Игорь Николайчук: «Наш путь прост и понятен: от цели к цели»
- 16 мая 2017 г.
- Регби
Перед историческим для отечественного регби финалом нового европейского кубка “Континентального Щита” между “Красным Яром” и “Енисеем-СТМ” мы встретились с главным тренером левобережного клуба Игорем Николайчуком. Поговорили о полуфинальных матчах с румынской “Тимишоарой”, о предстоящем поединке с заклятым соперником, вспомнили фантастически неудачную развязку прошлогоднего чемпионата страны, обсудили дела сборной и новый сезон.
“Континентальный Щит” в итоге “Красному Яру” не достался, “Енисей-СТМ” провёл игру здорово и добился сверхуверенной победы — 38:6. Поражение неприятно, но не критично. Главное, что оба красноярских коллектива сыграют в основном турнире Еврочелленджа.
— Главная цель достигнута, “Красный Яр” пробился в основную сетку Еврочелленджа, но матчи с “Тимишоарой” получились абсолютно разными, почему первый из них сложился так неудачно, разобрались?
— Первое, и основное, не хватило игровой практики. Мы только тренировались. Те ребята, которые вызывались в сборную и играли, выглядели получше остальных. Мы приехали с зимы в лето. Хорошо ещё, что руководство футбольного “Енисея” и манежа пошло нам навстречу и дало возможность тренироваться на искусственном газоне. До “Тимишоары” провели всего один контрольный матч. Так что с румынами играли практически с чистого листа. Плюс травмы подвели, Андрея Маху на ровном месте потеряли. Уступили фактически на своих ошибках, но провели разбор, поняли, где недоработали.
— Потеря Маху вдвойне обидна, ведь для него поединки с бывшим клубом были особенно принципиальными.
— Андрей рвался в бой, горел этими играми, но случилась травма. Его не хватало, конечно. Ко второй игре подошли хорошо готовыми, знали, как с соперником играть, чтобы добиться положительного результата. Антураж был у встречи тот ещё: игра в Румынии с чемпионом и самым популярным клубом страны. Перегореть легко можно было, но ребята вышли максимально сосредоточенными. Мы исключили ошибки первой встречи, и это дало результат. Допускать оплошности с соперниками из Европы смерти подобно. И с “Мольяно” также было — чуть расслабились, получили четыре попытки. Европейские соперники не прощают ошибок вообще. На второй матч основной упор был сделан на том, чтобы самим не дарить оппоненту шансов. Плюс контролировать мяч. Это получилось. Даже когда у нас случились два удаления, гнули свою линию.
— Одно из удалений было, как минимум, спорным. Домашнее судейство?
— Вопросы по нему у нас возникли, конечно, но ничего изменить нельзя было. Оставалось только терпеть. Ключевой стала концовка поединка. Мы лидировали, но необходимо было исключить расслабленность, мы уже обожглись на этом в финале последнего чемпионата страны.
— “Красный Яр” играет в регби практически весь год, без отпусков. Ребята не ропщут?
— Перешучиваются, что пора в отпуск, но все всё понимают. Нам почётно представлять Красноярск и Россию в Европе. Движемся от цели к цели. Главным было попасть в финал отбора и получить путёвку в основной турнир. Мы это сделали. Теперь время переключиться на чемпионат страны. Когда подойдут решающие матчи Кубка России, сосредоточимся на нём. Наш путь по сезону прост и понятен. Движемся от цели к цели, и везде у “Красного Яра” максимальные задачи.
— Я так понимаю, что даже поражение от “Енисея-СТМ” в финале отбора не станет трагедией, всё-таки основная задача была в этот решающий матч попасть.
— Задачу мы выполнили. Но для “Красного Яра” нет проходных встреч. Нацеливаться будем только на победу. Матч очень серьёзный. За всю историю нашего клубного регби это будет первый поединок такого высокого ранга по европейским меркам. Поэтому мотивация запредельная. В Эдинбурге будет большой регбийный праздник. Сначала финал основного “Челлендж кап”, в котором встретятся “Глостер” и Стад Франсе”, затем мы с “Енисеем-СТМ”, а после нас решающий матч главного еврокубка, аналога футбольной Лиги чемпионов. Болельщики нас не поймут, если мы выйдем на игру не с запредельным настроем и проведём её не с максимальной отдачей. Это спорт — кто-то уступает, кто-то выигрывает. Но биться за победу всегда “Красный Яр” обязан. Наши болельщики были счастливы после “Тимишоары”. Порадовали главу Красноярска Эдхама Акбулатова, который нас очень поддерживал, верил в команду и настраивал только на победу.
— Давайте о сборной поговорим, мне показалось, что матч с Грузией стал одним из лучших для России за последние годы, хотя состав у нас был далёк от оптимального. Ваше мнение?
— Какой состав у национальной команды оптимальный, а какой нет, решать только тренерам сборной, а не мне, но сыграли действительно хорошо. У грузин были звёзды в составе. Но в основном на поле выходила молодёжь. Близится смена поколений. Ситуация вообще такая: и для нас, и для грузин именно эта игра принципиально ничего не решала. У России главные матчи впереди, а грузины, на мой взгляд, слишком свысока отнеслись к россиянам. Наши же бились изо всех сил. Так же получилось для нас, когда играли с Испанией и Бельгией. Россия была фаворитом, и игроки немного неправильно к соперникам изначально отнеслись.
— Непопадание на Кубок мира станет трагедией?
— Не трагедией, но будет очень неприятно второй раз подряд остаться без главного регбийного праздника. Молодёжь должна расти именно на таких турнирах, когда соперничает с лучшими из лучших. Пропуск Кубка мира автоматически отбросит нас назад. К сожалению, молодёжь 1994—1996 годов рождения ещё на первые роли не вышла, хотя уже пора. Фактически мы это поколение потеряли не только в Красноярске, но и по всей России.
