ближайших выборах поддержит президента? Никто даже не дал выдвинуть какого-нибудь альтернативного кандидата, на весь процесс выдвижения отвели лишь 5 дней! А у клубов представительства в федерации вообще нет, мы к выборам отношения как бы не имеем, о чём мы кричать-то будем? И самое главное — нас принял президент России, были даны поручения по развитию русского хоккея — мне интересно, что-нибудь было выполнено? Очень обидно за наш спорт, его незаслуженно забыли.

Собеседники в различных спортивных СМИ рассказывают, что пытались работать над организацией трансляций на телевидении и освещением русского хоккея в Интернете и печатных СМИ, но это оказалось не нужно самой федерации. Хоккей на ТВ присутствует пару раз в год во время чемпионатов мира и финала чемпионата России — и доказывает своей зрелищностью право попадать туда чаще. Посмотрите хотя бы на эту концовку финала чемпионата мира 2015 года между Россией и Швецией, ознаменовавшейся одним из лучших камбэков в спортивной истории:

На примере кировского клуба "Родина" хорошо видно то, как большой 500-тысячный город идёт к тому, чтобы остаться без своего единственного профессионального спортивного клуба. Несколько игроков и тренеров клубов Суперлиги, знакомых с ситуацией в команде, поведали Лайфу о последних событиях в клубе.

— Тяжёлая ситуация в клубе возникла не вчера. Команда в течение многих лет была включена в областной бюджет. Пришёл новый губернатор Никита Белых, который статью расходов на содержание "Родины" убрал. Да, надо отдать должное губернатору, в сложный момент в минувшем сезоне он добился помощи от РЖД, которая помогла завершить чемпионат. Но, по сути, у клуба осталось только два источника — городской бюджет, который выделил на прошедший сезон 11 миллионов рублей, и завод "Лепсе". При этом минимальный бюджет клуба Суперлиги должен составлять 65 миллионов — просто чтобы существовать и участвовать в чемпионате в качестве безнадёжных аутсайдеров.

Источник рассказывает:

— Перед командой каждый год ставили цели заканчивать чемпионат на высоких местах, входить в восьмёрку, и мы это делали, забирались и довольно высоко. А доходов не поступало — расходы из года в год превышали содержащиеся в клубе деньги. По логике перед сезоном — и так когда-то и было — все наши спонсоры собирались и определяли, кто какую долю вносит в бюджет клуба. В этом году этого сделано не было, он определялся по методу "пальцем в небо". Понимаете, можно прописать любую цифру на расходы в бюджете, только от этого доходы клуба не увеличатся. В итоге мы дошли до ситуации, когда в клубе 0 рублей 0 копеек. У нас арестованы 3 счёта из-за неуплаты налогов, против директора клуба заведено уголовное дело, мы не можем даже заключить государственный контракт на содержание детской спортивной школы. Сейчас идут регулярные совещания с региональными властями. На последнем из них было решено, что клуб будет жить, нам дадут кредит на погашение долгов по налогам, чтобы можно было реанимировать команду и как-то существовать. Но пока ситуация далека от решения.

Интересно, что лишь в России клубы по хоккею с мячом носят статус профессиональных. В Швеции, несмотря на высокий статус чемпионата, официально клубы полупрофессиональны, а ситуации, когда действующие игроки занимаются бизнесом или работают параллельно, повсеместны.

Никто не спорит, что спорт в России совершенно не имеет отношения к бизнесу, и даже российские футбольные клубы не окупаются. Это неизбежно подсаживает все команды в регионах на иглу зависимости от местных бюджетов. Но не снимает при этом вопроса о расходовании средств чиновниками и эффективной организации спортивных соревнований федерациями — особенно учитывая размеры страны и огромные расходы клубов на транспорт.

Один из игроков команды Суперлиги подтверждает сложные финансовые отношения клубов с федерацией:

— Любому клубу каждый год нужны деньги на взнос за участие в Суперлиге. И хотя мы платим ФХМР немалые деньги, её роль в развитии хоккея нулевая, куда потом отправляются эти средства — непонятно. Аналогично со спонсорской помощью: не секрет, что помощь в развитии хоккея федерации оказывает "Сургутнефтегаз", было выделено 100 миллионов рублей, а куда отправились эти деньги, никто не увидел.

