Мария Фролова: “Бронза — большой успех”
- 5 декабря 2017 г.
- Волейбол
Мария Фролова — одна из самых стабильных волейболисток страны. Ниже своего высокого уровня она опускается очень редко. “Енисей” представить без Фроловой сейчас просто невозможно, кажется, что она всегда играла в Красноярске.
Этим летом Мария стала основным игроком сборной страны. Она из тех, кого принято называть бойцами. Как бы ни складывался поединок, Фролова не сдаётся, до последнего стараясь переломить ситуацию. Именно за эти качества она заслужила капитанство в “Енисее” и безграничную любовь красноярских болельщиков.
— В современном волейболе и в других игровых видах спорта большинство игроков мигрируют из клуба в клуб едва ли не каждый год. Вы же за свою карьеру долгое время выступали в Уфе, затем в Красноярске, за исключением года в Казани. Любите постоянство?
— Для меня важны комфортные условия, уверенность в сегодняшнем и в завтрашнем дне. Частые переезды — это не моё.
— Когда Вам поступило первое предложение из Красноярска в 2011 году, долго раздумывали, и были ли ещё какие-либо варианты?
— Были, но я их не рассматривала. В Уфе меня всё устраивало. Стабильное место в составе, хорошая зарплата, я играла и особо не думала о переходе куда-либо.
— Так почему же всё-таки приехали в Красноярск?
— Мужу предложили здесь работу. Я поехала с ним. Он бывший волейболист, выступал в том числе за красноярский “Дорожник”.
— Познакомились на волейбольной площадке?
— Да, только для пляжного волейбола. Он родом из Уфы, там и познакомились.
— Впервые я вживую увидел Вас в игре пять лет назад. Тогда в гости к “Енисею” приехало казанское “Динамо” во главе с Екатериной Гамовой. Великолепный матч получился. “Енисей” взял две партии, имел шансы на тай-брейке, а Ваша игра оставила потрясающее послевкусие. Ещё тогда я удивился, почему Вы до сих пор не в сборной. Вы именно в том матче на себя внимание Казани обратили?
— Я думаю, что и Казань, и другие команды всё равно обо мне знали, следили ещё тогда, когда в Уфе играла. Я примерно на одном уровне выступала. В сборной этим летом Владимир Иванович Кузюткин говорил, что помнит меня по “Уфимочке”, именно тогда внимание обратил. В том матче действительно многое получалось. Может, и сыграл он свою роль.
— Не боялись ехать в Казань? Всё-таки в той команде играли не просто звёзды, а одни из лучших, если не лучшие волейболистки планеты.
— Вообще всё получилось внезапно. Как раз тот сезон я планировала пропустить, собиралась уйти в декрет. Много разговаривали с мужем, думали о предложении. Изначально я сомневалась, не хотелось уезжать. Но потом всё обсудили, решили, что такого шанса может больше и не быть.
— То “Динамо” было одной из сильнейших клубных команд за всю постсоветскую историю, с какими надеждами ехали в Казань? Не опасались, что присядете на скамейку и своего шанса не получите?
— Тогда действительно суперсостав был в “Динамо”. Я понимала, что выиграть конкуренцию будет очень сложно, но решила рискнуть.
— В итоге стать основной так и не получилось. Не обидно было, что так мало играли?
— Обидно, конечно. В “Енисее” я имела железное место в старте, а там выходила на площадку изредка. Переживала. Я всё понимала, и старалась приносить пользу всегда, когда получала шанс. В каких-то матчах много играла, когда основным волейболисткам давали отдохнуть. Нисколько не жалею о том сезоне. Всё-таки поиграла на уровне Лиги чемпионов. Да и титулов мы в том сезоне добыли достаточно. Выиграли чемпионат страны, Лигу чемпионов, клубный чемпионат мира.
— А что круче по ощущениям? Титулы с “Динамо”, где Вы не были основным игроком, или прошлогодняя бронза с “Енисеем”?
— Если честно, бронза с “Енисеем”. Здесь на мне была большая ответственность. Тренерский штаб, руководство, партнёры по команде возлагали на меня определённые надежды. Поэтому и эмоции были ярче. Всё-таки команда добилась прекрасного для себя результата при моём непосредственном участии.
— После рождения дочери Вы вернулись на площадку достаточно быстро. Почему опять выбрали Красноярск?
— Я хотела вернуться чуть позже, но так получилось. К тому же постоянно спрашивали, когда я опять буду играть. После родов чувствовала себя хорошо. Понимала, что форму быстро наберу. Моя мама сказала, чтобы я не переживала из-за доченьки, во всём помогала. А почему “Енисей”? Муж по-прежнему работает в Красноярске. Он хотел видеть ребёнка каждый день, да и предложенные условия меня во всём устроили.
— У Вас прошлый сезон сумасшедшим получился. Всё лето играли за сборную. Муж как отнёсся, что Вас постоянно не было дома, или он, как бывший спортсмен, всё понимает?
— Ворчал, конечно. Дескать, дочь всё лето не видела, но он всё понимает. Всё-таки сборная. Муж радуется моим успехам и всегда поддерживает.
— Давайте о прошлом сезоне поговорим. Ведь подобного успеха от “Енисея” никто не ждал. Задача выход в плей-офф, там поражение в первом раунде от одного из фаворитов, и здравствуй, отпуск, или всё-таки были медальные амбиции?
— Задача действительно стояла — выйти в плей-офф, а там постараться продвинуться как можно выше. Но в принципе никто бы за вылет в первом круге не ругал.
— У команды ведь и тренер поменялся по ходу сезона, как при этих вводных вообще можно было попасть в призёры?