— Согласны, что сейчас в первую очередь лицо российского регби — это клубы, а не сборная.
— На данный момент согласен. Клубы играют на очень хорошем уровне. Но если сборная попадёт на Кубок мира, ситуация изменится. Знаете, главное, чтобы сами игроки захотели этого, как ничего и никогда в жизни не хотели. Чтобы в решающих матчах отработали даже не на сто, а на двести процентов. Мне кажется, это вообще беда российского спорта, зачастую мы довольствуемся тем, что имеем, не вытаскивая из себя всё именно тогда, когда это нужно. Вот возьмём неудачное противостояние с Уругваем за выход на прошлый Кубок мира. Здесь дома выиграли, там уступили, хотя вели по ходу матча. Чья вина? Тренеров? Безусловно, значит, не так объяснили, ключики не ко всем игрокам подобрали. Но давайте вспомним, в каких условиях работал тот тренерский штаб. Всё было впопыхах, реальной подготовки, по сути, не было. Уверен, что в том матче в Уругвае нам не хватило коллективизма и желания. Тренер всё объяснил и показал, но на поле он выйти не может, поэтому, моё мнение, тогда не хватило характера самим игрокам. Очень надеюсь, что теперь будет по-другому. В любом матче, в котором решается судьба титула или путёвки на какой-либо турнир, наступает момент, когда тренерские установки отходят на второй план, а на первый выходят воля и характер. Раз уругвайцы тогда нас одолели, значит жаждали победы больше.
— Получается, что во второй встречи с “Тимишоарой” характера хватило, и “Красный Яр” хотел выиграть больше.
— Только победа. Такое настроение было. Все в команде это чувствовали, были уверены в себе, друг в друге. В концовке это особенно проявилось. Мы все помним, что чемпионат страны мы проиграли за 26 секунд, и в этот раз концовка была проведена как нужно.
— Вы поняли, почему так произошло и что вообще случилось на последних секундах? После сумасшедшего штрафного Малагурадзе казалось, что всё — “Красный Яр” чемпион. Ребята уверовали в победу раньше времени?
— Думаю, тут другое. Лаша забил штрафной, оставалось совсем чуть-чуть отработать и победа наша. Но какой-то ступор наступил. Ошибку нелепую допустили. Я у бровки всё видел, но ничего изменить был не в силах. Тайм-аутов в регби не предусмотрено, а он был нужен как воздух, чтобы остудить команду. Хотелось самому выскочить на поле, помочь. Но это было невозможно. В итоге наша ошибка стала роковой, а эти 26 секунд мы будем помнить ещё очень долго, если вообще когда-нибудь забудем.
— Согласны, что этот матч стал, наверное, самым зрелищным за всю историю российского чемпионата?
— Самый захватывающий получился, это точно. В таких играх очень важна холодная голова. Поддался эмоциям — проиграл.
— Что было после финала?
— Никто никого не ругал. Спокойно разобрали, кто где и в чём ошибся, чтобы в дальнейшем такого не было.
— Если бы не удачная еврокубковая кампания, заноза от того поражения до сих пор бы внутри сидела?
— Еврокубок очень помог в этом смысле. Переключились, постепенно забыли об этой неудаче. Самое сложное было настроить ребят на первый поединок. Сделать так, чтобы они выбросили поражение в финале из головы и сосредоточились на новой цели.
— Давайте о новичках поговорим, меня лично впечатлил Георгий Пруидзе.
— Очень сильный игрок. С “Тимишоарой” внёс огромный вклад в победу. Вернулся Фангатапу Апикотоа. Будем использовать его на позициях 10-го и 12-го номеров.
— Штрафные и реализации он бить не будет?
— У нас есть два основных бьющих — Малагурадзе и Антон Рябов. Но класс и мастерство Тапу команде пригодится в любом случае.
— Я проникся уважением к Малагурадзе, когда перед интервью полчаса ждал, пока он в одиночестве отрабатывал штрафные уже после окончания тренировки.
— Лаша игрок настроения. У него может не пойти, но если получается, забивает сложнейшие мячи из нереальных позиций. Он большой профессионал, очень серьёзно относится ко всему. Это врождённое, у него очень хорошие, культурные родители, которые сильно переживают за него, болеют. Он настоящий спортсмен, всегда стремится быть первым.
— Ещё новички?
— Из молодёжки взяли хороших ребят. На своём уровне были лидерами, хорошо влились в коллектив, рассчитываем на них. Школа работает, это главное. Уже 1999 год рождения подходит. 17-летних парней рассматриваем.
— Не рано им с мужиками играть.
— А как расти тогда, развиваться? Мы постепенно будем вводить их в состав, беречь. Необходимо влиться в коллектив и работать по схеме, которую проповедует тренерский штаб основной команды.
— Но ведь логично, что все детские команды должны работать по этой же схеме, чтобы облегчить переход с молодёжного уровня на взрослый?
— Мы стремимся к этому. Так работают сильнейшие регбийные державы, те же новозеландцы. Самое главное не потерять ребят.
— Дедовщины нет в команде? Как ветераны к молодым относятся, ведь это смена их приходит.
— Нет дедовщины никакой. Поддерживают, подсказывают, в этом и есть суть нормального коллектива. Если парень по человеческим и игровым качествам подходит “Красному Яру”, он будет в команде. Всё зависит от человека. Нет смысла стучаться в дверь, которая не откроется. Если ты видишь, что молодой игрок сам хочет расти, ты обязательно ему поможешь.
- Городские новости.
- Павел Катцын
- Фото: Александр Черных