— Клубы просто содержат федерации, причём некоторые из команд не платят взнос, а остальные их просто содержат. При этом в нынешнем сезоне он снова вырос — на 15%, с 5,3 миллиона рублей до 6 миллионов. Это просто абсурд! 2 миллиона рублей мы платим за работу судейского корпуса, который потом творит, что хочет. И это в такой сложной экономической ситуации, которая есть сейчас в регионах! Клубы, по сути, в рабстве у федерации. Все знают об этой ситуации — игроки, тренеры, работники всех клубов, но говорят об этом, как в советское время, на кухне, — продолжает игрок.

На вопрос о том, возможен ли в ответ на такое отношение чиновников выход клубов из федерации, как в хоккее с шайбой, источник говорит:

— Все боятся. Нам нужен лидер-паровоз, который бы повёл за собой. Вы посмотрите на футбол — 2 человека перед выборами президента РФС берут и снимают кандидатуры в пользу Виталия Мутко. То же самое и у нас. Выборы безальтернативные. При том, что хоккей за 7 лет правления Скрынника практически умер. Вы посмотрите, сколько клубов закончили существование за последние годы! Единственное, что спасает президента — победы сборной на чемпионатах мира, но выигрывает она вопреки. Были попытки зайти в более высокие эшелоны власти, через министерство спорта. Но ФХМР — это общественная организация со своим уставом. Ей никто не указ. Скрынник и его свита создали свой мир и живут в нём, не обращая внимания на развитие спорта.

И как будто в подтверждение этих слов нашего собеседника, в день, когда расформировывалось "Динамо-Казань", Федерация хоккея с мячом провела освящение своего офиса, выбрала себе покровителя — Александра Невского, и обзавелась днём своих именин. Действительно, куда уж тут до земных проблем и развития спорта...

