Владимир Черных: «С нашими выводами вынуждены считаться»
- 2 ноября 2018 г.
- Краевой спорт
Владимир Михайлович Черных – один из самых известных деятелей спортивного движения в Красноярске. С 1985 по1998 год он был председателем комитета по физической культуре и спорту администрации Красноярского края. После чего он продолжал активно работать в красноярском спорте, по большей части – как общественник. В частности, шесть последних лет возглавлял общественный совет при министерстве спорта Красноярского края.

Владимир Михайлович, многие, мне кажется, не знают, что такое общественный совет, каковые его функции, возможности. Расскажите вкратце об этом.
– История такова. В Общественной палате РФ возник вопрос, каким образом граждане могут влиять на органы власти на местах, в отдельных отраслях. Тогда и было принято решение о создании общественных советов при органах власти, в которых не должно быть государственных чиновников, а должны быть общественные деятели. Это было восемь лет назад. Затем появился соответствующий документ правительства Красноярского края. И 12 мая 2012 года прошло первое заседание нашего совета.
В положении было указано, что количество членов совета может быть от 7 до 35 человек. И в первый состав совета было избрано максимальное количество членов, 35 человек, меня избрали председателем совета. Людей много, мнений тоже. И тут важно было и к предложениям министерства прислушиваться и решать собственные задачи, быть самостоятельными. Необходимо было искать золотую середину, чтобы в итоге помогать развитию спорта в регионе.
Так прошли первые три года. Затем мы убедились, что 35 человек – это слишком много, очень сложно было собрать кворум. Проанализировав опыт общественных советов при других министерствах, мы решили сократить количество членов общественного совета до 15 человек. Но второй состав стал даже более разносторонним, и там были представлены опытные работники физкультуры и спорта.
Расскажите о самых значимых вопросах, которые за это время рассматривались на совете.
– Рассматривался вопрос о состоянии физкультуры и спорта в трудовых коллективах. Государственная власть не имеет права вмешиваться в деятельность трудовых коллективов, что-то приказывать, может только рекомендовать. Мы рассмотрели варианты, чтобы методом общественного воздействия попытаться убедить руководителей трудовых коллективов, чтобы они создавали у себя условия для занятия физической культурой и спортом. И кое-что удалось сделать. Во многом этому помогло появление комплекса ГТО. Когда он был введен во всей стране с 1 января 2017 года, ответственность руководителей трудовых коллективов повысилась.
Это один вопрос. Второе. Мы выдвинули проект концепции развития адаптивных видов спорта. И этот проект вошел составной частью в государственную программу развития физической культуры и спорта Красноярского края до 2020 года. Я являюсь еще и заместителем паралимпийского комитета Красноярского края, это дает возможность ездить по территориям, смотреть, какие там есть условия для занятия адаптивным спортом. И на сегодняшний день мы добились, чтобы в территориях края были созданы 23 ставки инструкторов адаптивного спорта. В декабре в Красноярске пройдет выездное заседание Паралимпийского комитета России, а в 2021 году здесь может состояться общероссийская Паралимпиада. И я считаю, что мы дали определенный толчок в развитии этого направления.
Еще один важный вопрос – оценка качества деятельности подведомственных министерству спорта учреждений. А этих учреждений более двадцати – это академии, спортивные школы, колледжи олимпийского резерва, институт повышения квалификации и т.д. Первоначальный вариант оценочной системы предложило министерство. Но мы увидели, что примерно четверть предлагаемых показателей – недейственны. Мы создали рабочую группу под руководством Сергея Ивановича Веневцева, и в течение трех месяцев эта группа выработала критерии оценки, за которые нас поблагодарило министерство спорта. Эта система работает уже в течение трех лет, удовлетворены и руководители на местах, удовлетворено министерство, ну и нам приятно, что мы смогли повлиять на этот процесс.
А как министерство спорта и отдельные его подразделения относятся к такой вашей повышенной активности? Без вас ведь было бы менее хлопотно.
– Нынешний состав общественного совета достаточно квалифицированный. И если министерству спорта захочется возразить, оно должно сделать это аргументированно. А у председателя общественного совета есть право последней подписи документа о проверке качества. Так что вынуждены считаться с нашими выводами.
Ваше направление деятельности в большей степени касается физкультурно-массового движения, или вы и за профессиональным спортом следите?
– Так ведь оценка деятельности качества спортивных учреждений и касается напрямую профессионального спорта. Это и оценка подготовки спортивного резерва, и оценка команд по игровым видам спорта. Вся сфера. Мы всегда уделяли большое внимание подготовке к Зимней универсиаде. Например, на последнее заседание совета мы пригласили президента краевой федерации лыжных гонок Олега Жгуна и попросили его провести вместе с рабочей группой общественного совета инспекторскую проверку на лыжном стадионе «Радуга». У нас были серьезные замечания, и в итоге они были рассмотрены. Приехал главный судья соревнований по лыжным гонкам, мы вручили ему наши выводы, и процесс пошел. Конечно, мы не ставили целью поиграть мускулами, это были здравые, совсем не выдуманные предложения.
Какой вид спорта в Красноярске у вас вызывает наибольшую тревогу?
– На общественном совете мы поднимали вопрос о необходимости создания видовой школы по легкой атлетике. По моему мнению, это важно. Когда-то в школьной программе были коньки – сейчас их нет, были лыжи – сегодня во многих территориях нет, была легкая атлетика – сейчас не везде и не все виды. Четыре раза рассматривали этот вопрос. Направляли письма в министерство спорта России, ЦСП России, президенту федерации легкой атлетики Дмитрию Шляхтину о необходимости развития легкой атлетики в Красноярском крае, в том числе, строительства манежа. И тренеров квалифицированных у нас не хватает. А легкая атлетика и лыжные гонки – это два базовых вида спорта, которые дают своих воспитанников для всех остальных видов.
Что в целом в красноярском спорте вас в последнее время порадовало, что огорчило? На какие соревнования ходите, за какие команды болеете?
– Уже восемь лет я говорю о недостаточности финансирования массового спорта. За последние два года, когда в полном объеме заработал комплекс ГТО, это немного сдвинулось.
Еще считаю, что такое количество команд уровня суперлиги, какое у нас сейчас есть, – это для Красноярского края, с одной стороны, развитие профессионального спорта, с другой – это ведь серьезная финансовая нагрузка на регион.
А болею я, в первую очередь, за волейбол. Болею за регби. За «Енисей-СТМ». Я впервые увидел Александра Первухина, когда он поздней осенью возился с пацанами в грязи. И с тех пор я, можно сказать, влюбился в этого человека и всегда его поддерживаю.
Я надеюсь, вы продолжите свою работу на благо красноярского спорта?
– Я остаюсь членом совета по физической культуре и спорту при губернаторе края, остаюсь заместителем председателя красноярского регионального отделения Паралимпийского комитета России.
Что можете пожелать Ольге Медведцевой, вашей преемнице на посту председателя общественного совета?
– Я сам предложил ее кандидатуру. Сказал Оле, что она в любой момент может обратиться ко мне за помощью. Нужно работать в одной упряжке с министерством спорта и его подразделениями, при спорных вопросах искать точки соприкосновения. Но при этом нужно сохранять самостоятельность.