Матчи: Ближайшие Вчера Сегодня Завтра
  • Кликните для выбора даты

Валерий Кокоулин: “Не отправляйтесь в кругосветку в понедельник”

Удивительно богатым стало лето для красноярских водных экстремальных стартов.


Валерий Кокоулин: “Не отправляйтесь в кругосветку в понедельник”

26 июня из нашего города в свой путь отправилась экспедиция “Полстраны под парусами”: экипажу моторно-парусного катамарана “Морской слон” предстоит преодолеть маршрут в шесть тысяч километров, пройдя по Енисею, акватории Северного Ледовитого океана, и завершить водный поход в Архангельске. А двумя неделями спустя, 9 июля, красноярцы проводили в куда более дальнее, кругосветное плавание, которое займёт несколько лет, экипаж яхты “Елизавета”. Интервью с капитаном судна, президентом Красноярской федерации парусного спорта Валерием Кокоулиным состоялось перед самым стартом.

— Перед таким продолжительным плаванием яхте, вероятно, потребовался ремонт, реставрационные работы?

— Конечно, в ходе подготовки такие работы понадобились. Хотя я и строил эту яхту изначально для кругосветного путешествия. Корпус был приобретён готовым. Его сделали на комбайновом заводе, а вот мачту, двигатель, всю оснастку пришлось собирать и устанавливать самому. А сейчас, конечно, потребовалась большая работа по подготовке судна к кругосветке. Пришлось подумать и о том, как именно можно укрепить уложенную на судне матчу — с поднятой мачтой яхта не сможет пройти под отдельными мостами, которые мы будем встречать на пути следования по Енисею. Установить её нам предстоит в Дудинке. Стартовый отрезок нашего путешествия как раз закончится в Дудинке. Там я передам яхту в руки другого капитана — Александра Павлова, который продолжит путь до Кронштадта. Капитан и экипажи в ходе плавания будут меняться. Какие-то этапы в этом кругосветном путешествии снова возглавлю я, детали мы пока не обсуждали.

— Сколько времени ушло на подготовку к этой экспедиции, и как вообще пришла эта идея?

— Алексей Львович Логинов (вице-президент Сбербанка России по развитию проектов в арктических зонах. — Прим. автора) этой идеей загорелся давно. Первоначально, года два назад, он серьёзно планировал приобрести подходящую яхту где-то на Средиземном море и отправиться в кругосветное плавание оттуда. Но к кому он ни обращался за поддержкой, предложение особого интереса не вызывало. А затем как-то сама собой на одной из наших парусных тренировок родилась идея: а почему в такое плавание не отправиться на “Елизавете”? Яхта надёжная, с металлическим корпусом, для неё такое дальнее плавание вполне по силам. Она уверенно сможет пройти и Северный морской путь, и тёплые воды. К тому же и сама история появления этой яхты добавляла чувство гордости и патриотизма — яхта, сделанная в Красноярске. В общем, эта идея стала интересна всем, и было принято решение: будем готовиться.

— А сколько человек станет в общей сложности участниками кругосветки на борту “Елизаветы”?

— Желающих много. Но экипаж более чем из десяти человек на яхте лучше не размещать, тесновато будет. Кругосветная экспедиция, которая будет длиться этапами, продолжится года четыре. И общая численность сменных экипажей может достигнуть и пятидесяти и даже сотни участников. Всё зависит от того, насколько совпадут желания и возможности у тех, кто выразил свою первоначальную готовность участвовать в каком-то из этапов нашей кругосветки.

— Поясните, какие именно этапы предстоит пройти?

— В общей сложности 31 тысячу миль. Первый этап — это Енисей, Северный морской путь, завершится этот этап в Кронштадте. Второй — Средиземное море. Потом предстоит пройти Атлантический, Тихий океаны, обогнуть Южную Америку, пройти мимо Океании. А затем и завершающая стадия: яхта вернётся морским маршрутом мимо Японии и, пройдя Берингов пролив, вновь выйдет к Енисею, к Красноярску.

— На время кругосветки её участники будут лишены привычной для каждого из них “сухопутной” пищи. Что из съестного члены экипажа постарались обязательно захватить с собой сегодня, на стартовом этапе, и к какому рациону они настраиваются привыкнуть в дальнейшем?

— На старте ребята постарались загрузиться самыми разными продуктами, но в основном консервами, тушёнкой. Холодильника на яхте нет, поэтому рацион будет соответствующий, походный. Ну а в ходе путешествия, вероятно, придётся довольствоваться больше рыбными блюдами, морепродуктами. Думаю, это не станет каким-то испытанием, проблемой. Одно дело, когда человек находится в длительном пешем походе и съестное вынужден тащить на себе, в рюкзаке. В плавании на яхте всё значительно проще, трудить плечи и считать каждый грамм не придётся.

— Насколько сложной оказалась процедура официального оформления документов и всего прочего для отправки в кругосветное плавание?

— Разрешительная процедура действительно очень сложная. Я имею в виду самой яхты. Поскольку она сейчас зарегистрирована в Морском регистре, это оказалось значительно сложнее, чем в обычном порядке. То есть маломерные суда проходят регистрацию без особых проблем. А вот то, что касается Морского регистра, там требуется много документов, соблюдения массы дополнительных условий. Например, обязательное наличие на судне жилетов, которых мы, возможно, ни разу и не примерим. Ручные помпы, надувной спасательный плот с запасом еды на несколько дней, фонарики… Таких вещей просто множество. Приобретали их и сокрушались: ну зачем нам это? Но по-другому никак нельзя. Разрешение было получено только после того, как из Владивостока с инспекцией у нас дважды побывал специалист из Морского регистра. В общем, мороки хватило.