Комментарии 20
Вы гость. Войти или зарегистрироваться
Серж
15 октября 2016 г. в 17:12
Optimist 45, ну вот чудной вы человек! Как раз те, кого вы перечислили, должны и решать наверху задачи реанимации ХсМ! Доносить до пустых голов светил федерации потенциальные пути выхода из пике. А здесь как раз болельщикам и место высказываться, да и не только болельщикам, а всем, кому небезынтересен ХсМ, не важно,работает человек в хоккее или нет! Вот от советских лозунгов, пропитанных нафталином, точно никакого толку нету.
Ответить
-2
optimist 45, г. Тамбов
15 октября 2016 г. в 18:31
Ну,вот и высказывайтесь !Желаю Вам удачи.Optimist 45
Ответить
Серж
14 октября 2016 г. в 18:56
Да не, за 6 миллионов 6 игроков? Это если из дубля только. Ну, а нафига тогда команды держать, если у них даже денег на взнос нету? Ну, нету денег, значит, и игроков нормальных нету, чего мучиться? Нужно тогда Родине в вышку заявляться, молодежью играть и если они талантливы, то в суперлигу выйдут, как деньги в команде появятся или перейдут в другие клубы. Какая разница, на что федерация тратит. Вот то, что вид спорта практически мертв, это да. Игроков нормальных на 3-4 команды максимум, это же не вчера стало. И уж явно кризис финансовый в командах не из-за взносов. А вот то, что один профан сморозил глупость (типа куратор Левитин, который понятия не имеет о виде спорта, а курирует его по разнарядке свыше), а остальное болото маразматиков тут же бросилось выполнять этот тупизм из 80 игр за сезон, вот одна из главных причин, которые добивают игру.
Для optimist 45 - откуда я могу знать "что-то конкретное" для реанимации, я всего лишь болельщик, не мое дело развивать ХсМ.
Ответить
optimist 45, г. Тамбов
14 октября 2016 г. в 23:29
Для того,чтобы давать комментарий по теме " Как в России умер русский хоккей",необходимо работать в этом виде спорта хотя бы на юношеском уровне.Русский хоккей на уровне мастеров, это особая тема и высказываться здесь должны уже те люди,которые работают на высоком уровне с настоящими профессионалами и которые знают проблемы,связанные с хоккеем не по-наслышке,а изнутри.Это моё мнение.
Optimist 45.
Ответить
+1
Sibiriyak73
14 октября 2016 г. в 09:29
Вот вы тут пишете что для клубов 6 млн плевая сумма а между тем Родина Киров не может заявиться на чемпионат именно из-за отсутствия денег на взнос. Сейчас обсуждают вариант с рассрочкой платежа соизволит ли наша достопочтенная федерация пойти на встречу клубу или в зоне запад будет 5 команд а не 6. Я думаю на 6 млн можно 6 приличных игроков на контракт взять. Причем любопытно что сумма взноса увеличивается каждый год. К примеру год назад она было 5,3 млн. Увеличение 15% я не думаю что сейчас клубы в состоянии увеличить свой бюджет на 15%. И я не понимаю почему такая сумма 12*6=72млн. Неужели на проведения чемпионата необходимо столько денег?
Ответить
+1
Серж
13 октября 2016 г. в 17:06
optimist 45, вот не во всем с вами соглашусь. Что, Скрынник не играл на уровне команд мастеров в ХсМ? Играл! Или, Толстых не играл? Тоже играл! При чем здесь это? Да и что уж на взносы пенять - что, 4-5-6 миллионов неподъемные деньги? Расход общий на клуб гораздо больше! Все-таки вы немного в СССР остались Времена перестройки и ДСО давно прошли, чего их вспоминать?
Ответить
+1
optimist 45, г. Тамбов
13 октября 2016 г. в 18:08
Серж,здравствуйте !Я отношусь к Вам хорошо.Помню,как в прошлом,мы обсуждали различные темы по улучшению развития хоккея с мячом в России.Пожалуйста,предложите что-то конкретное,чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.С уважением,Optimist 45
Ответить
+1
Серж
10 октября 2016 г. в 09:29
Ну, началось-то явно не при Скрыннике, а гораздо раньше. Видимо, все подзабыли, с какой радостью все встречали Скрынника, когда он пришел на смену Поморцеву! Вот тот начал развал - это да! Вот его все называли нафталиновым, жаждали его смены. А Скрынник уже потом продолжил. Проблемы есть и объективные, и субъективные. Объективно - в маленьких городах, пусть и с хорошей школой, просто не стало денег, развалились предприятия и т.д.Некоторые - мыльные пузыри, имиджевые проекты (типа Москвы, Казани) - просто лопнули, так как деньги закончились, своих школ и игроков просто нету, давно говорили, что это порочный путь - скупать команды, путь в никуда, разовая акция. Ну и идиотские решения федерации, конечно, только добивают вид спорта. Жаль...
Ответить
+1
optimist 45, г. Тамбов
10 октября 2016 г. в 22:28
Серж,здравствуйте!В самых популярных видах спорта футболе и хоккее с мячом у руля стоят люди,которые сами в эти игры на профессиональном уровне никогда не играли,и разбираются в них поверхностно.В руководство они попадают из государственных структур в результате продуманной подготовительной работы,которая планируется,организуется и проводится консультативными,государственными подразделениями.Эта работа согласовывается на уровне Министерства спорта РФ и утверждается на уровне Верховного Совета России.В Советском Союзе хоккей с мячом развивался за счёт материальных средств,которые выделялись Комитетами по спорту,Профсоюзами,ДСО и Спортивными ведомствами.В 90-е годы,во времена перестройки, всё стало по-другому: прекратили существование отдельные,крупные предприятия,заводы и фабрики,ДСО и спортивные ведомства.Выжили только те,у кого были деньги.Ряд команд прекратили своё существование.Клубы платят большие взносы в Федерацию,на что расходуются эти деньги знают те,кто ими владеет.Optimist 45
Ответить
Дмитрич
4 октября 2016 г. в 17:51
Хоккей с мячом пока никто не убил. Он есть и будет. Вопрос в каком виде. Признак серьезного кризиса почти полное отсутствие команд не дублей в первой лиги.
Ответить
optimist 45, г. Тамбов
5 октября 2016 г. в 02:04
Дмитрич, здравствуйте!Количество команд участвующих в Чемпионате России сокращается из-за того,что не все могут платить такие вступительные взносы за участие,которые увеличиваются с каждым годом всё больше и больше.И никто не может ответить,на какие нужды тратятся эти деньги.Конкретный ответ на этот вопрос знают
только те,кто ими распоряжается.Простые любители хоккея не в силах дать ответ на этот вопрос.Optimist 45
Ответить
optimist 45, г. Тамбов
4 октября 2016 г. в 13:43
Пока у руля будут эти люди,у нас всё останется по-прежнему!
Исполнительный комитет ФХМР

Скрынник Борис Иванович
Президент
Президент Международной федерации хоккея с мячом (FIB)

Гришпун Вадим Ефимович
Вице-президент

Статкевич Владимир Павлович
Вице-президент

Барышников Николай Николаевич
Вице-президент

Мяус Сергей Анатольевич
Вице-президент

Валуев Николай Сергеевич
Вице-президент

Самаренкин Дмитрий Анатольевич
Вице-президент
Генеральный менеджер сборной России

