Анатолий Степанов: «Кровь из носа, а ты всё равно бежишь вперёд»
- 8 ноября 2016 г.
- Хоккей с шайбой
Анатолий Степанов играющая легенда ВХЛ. Самый титулованный хоккеист, дважды поднимавший над головой Кубок Братины в качестве капитана “Тороса”.
Степанова не назовёшь виртуозом в обращении с шайбой или гениальным снайпером, но он — настоящее средоточие бешеной энергии, заряжающий ею всё вокруг себя. Не зря практически в каждой команде, где он играл, партнёры избирали его капитаном. На площадке на пути Анатолия лучше не вставать, но в жизни он оказался очень добродушным человеком и интересным собеседником.
— Болельщики “Сокола” успехами не избалованы, но в этом сезоне практически полностью обновлённая команда выступает блестяще. В действиях хоккеистов появились необходимые для побед страсть и кураж. Многие отмечают, что один из главных проводников этих слагаемых успеха именно Вы, согласны?
— Себя не привык оценивать. Не люблю. Делаю то, что могу и умею. А людям со стороны виднее. И я, и вся команда стараемся выполнять свою работу качественно, несмотря на личную статистику и прочие вещи.
— Вы первый сезон в “Соколе”, однако именно Вас избрали капитаном, да и вообще практически во всех своих клубах форвард Степанов выходил с литерой “К” на свитере.
— Могу только поблагодарить партнёров за доверие. Я довольно рано впервые стал капитаном, около двадцати лет мне было. Так потом и повелось. Если выбирают, значит, считают, что достоин. Большое им спасибо.
— В раздевалке Вы тоже лидер? Когда берёте слово, все молчат и слушают?
— Думаю, если бы даже не был капитаном, в силу возраста и опыта мог бы сказать, что я думаю и в общем по игре, и по отдельным действиям партнёров. Иногда лучше, наоборот, промолчать. Все и так прекрасно всё понимают, не нужно нагнетать лишний раз.
— “Сокол” довольно молодая команда. На равных общаетесь с юными партнёрами или есть определённая дистанция?
— Сейчас вообще во всей ВХЛ идёт волна омоложения. Если возрастной игрок не показывает определённого уровня, на его место приходит более голодный и злой молодой хоккеист. Что касается общения, определённые рамки есть. У нас хорошие ровные отношения, без панибратства со стороны молодых и без дедовщины с моей. Понятно, что определённые вещи я им могу сказать, а они мне всё-таки нет, но тем не менее мы одна семья. То, что мы единый и дружный коллектив, одна из причин нашего неплохого на сегодня выступления. Хотя это только промежуточный результат. Глобальные выводы будем весной делать.
— Последние четыре домашних матча по результату сложились очень даже неплохо: три победы (одна по буллитам) и всего одно поражение. Но почему так мало забивали? Всего пять шайб?
— Честно говоря, мы после выездной серии до конца в себя не пришли. Передвигаемся на автобусах на довольно большие расстояния. По ночам едем, по прибытии немного поспали, тренировка и игра. Плюс разница во времени. Это всё накладывается. И во всех этих поединках чувствовалось, что вся команда далеко не в оптимальных кондициях. Но мы на жилах, действуя проще, с упором на оборону, всё-таки вытягивали игры.
— То есть тренерский штаб изначально делал ставку на строгую игру в обороне в этой домашней серии?
— Ставка на строгую оборону делается всегда. Тренеры нам постоянно это повторяют: если безошибочно сыграешь сзади, для победы хватит и одной заброшенной шайбы.
— Столько было ожиданий от старта нового “Сокола”, но случилось поражение в первой же игре. И сразу понеслось на просторах Интернета: “кого ни привози — результат один” и прочие высказывания. Но вы очень быстро заставили ретивых критиков замолчать, выдав впечатляющую победную серию. Как так быстро удалось найти взаимопонимание? Ведь и во втором поединке была та же новая и несыгранная команда, и в третьем, однако, результат пришёл.
— Первый матч сложился тяжело. Мы были очень уставшие после предсезонки. Лично я с Александром Николаевичем Титовым в первый раз полноценно готовился к чемпионату и могу сказать, что было трудно. Мы и в выставочных турнирах играли не лучшим образом, на фоне усталости всем проигрывали. Понятно, что результаты товарищеских матчей не так важны. Но руководители и спонсоры всё равно смотрят, и когда всем проигрываешь, начинает давить груз ответственности. Тем более под нагрузкой ноги особо не бегут. Да и психологически начинаешь чувствовать неуверенность. Это и стало причиной неудачи в первом поединке в Ангарске. Причём мы вполне могли не проиграть. Моменты были, бросали много. Но нам забили три, а мы всего одну шайбу. Затем стали чувствовать себя гораздо лучше, предсезонка принесла свои плоды, и мы побежали. С победами пришла и уверенность в своих силах. Конечно, в отдельно взятом матче мы можем уступить, как тому же “Зауралью”. Но там нам категорически не везло, мы их буквально затоптали, однако шайба не шла в ворота. Такие поражения неприятны, но на общий моральный фон в коллективе они повлиять не в состоянии. Мы хотим выигрывать в каждом матче. Однако от поражений никуда не деться. Хоккей прекрасен своей непредсказуемостью, ты во всех компонентах можешь быть сильнее, но проиграешь. Всё решают микромоменты: кто-то клюшку удачно подставил; шайба, как надо, от борта отскочила и так далее. Сильные ментально команды могут преломить ход любого матча. Так, в поединке со “Спутником” мы показали, что способны на камбэк, даже когда два периода ничего не получается.
— Для Вас матчи против бывших команд принципиальны или не придаёте им особого значения?
