Зоя Тихонова: «Казалось, что еду в неизвестность»
- 13 октября 2016 г.
- Триатлон
Гонка Ironman – это серьезное испытание: 3,8 км – плавание, 180 км – велогонка, 42,2 км – бег. Чтобы пройти дистанцию, надо грамотно разложить силы, быть готовым функционально и психологически. Многим не удается добраться до финиша, по разным причинам: поломка техники, травмы, дисквалификация из-за нарушений правил. Кроме этого есть лимит времени на прохождение как этапов гонки, так и всей «железной дистанции» в целом.

Например, в Майорке (Испания), где 24 сентября стартовала дивногорская спортсменка Зоя Тихонова, начали гонку более 2000 человек (кстати, из 67 стран мира), а закончили только около 1600.
Что ж, послушаем рассказ «железной леди», как говорится, от первого лица.
– Это была моя вторая «железная» дистанция. Первую я прошла в 2014 году в Малайзии. Малазийская гонка входит в число труднейших стартов Ironman из-за жаркого и очень влажного климата. Но мне она далась достаточно легко. И если малазийский IM был праздником и полон положительных эмоций, то гонка на Майорке стала испытанием.
Виной тому не 226 км пути, а погода и небольшой участок велоэтапа – горный отрезок, который, к тому же, пришлось преодолевать под проливным дождем. Еще я не справилась с прохождением виражей на горном серпантине, было падение, и часть пути пришлось бежать с велосипедом вместо того, чтобы на нем ехать. На это было потрачено много сил и времени. В результате нехватка энергии сказалась на беговом этапе. Общее время получилось не такое, как я планировала. 14 часов 41 минута – это на час больше, чем в Малайзии.
Но все таки я не жалею, что выбрала именно этот старт. Любые соревнования приносят опыт и учат чему-то новому. В трудностях – ценность старта!
Плавание: комфорт и соль
Этап получился для меня вполне комфортным. Температура воды 24 градуса, разрешают плыть в гидрокостюмах. Море спокойное. Старт с пляжа. Запускают пятью потоками. Буи через 100 м друг от друга. Вот только постоянно отклоняюсь от курса. Часы показали на 500 м больше. Вода затекает в очки. Глаза щиплет от соли, и потом еще долго видела как в пелене.
Велогонка: дождь и страх
Рельеф третьей категории сложности (смотрела заранее по карте, схеме). 1 круг в 180 км. Через Алькудию и еще несколько населенных пунктов. Пейзаж особо не радует. Поля, фермы, немного по побережью. Все практически равнина и часть пути в горах. Средняя скорость хорошая. Первые 90 км проехала быстрее, чем в Малайзии. Жду сотый километр, после него должен начаться подъем. Температура в городе на солнце была 29 градусов, а над горами синие тучи...
И вот горы встретили громом и стеной дождя. Здесь холоднее, градусов 18-20. На дороге желтые листья клена, дождь молотит, прям осень. Почему-то подумалось вдруг, мол, приеду в Сибирь – отогреюсь.
Непрерывного подъема 5-7 км, скорость 8-11км/ч. Потом еще дорога с перепадами... Долго, муторно, не очень сложно (ожидала, что будет крутой подъем километров в двадцать, оказалось – меньше и не такой уж крутой).
Болельщиков нет, но дорога в подъем исписана именами, словами поддержки – «Go! Go!», «Сдаются не наши» и т.п. Приходят мысли, что медали могли бы давать на вершине, ан, нет....
Примерно на 120-м километре пункт, где снимают с дистанции, если не укладываешься в лимит. Я успеваю с нормальным запасом.
Горы одновременно красивые и пугающе в эту мрачную погоду. Нагромождение валунов и зелени. Что-то из сказок. Кажется, я еду в неизвестность. В скалах местами каменные кладки, стены столетней давности... Зачем здесь дорога и люди?
Наконец спуск: достаточно крутой серпантин, повороты почти на 180 градусов. Дорога качественная, но узковата. Отвесные обрывы и низкие ограждения. Опять начался почти прекратившийся дождь. Дрожь во всем теле от холода и напряжения. Скользко. Пытаюсь ехать на тормозах, но все равно не справлюсь: не вписываюсь в поворот и намеренно падаю, чтобы не вынесло в обрыв.
И тут пришел страх... Я уже не могу сесть на велосипед. Чуть разрыдалась и побежала. Цокот велотуфлей эхом отдается в тишине. Проезжающих очень мало и все предлагают помощь! Подъехала патрульная машина, поинтересовались, почему я бегом и предложили закончить гонку. Отказываюсь. Они одобрили мой выбор. Это обнадежило, значит не все потеряно. Остановился таймер, не хватило заряда. Бежала с велосипедом где-то километров 5-7. Драгоценное время упущено. Зато согрелась.
Сажусь на велосипед опять только тогда, когда убеждаюсь, что закончились виражи. Но теперь притормаживаю на каждом обычном спуске. Страх мешает. Просчитываю время до закрытия транзитной зоны и километраж. Надо ехать со средней скоростью 30 км/ч (это при моей-то тренировочной – 22-24...) Началась равнина. Гоню без питания и воды (некогда). Подъезжаю за 5 минут до объявленного закрытия транзита. Успела! Успела... Мои болельщики уже ждут.
Бег: эмоции и финиш
Мой любимый этап. Теперь уж точно ничто не помешает мне закончить гонку! 4,5 круга по улицам города и вдоль пляжа. Первый круг разбежалась, второй – быстрее (моя планируемая скорость).
А вот дальше, как зарядку отключили, бегу медленно, очень медленно. Уф… Уф... Побаливает колено. Превозмогать и ускоряться нет смысла. Обидно, конечно, ведь бегаю я неплохо, и тренировочные объемы хорошие были. Значит в другой раз.
По всему беговому кругу – болельщики. Очень эмоционально подбадривают. На гонку одела российский стартовый костюм. Все русские участники и болельщики замечают меня в толпе и непременно поддерживают. Это вызывает улыбку и помогает! Даже какие-то иностранцы на следующий день узнали меня, окликнули по имени, сказали, что болели! Атмосфера теплая!
Финиш!!! Время не радует, но дистанция закончена благополучно! Мои болельщики меня встречают. И, главное, моя дочь со мной и видит это грандиозное событие Ironman!