Алексей Маслов: «Наши цели не меняются»
- 2 мая 2018 г.
- Волейбол
Волейбольный сезон завершен, но осталась нотка недосказанности. Были большие надежды, случались яркие матчи, но все же по факту и мужская, и женская команды выступили чуть хуже, чем в прошлом сезоне.

Разница не катастрофическая, не дающая оснований говорить о провале. Получилось как получилось. О том, почему получилось именно так, мы говорим с генеральным директором волейбольного «Енисея» Алексеем Масловым.
ХОРОШО, ЧТО БЕЗ НЕРВОТРЕПКИ
Алексей Николаевич, сезон оказался очень насыщенным, и дать ему однозначную оценку очень сложно. Что было самым приятным и что более всего разочаровало?
– Действительно, сезон был очень сложным и насыщенным. Если говорить о приятном… Что касается мужской команды, это то, что мы удачно отыграли плей-аут и сохранили место в суперлиге без нервотрепки. Огорчило то, что не вполне выполнили задачу на сезон. Все-таки когда мы комплектовали и мужскую, и женскую команды, мы рассчитывали немного на другой результат.
Но если сравнить этот мужской чемпионат с предыдущим, то он получился более плотным, более ожесточенным, каждый матч был абсолютно непредсказуемым. Взять команду Белгорода, которая регулярный чемпионат завершила на втором месте, а сейчас играет за пятое-восьмое. А команды из нижней части, как, например, «Кузбасс», боролись за медали. И все же, имея в своем составе таких мастеров, как Рузье, Спиридонов, Крицкий, Янутов, мы могли выступить лучше.
Почему не выступили?
– В самом начале были проблемы со здоровьем сразу у нескольких игроков. У Рузье была травма локтя, восстановился – потребовалось какое-то время на то, чтобы сыграться со связующим. У Алексея Спиридонова игра не шла, да и у всей команды как-то не выстраивались взаимодействия. Но я рад, что хотя бы к концу сезона команда оживилась.
Верно ли, что клуб существенно вложился в двух лидеров – Рузье и Спиридонова, и уже просто не хватило бюджета, чтобы усилить состав?
– Это не совсем верно. Проблемы с комплектацией действительно были, но потому что рынок игроков, откровенно говоря, очень дефицитный. И не всегда удается затянуть хороших игроков в наш клуб, в наш город. Репутация-то у нашего клуба хорошая, но есть одно «но», которое очень существенно: дальние перелеты, суровые, как многие считают, климатические условия. И при двух равных игроки выбирают клуб поближе к Европе.
УТРАТА КОНТАКТА
По ходу сезона команду покинул Юрий Чередник, который вроде бы успешно отработал три сезона. Что случилось?
– Мне не совсем понятно, почему ему не удалось выстроить отношения с коллективом, который он сам же и подбирал. Юрий Чередник – тренер высокого класса, хорошо разбирающийся в волейболе. Но вот именно с этой командой не получилось. Было недопонимание, было отторжение игроками тех установок, которые он давал. Мы верили ему, надеялись, что он исправит положение. Многие, кстати, критиковали нас за то, что мы затянули с отставкой.
Отставка Чередника – это инициатива клуба или его личное пожелание?
– Это решение клуба. Оно было принято с учетом мнения игроков, мнения болельщиков, мнения учредителей. Хочу сказать, что мы долгое время сдерживали натиск болельщиков, требовавших немедленной отставки.
За счет чего Юрию Маринину удалось команду встряхнуть?
– За счет того, что не удалось Юрию Константиновичу. Он сумел найти взаимопонимание со всеми игроками. Игроки выполняли все его установки, оживились, почувствовали интерес к работе. Это даже удивительно. Потому что Юрий Маринин-то – тренер более жесткий, чем Чередник.
В конце сезона ярко проявил себя молодой воспитанник красноярского волейбола Сергей Платаненков. Будет ли у него настоящий шанс в следующем сезоне и возможно ли появление в команде других молодых красноярцев?
– Мне бы этого очень хотелось. Сергей Платаненков – талантливый игрок с большим потенциалом, но в силу возраста еще бывает не стабилен. Надеюсь, все у него получится, и он поможет команде в решении тех задач, которые перед ней стоят. Мы работаем над тем, чтобы молодые игроки появлялись в составе.
Сегодня клуб – это не только основная команда, это целая система подготовки профессиональных спортсменов. Создана спортивная школа имени моего близкого друга Эдуарда Носкова, которая целенаправленно занимается поиском и подготовкой молодых талантливых спортсменов.
ВЕЛИЧИЕ КАРПОЛЯ
Перейдем к женской команде. Жаль, не удалось вновь завоевать медали. Но их ведь и в прошлом году могло не случиться. Как оценить этот результат?