— Начали мы тогда очень хорошо. Тот же “Протон” обыграли в гостях 3:0, хотя он всегда был неудобен для нас. Появилась уверенность. Но затем наступил спад, подоспевший как раз к матчам с фаворитами чемпионата. Были длительные выезды, у нас ничего не получалось, мы понять не могли, что происходит. Потом словно второе дыхание открылось.
— Когда сами осознали, что можете реально претендовать на медали?
— Когда вышли в полуфинал, уже максимально были настроены на борьбу. А реально осознали после первой победы в серии за третье место в Екатеринбурге. “Уралочка” тогда была очень сильна. Мы ехали на первые матчи и понимали, что выиграть будет очень сложно. Уровень соперника, домашнее судейство, всё было не в нашу пользу. Но мы победили и поняли, что можем зацепиться. Тем более в чемпионате мы дома у них выигрывали.
— Я, как зритель, до конца не верил, что такое возможно. Казалось, что вот-вот “Уралочка” должна добавить и всё изменить. Даже когда был выигран решающий поединок, создавалось ощущение ирреальности происходящего. Вы сами-то поняли, какое дело сделали?
— Мы очень радовались. Бронзовые медали сами по себе большой успех, да ещё и завоёванные в серии с таким соперником. Помогли вера в себя и максимальная концентрация. Удача тоже была на нашей стороне, из трёх пятисетовых матчей выиграли два.
— Мне кажется, успех “Енисея” предопределил тот факт, что для большинства из вас эта серия была главной во всей карьере на тот момент, а для “Уралочки” очередная дежурная встреча за бронзу, которую вряд ли в Екатеринбурге считали большим успехом.
— Может быть, и так. Всё-таки “Уралочка” очень титулованный клуб. Видимо, наше желание победить было сильнее.
— Вызов в сборную стал неожиданным?
— Нет. Ещё в феврале Владимир Иванович Кузюткин сообщил, что заинтересован во мне, задания давал.
— Он говорил, что рассчитывает на Вас как на основного игрока?
— Нет, конечно. Просто сказал: “Готовься. Ты поможешь”.
— Вы прошли через несколько турниров со сборной, как я понимаю, все они были посвящены главной цели — как можно лучше подготовиться к чемпионату Европы.
— Да. Так и есть.
— Почему же на самом чемпионате у сборной ничего не получилось?
— Комментировать особо нечего, да и не мне давать оценки. Просто так сложилось, что матч с Турцией мы провели очень плохо, вся команда. Искать виновных нет смысла, поскольку виноваты все. Лично я постаралась как можно быстрее забыть об этой игре.
— Вернёмся к “Енисею”. Есть объяснения, почему не получается в Европе? “Олимпиакос” и “Марица” не кажутся такими уж непобедимыми соперниками, на мой взгляд, в чемпионате России они вряд ли боролись бы за медали. Что не получилось в этих играх?
— Даже не знаю, как эти поражения объяснить. Оба раза дело доходило до золотого сета, и в нём ничего не получалось. С “Марицей” вроде всё контролировали, выиграли два сета, а потом четыре партии всё валилось из рук.
— Может, на итог встречи с “Марицей” повлияла непривычная “Арена. Север”? Или расслабились раньше времени, посчитав, что путёвка в Лигу чемпионов в кармане, ведь две партии “Марицы” не было видно на площадке?
— Может, если бы играли во Дворце спорта имени Дворкина, было бы лучше. Хотя гречанкам мы здесь проиграли. Есть и психологические причины, уверовали раньше времени в победу.
— Расстроились сильно?
— Конечно. Все так ждали “Енисей” в Лиге чемпионов. Очень хотелось попробовать себя на этом уровне. Не оправдали ожиданий болельщиков. Привезли в Красноярск только квалификацию ЛЧ, а основной турнир не сумели.
— После поражения от “Марицы” у Вас в чемпионате страны только победы. Дополнительно мобилизовала та неудача?
— Вполне возможно. Только вот в Краснодаре сыграли не лучшим образом. Первую партию выиграли 25:9, а потом вдруг что-то щёлкнуло, и остановились. Хорошо, что в итоге выиграли, но мы в любом случае не имеем права на такие провалы по ходу матча.
— В прошлом сезоне медалей от “Енисея” не ждали. В этом всё наоборот. Команда значительно усилилась, и теперь любое место ниже третьего посчитают неудачей.
— Считаю, что мы вполне способны, как минимум, повторить прошлогодний результат. Нужно больше работать, доводить сыгранность до автоматизма и быть более сильными психологически.
— Вы играли вместе со многими замечательными волейболистками, можете составить команду мечты Марии Фроловой?
— Могу, но не буду, не хочу никого обижать. Игроков наберётся гораздо больше, чем на одну команду. Скажу разве что о Екатерине Гамовой. Это действительно лучший игрок мира своего времени. Я, когда не была с ней знакома, думала, что Гамова смотрит на остальных с высоты своего звёздного статуса. Но оказалось, что Катя открытая и общительная. Себя вообще не выпячивала, работала на тренировках на зависть многим. А как играла, и так все прекрасно знают. Она — уникум.
— У Вас шикарный приём, он всегда таким был, или это результат работы на протяжении всей карьеры?
— Шикарным я его точно не назову, матч на матч не приходится. Бывает, что и совсем не получается. Хотя приём всегда был моей сильной стороной.
— Вы почти не отдыхали летом, откуда силы берёте?
— Бывает иногда такое состояние, что хочется вообще ничего не делать, полежать два дня и отдохнуть. Но оно быстро проходит, встаёшь и идёшь работать.
— За границей хотелось бы поиграть?
— Были такие мысли. Но сейчас не хочу, всё устраивает в Красноярске, главное, что семья рядом, и мне комфортно. Никуда уезжать на сегодняшний день не собираюсь.
- Городские новости.
- Павел Катцын