Сельский Андрей Борисович
Вице-президент

Федяев Михаил Юрьевич
Вице-президент

Степанов Анатолий Данилович
Ответственный секретарь

Поморцев Альберт Иванович
Член Исполкома
Почетный президент ФХМР

Кастырин Максим Анатольевич
Член Исполкома

Гришин Борис Владимирович
Член Исполкома

Матиенко Владимир Александрович
Член Исполкома

Панков Игорь Николаевич
Член Исполкома

Янко Владимир Владимирович
Член Исполкома

Шихалев Василий Михайлович
Член Исполкома

Крикалев Сергей Константинович
Член Исполкома

Зубов Даниил Валерьевич
Член Исполкома

Якунин Александр Иванович
Член Исполкома

Батров Павел Петрович
Член Исполкома

Бондаренко Игорь Александрович
Член Исполкома

Уразов Максим Сергеевич
Член Исполкома

Кузьмин Георгий Георгиевич
Член Исполкома

Молотков Юрий Алексеевич
Член Исполкома
партнеры ФХМР:

И все наши разговоры ни к чему не приведут.Optimist 45
Ответить
Sibiriyak73
4 октября 2016 г. в 13:06
Такая лига будет не легитимна Международная федерация (Президент Скрыник) ее не признает. Посмотрите на примере российского баскетбола какой бардак творится.
Ответить
optimist 45, г. Тамбов
4 октября 2016 г. в 13:01
Пусть будет 8-10 команд,но ЛХМР( Лига хоккея с мячом России)надо создавать отдельно от ФХМР.В этой Лиге должны работать люди,которые по-настоящему заинтересованы в развитии хоккея с мячом в нашей стране.И ХК в ней должны быть с хорошей инфраструктурой.Optimist 45
Ответить
+1
Sibiriyak73
4 октября 2016 г. в 10:11
Я не согласен что надо делать лигу на подобие КХЛ. Количество клубов притянуто за уши уже и китай подтянули. Качество команд крайне низкое. Надо отталкиватся от количества качественных игроков в лиге. Конкретно по ХсМу у нас их не так много какие нафиг 20 команд у нас на 10 команд хороших игроков нет. Считаю что премьерку делать из 8 сильнейших команд и пусть рубятся в 4 круга. Хоть по 15 мячей не будет за игру в одни ворота!
Ответить
+1
optimist 45, г. Тамбов
3 октября 2016 г. в 21:22
Всё начало рушиться при Скрыннике. Взнос для участия в Суперлиге растёт год от года. Хотелось бы задать вопрос федерации — а куда идут наши деньги? Где финансовая отчётность? Не говоря уже о том, что сказать ни один тренер и игрок ничего не может, за любую критику следует мгновенный штраф. Вспомните 2,5-годичную дисквалификацию нашего тренера за выражение "гастарбайтер" (в сезоне 2014/15 тренер подмосковной команды был наказан таким образом после того, как применил этот термин к шведскому вратарю хабаровской команды "СКА-Нефтяник", травмировавшему его подопечного. — Прим. Лайфа).

Мнение людей из клуба, снявшегося с чемпионата-2016/17, подтверждает и один из лучших игроков в истории вида спорта и действующий тренер чемпиона страны и обладателя Кубка мира "Енисея" Сергей Ломанов. Он охарактеризовал ситуацию как катастрофическую. И назвал главного виновника — действующего президента ФХМР Бориса Скрынника.

— В его руках и весь хоккей, и судейский корпус, он контролирует все взносы, которые платят клубы в федерацию, а куда идут эти деньги, никто не знает. Это просто его личный бизнес. В русский хоккей должны прийти профессионалы, — в пример прославленный тренер приводит КХЛ. — Надо создавать свою лигу отдельно от федерации, должны прийти люди с идеями, которых любят в нашем виде спорта. Но это невозможно: все запуганы, молчат, все должны петь под дудку президента. Почему мы боимся, что нам могут что-то сделать? Максимум, что может произойти — начнут топить судьи. И что?ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ЛОМАНОВ: "Для развития русского хоккея в России надо создавать КХЛ ,наподобие как в Хоккее с шайбой.
Я ПОЛНОСТЬЮ ПОДДЕРЖИВАЮ ЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЕ !!!Optimist 45.
Ответить
+1
Артём Прокудин
29 сентября 2016 г. в 15:38
Правильная статья. Жаль, что ХсМ убит. И никто за это не ответит.
Ответить
+3
Sibiriyak73
29 сентября 2016 г. в 10:23
6 миллионов взнос они чо там в ФХМР охренели???????
Ответить
+1
Показать следующие комментарии
Еще