– Да, пару лет назад для нас и седьмое место было высоким результатом. Но, конечно, эта команда могла завоевать медали и была достойна их: весь сезон мы шли третьими и не позволяли никому приблизиться. Наверное, тренер не сумел подвести команду к решающим матчам на пике формы. В отличие от тренера «Уралочки».
Гений Карполя переиграл наших тренеров?
– Да, Карполь еще раз подтвердил звание великого тренера. «Уралочка» на протяжении сезона не показывала внятной игры, но в плей-офф была на пике своей формы. Это большое умение. К сожалению, нашим тренерам такого не удалось. Наоборот, в решающих играх пошел спад. К тому же, «Уралочка» очень качественно разобрала наших игроков.
Наши основные атакующие игроки выглядели в бронзовой серии, откровенно говоря, слабо. И оправдало ли себя приглашение этих игроков? Я имею в виду, прежде всего, Малых и Русакову.
– Ничего плохо не могу сказать об этих девушках. Они честно и добросовестно отработали весь сезон. Но, повторюсь, команда подошла к этим играм не на пике формы. У нас были серьезные проблемы с приемом. А «Уралочка» выполнила все установки тренера, со стороны это было очень хорошо видно. Они подали сильную подачу, затруднили нам прием, выключили первые темпы и четко поставили блок, разобрав основных наших нападающих. Закрыли ходовое направление Малых, поставили на заднюю линию всех защитников, собирали все эти отскоки и добивали их. То же самое и с Русаковой. Фролова – более разнообразный игрок, но, к сожалению, у нее была травма, и ей было очень тяжело, не набрав форму, показать тот волейбол, который она умеет.
Впечатлил камбэк в последнем матче. Причем случился он за счет игроков скамейки. Как это оценить?
– Ничего удивительного тут нет. Эти игроки тренируются с основным составом и, если уступают лидерам, то немного. А почему так получилось, объяснить легко. «Уралочка» выполняла установку под конкретных игроков. У каждого игрока есть свои особенности, свои точки и зоны нападения. Игроки поменялись, а «Уралочка» не перестроилась. Например, вместо Малых вышла Наталья Симоненко, которая много атакует по линии. А «Уралочка» закрывала для Малых ход. И зоны, удобные для нападения Симоненко, оказались открыты. Так же и со Щегловой. Эти игроки у нас мало играли, и тренеры «Уралочки» просто не смогли их просчитать (у них для этого было мало информации) и вовремя внести коррективы…
Конечно, мы все расстроены результатом, но приятно, что девчонки боролись до конца. И те, кто большую часть сезона находились в запасе, доказали, что достойны находиться в нашей команде.
КАК ПОЛЮБИТЬ ТРЕНЕРА
Начинал сезон во главе команды мой тезка, Александр Кошкин. По ходу сезона его сменил Сергей Голотов. А в последнем матче командой вновь руководил Кошкин. Прокомментируйте эти пертурбации.
– В последнем случае и комментировать особе нечего. Сергей Иванович Голотов оказался не готов к этой серии, допускал ошибки, на наш взгляд – грубые. Команда была разбалансирована. Нам, как руководству, нужно было принимать какие-то меры, попытаться спасти серию. Мы хотели внести свежую струю и сломать тем самым стратегию, которую выработал тренерский штаб «Уралочки». Отчасти это получилось.
Считается, что Сергей Иванович – жесткий тренер, требующий четкого выполнения схем, не допускающий импровизации на площадке.
– Ну, вообще-то в этом и состоит задача тренера: добиться того, чтобы каждый игрок четко выполнял установку тренера. Могу еще раз привести пример Кемерово. Там команда, не имея звезд, за исключением, может быть, Полетаева, четко выполняет тренерскую установку и добивается высоких результатов. Что касается Сергея Ивановича, он, конечно, опытный тренер, и мы надеялись, приглашая его, что он увидит проблемы, которые были в команде, и устранит их. Но за эти полгода у нас не улучшилось ни качество блокирования, ни прием.
Нужно было оставить Александра Кошкина или пригласить другого тренера?
– Я напомню, что после поражения от «Марицы» Александр Кошкин принял решение оставить пост главного тренера…
Это его решение было?
– Да, он человек очень ответственный, и, чувствуя вину перед красноярскими болельщиками, принял такое решение. Нужно было принимать срочные меры, а в разгар сезона найти свободного тренера было очень сложно. В прошлом году команда заняла третье место во многом на том фундаменте, который заложил Голотов. Мы исходили из того, что Сергей Иванович знает большинство игроков, а к новым игрокам сможет найти подход. Это очень важно, потому что опытные игроки могут «сломать» незнакомого тренера, в таких случаях даже «сливы» тренера бывают.
Александра Кошкина игроки не сливали?
– Нет. По окончании сезона у всех без исключения девчонок были теплые отзывы об Александре. Они его уважают, любят, ценят и готовы с ним работать.
Александру Юрьевичу излишняя скромность не мешает? Такое ощущение, что он сам себя недооценивает.