— Название Вашей яхты тоже имеет свою историю?

— Яхту я назвал в честь дочери, она сегодня тоже здесь, в числе провожающих. Лизе было всего три года, когда мы прикатили эту яхту во двор, и она больше всех радовалась тому, что у нас появилось настоящее судно, с восторгом всем рассказывала об этом. А когда дело дошло до выбора названия яхты, мы сообща пришли к тому, что она будет названа именем дочери. Говорят, что присутствие женщины на корабле не сулит ничего хорошего, и допускать женщин на борт не рискуют многие капитаны. В моей капитанской практике на дочку это правило никогда не распространялось — на “Елизавете” она и хозяйка, и крёстная, и полноправный матрос. Кстати, не скрою, что, готовясь к кругосветному путешествию, мы всё же подумали о том, а не переиначить ли её имя на английский манер — “Элизабет”. Я разослал предложения об этом всем, кто выразил желание принять участие в кругосветке, и получил единодушный ответ от каждого: “Ни в коем случае! Оставить, как есть — “Елизавета”!”. Так что в плавание яхта отправляется под своим первоначальным названием, которое, как видите, дополнительно украшено ещё и короной.

— А в сменяющихся экипажах женщины будут присутствовать?

— Желание присоединиться на каком-то из этапов одной женщиной было высказано. Произойдёт ли это реально, сумеет ли она присоединиться — покажет время. А больше на сегодняшний день серьёзных намерений отправиться в такое плавание никто из представительниц прекрасного пола не выразил. В нашем парусном спорте женских экипажей наберётся, наверное, процентов пять. И все стараются, чтобы они обязательно были, и по возможности помогают этим смелым девчонкам. Сами понимаете, что им реально — по своим физическим, физиологическим особенностям — намного сложнее, чем мужчинам. Поэтому их и мало.

— “Елизавета” способна будет не бояться штормов?

— Штормов боятся все. Но она не такая уж маленькая — семнадцатиметровая. А в кругосветку иногда отправляются и на пятиметровых судах. Знаменитому путешественнику Фёдору Конюхову вообще удалось пройти на гребной лодке и Тихий, и Атлантический океаны. Поэтому считаю, что “Елизавета”, хотя до этого и ходила лишь по Красноярскому водохранилищу, судно тем не менее вполне серьёзное, способное пройти и северные моря, и Антарктиду, и так далее.

— Купец Афанасий Никитин в своё время стал автором своего “Хождения за три моря”. Вам предстоит пройти несколько океанов — появится ли летопись этого путешествия?

— Конечно, появится. Среди нас есть путешественник, который успел стать в этом деле профессионалом. Человек он пишущий. Уверен, что публикации о нашем кругосветном походе ему будут по силам. Путешествие, конечно, отразим и в фотографиях, видеосъёмках. Отмечу, что в ходе кругосветки к нам присоединятся как учёные, так и документалисты.

— Выходит, что участники кругосветки будут заняты не только созерцанием?

— В ходе плавания мы будем принимать участие в международных регатах, исследованиях океанического дна, тестировании системы ГЛОНАСС.

— Красноярцы смогут отслеживать этапы Вашего путешествия, узнавать о том, до каких мест уже добралась “Елизавета” и что ожидает её впереди?

— Да, мы будем держать постоянную связь, давать знать о себе. Так что эта информация будет доступна для земляков, которые проявляют интерес к кругосветке.

— При спуске судна на воду существует традиция — о борт нового корабля разбивают бутылку с шампанским. Киношники в день начала съёмок нового фильма разбивают тарелку. Успел ли сложиться какой-то ритуал проводов в кругосветное путешествие?

— “Прощание славянки”. И погромче! (Улыбается.) Этот совет дал мне флотский ветеран Вильям Алексеевич Косогов, с которым мы дружим, наверное, уже больше полувека: “Прощание славянки” должно прозвучать обязательно!”. И ещё один его совет — не отправляться в кругосветку в понедельник. “Нельзя — в России уходить в плавание в этот день не принято!”. Честно говоря, мы ведь как раз планировали свой старт на завтрашний день, как раз на понедельник. Пришлось отказаться и выбрать воскресенье.

— Валерий Викторович, за годы кругосветки Вам, к сожалению, придётся пропустить много интересных событий, которые случатся в Красноярске. Например, Всемирную универсиаду 2019 года. Кстати, обратили внимание на то, что среди памятных сувениров, вручённых Вашему экипажу, кругосветное плавание совершит и подаренный красноярцами символ Универсиады — U-лайка…

— Такое событие действительно было бы очень обидно пропустить. Но я надеюсь, что всё-таки сумею стать её непосредственным очевидцем. Ведь экипажи в ходе кругосветки будут меняться, постараюсь воспользоваться этим и обязательно оказаться в дни Универсиады в Красноярске.

Комментарии 0
Вы гость. Войти или зарегистрироваться
Хоккеисты "Енисея" вырвали победу в Нижнем Новгороде, Ломанов установил новый рекорд

Хоккеисты "Енисея" вырвали победу в Нижнем Новгороде, Ломанов установил новый рекорд

Хоккейный "Енисей" одержал первую выездную победу в чемпионате России, обыграв одного из главных своих конкурентов в борьбе за восьмерку нижегородский "Старт" со счетом 5:4.

11 декабря Хоккей с мячом
Еще