— Для меня принципиальны. Мы за победы получаем определённые вознаграждения. Я делаю так. Говорю: “Ребята, кто забьёт победный гол — дополнительная премия от меня”. Не скрою, что побеждать коллективы, в которых раньше играл, особенно приятно.
— У Вас огромный опыт игр плей-офф ВХЛ. Подготовка к ним отличается от рядовых встреч в регулярном чемпионате?
— С возрастом стал более ответственно подходить к каждой игре. В первую очередь в физическом плане. Стараюсь больше отдыхать перед матчами, даже семье говорю, чтобы лишний раз не дёргали. Другое дело — выходные. Тогда я целиком и полностью принадлежу родным. Перед этим интервью, к примеру, мы всей семьёй ездили кататься на хаски. Очень понравилось. Жену и дочку из Москвы перевёз в Красноярск. Руководство клуба всё устроило, дочке школу нашли, и вообще условия в Красноярске отличные. Только играй.
— Смотрю на Вас на площадке, такое чувство, что бес вселяется, особенно если единоборство, не дай Бог, проиграете. Причём на счёт не смотрите, в каждом поединке выплёскиваетесь как в последнем. Сил хватит играть в таком темпе до конца сезона?
— До 34 лет доиграл, хватало. Сколько себя помню, всегда в таком стиле играл. Раньше ещё жёстче. У нас силовое звено, тренер ставит определённые задачи, мы обязаны их выполнять. Ребята молодые, носятся туда-сюда на огромной скорости, я тянусь за ними. Вообще, когда на лёд выхожу, что тридцатник перешагнул, не чувствую. Такое ощущение, что мне опять двадцать лет. Сейчас даже спокойнее стал. В молодости больше дрался, много удалений необязательных, теперь меньше. Где-то стараюсь сдержать себя, но не всегда получается.
— Когда смотришь на хоккеиста Степанова на площадке, кажется, что суровее человека в мире нет. Но сейчас общаемся, и совсем другие впечатления. Лёд так Вас кардинально меняет?
— В жизни я балагур, могу поприкалываться. Но, выходя на лёд, действительно становлюсь другим человеком. Каждый хоккейный матч — это маленькая жизнь, которую нужно не просто прожить, а изо всех сил. Я и ребятам молодым всегда говорю: “Вы должны любить хоккей, жить им, получать удовольствие от каждой тренировки, от каждого матча”. Лично я просто счастлив, что мне удаётся столько лет заниматься самым любимым делом.
— После чемпионских сезонов в “Торосе” Вы уже собирались заканчивать. Даже в интервью об этом говорили. Почему всё-таки остались в игре?
— Если честно, останься в “Торосе”, то там и закончил бы, наверное. Но ворошить прошлое не хочу, много нехорошего происходило. Внутри сказал сам себе: “Рано, Толя, без хоккея не сможешь”.
— Вы двукратный чемпион ВХЛ, а вообще первое место во втором по силе дивизионе страны выигрывали четыре раза. В “Соколе” какая мотивация?
— У меня мотивация такая — новая команда, новый вызов. Почему бы не сделать так, чтобы на “Сокол” взглянули по-другому. Такая цель не только у меня, у всех ребят. Никого бояться не нужно. У всех две руки и две ноги. Шайба круглая. Всё зависит только от нас. Хоккей самая мужская игра, тут даже драки официально разрешены. Стараюсь и до молодых партнёров донести, что второе-третье места — это совсем не то. Я был на вершине ВХЛ, я знаю, что это за сумасшедшие эмоции. Очень бы хотелось испытать их ещё раз именно с “Соколом”.
— А когда эмоции сильнее: когда во второй раз выигрываешь с одной и той же командой или когда побеждаешь в другом коллективе?
— Эти эмоции разные. В 2004 году в первый раз взошли на вершину с пермским “Молотом-Прикамье”. Мне всего 21 год был. У нас в составе играл Саша Гулявцев, блестящий хоккеист, в сборной поиграл, на десять лет меня старше. Вот он мне на фуршете и говорит: “Толя, тебе так повезло в жизни, у тебя первая медаль за карьер и у меня первая”. Я тогда до конца не понял, казалось, что хоть каждый год можно чемпионство выигрывать, но следующего раза пришлось ждать восемь лет. Я вообще фанатик хоккея. Во время плей-офф могу не спать ночами, если всё-таки засну, Кубок снится. Ни о чём, кроме хоккея, думать просто не способен. Вот когда заканчиваем, тогда отдыхаю и об игре почти не вспоминаю. Всё время семье посвящаю. Очень детей люблю, причём не только своих. Повозиться с ними, побеситься. А насчёт второго чемпионства с “Торосом”, перед ним была такая ситуация: в полуфинале проиграли тюменскому “Рубину” и меня туда позвали, но я сказал: “Здесь останусь, и с этой командой выиграем”. На следующий год на нас толком никто не ставил, а мы взяли первое место.
— Какой из матчей этого сезона вышел самым запоминающимся лично для Вас?
— Для меня особо значимый был матч с “Торосом”. Мы его выиграли. Так что отмечу его. Плюс камбэк со “Спутником”. Запоминаются те матчи, когда ребята проявляют характер, играют на жилах. У тебя из носа кровь идёт, а ты всё равно бежишь вперёд. Вот такие игры остаются в памяти. Уверен, что лучшие матчи у нас ещё впереди. И это не просто стандартные слова. Мы будем биться за своё место под солнцем изо всех сил. Многие помощи просят у Бога, но если ты сам ничего не делаешь, ничего и не будет. А вот если вся команда не только просит, но и сама стремится добиться изо всех сил, она не останется без вознаграждения. Не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра, успех обязательно придёт.
- Городские новости.
- Ольга Бачина
- Фото: Михаил Южаков