– Конечно, опыта ему еще не хватает. Но вот последняя игра с «Уралочкой» показала, что он достаточно смело действовал. Поставить на четвертую партию решающего матча практически дублирующий состав – я вам скажу, это требует выдержки и смелости. Понимаете, женская команда – это темный лес. У них может играть важную роль даже то, как тренер выглядит внешне. Вот несимпатичен – не будут тренироваться. Надеюсь, у нас такого нет, и все наши игроки профессионалы, но найти подход к женскому коллективу действительно очень непросто.
КОНТУРЫ НОВОГО СЕЗОНА
Поговорим о будущем. Уже определились, кто возглавит мужскую и женскую команды?
– Переговоры в обоих случаях находятся в завершающей стадии. Рассматриваем кандидатуры не только российских, но и зарубежных тренеров.
То, что во главе команд останутся Юрий Маринин и Александр Кошкин, исключено?
– Нет, такой возможности исключать не стоит.
По игрокам есть какая-то конкретика?
– В мужской команде остаются Роман Жось, Александр Крицкий, у которых были действующие контракты. Мы продлили соглашения с Александром Янутовым, Максимом Куликовым, Антоном Мысиным. Покинули нашу команду Алексей Спиридонов, Антонен Рузье, Йоандри Диас.
С Рузье мы вели переговоры, чтобы он остался на следующие сезон, но ему поступило выгодное предложение из Японии, и он принял решение покинуть нашу команду. Алексей Спиридонов переходит в казанский «Зенит», будет выступать в одном из лучших клубов мира.
Что касается пополнения, то мы уже анонсировали появление доигровщика Николя Марешаля. Это друг Антонена Рузье, с которым они вместе становились чемпионами Европы. Последний сезон он провел за итальянскую «Равенну», с которой стал победителем Кубка Вызова. Уверен, он очень нам поможет, в частности, усилит прием.
В этом году мы немного поменяли подход к комплектации. Раньше у нас были легионеры – связующий и диагональный, сейчас на позиции связующего мы решили остановиться на российских игроках. Николя Марешаль – доигровщик, и мы ведем переговоры с еще одним иностранцем на позицию диагонального.
Что по женской команде?
– Совершенно точно покидает нас Екатерина Ефимова. Ей поступило предложение от московского «Динамо». С большой долей вероятности, в 99 %, покинет наш клуб Наталья Малых – куда, пока не знаю. Также не будут выступать за «Енисей» Инна Молодцова и Ольга Ефимова.
Согласилась провести следующий сезон у нас Светлана Крючкова. Остаются Мария Фролова, Александра Перетятько, Яна Манзюк – это что касается игроков основного состава.
Вообще, поражения от «Марицы» и «Уралочки» показали, что нам нужно бы иметь два примерно равноценных состава. Без хорошей длинной скамейки тяжело выдержать ритм нашего чемпионата с его длиннющими перелетами.
Похоже, женскую команду ждут серьезные перемены. Все-таки Екатерина Ефимова и Наталья Малых – лидеры, волейболистки, на которых строилась игра команды.
– Да, это так, без всякого сомнения, но мы постараемся сделать так, чтобы команда не стала слабее, а даже усилилась. Здесь стоит отметить, что в следующем сезоне в женской суперлиге будут выступать 12 команд…
И, судя по всему, одна из них будет очень сильной.
– Да они обе будут неслабые. Первая – это Калининград, который уже укомплектовал команду. Благодаря этому, дефицит игроков в женском волейболе стал еще острее. На 14 игроков стало меньше, и работа по комплектованию усложнилась.
С большой долей вероятности появляется еще одна команда. Это «Минчанка», тоже очень сильный коллектив. Они играли в финале Кубка ЕКВ с «Экзачибаши». Думаю, вполне могут претендовать на место в первой шестерке. Ну, посмотрим, как они справятся с нашими перелетами. Один «Сахалин» чего стоит.
Если российский рынок стал уже, значит ли это, что в нашей женской команде появятся легионеры?
– Мы ведем работу по приглашению диагональной/нападающей. Есть кандидатуры и из ближнего и из дальнего зарубежья. Просто еще не все чемпионаты закончились, и не все игроки имеют право вести переговоры.
Понятно, что большая часть работы по комплектованию команд еще впереди, но вот прямо сейчас у вас есть ощущение, что получится собрать хорошие команды и достойно выступить в следующем сезоне?
– Я опасаюсь делать прогнозы, учитывая опыт нынешнего сезона. На мой взгляд, в этом году у нас был и в мужской, и в женской командах состав, который способен на большее. Мы, например, рассчитывали, что мужская команда сможет попасть в восьмерку. К сожалению, не сложилось, и только в конце сезона команда заиграла. Но наши цели не меняются: мы ставим задачу мужской команде попасть в плей-офф, женской – завоевать медали. Сделаем для этого все от нас зависящее.