Александр Соболев: "Рождение сына повлияло на все аспекты моей жизни"
- 16 мая 2019 г.
- Футбол
Форвард «Енисея» Александр Соболев забил три гола за весенний отрезок. О детстве в Барнауле, пути в профессиональный футбол, семье и многом другом читайте далее!
«Драки во дворах были привычным делом»
– Вам всего 22 года, но, несмотря на возраст, на поле у вас заметна футбольная наглость. Откуда это качество?
– Я сам по себе такой с детства. Всегда хочется быть лидером. Как на поле, так и вне его. Так как я молодой, то немногим нравится моя настырность, жесткость, но дома, в семье я совершенно другой, они никогда не увидят меня в быту таким, как на поле. Как по мне, для нападающего наглость – одно из важнейших качеств.
– От старших прилетало за наглость?
– Нет, сейчас время другое, нет дедовщины, как раньше. Лет пять-десять назад бы прилетало, думаю (улыбается).
– Один из самых опытных игроков «Енисея» Дмитрий Торбинский говорил, что сейчас молодежь поменялась и начала самоутверждаться раньше времени вместо того, чтобы молча пахать на тренировках.
– Это и сейчас есть. Если ты молодой – с тебя больше спрос, нужно работать в два-три раза больше, поэтому Дима всё правильно сказал. Но, повторюсь, время изменилось, молодым сейчас проще, они могут выразить свое мнение в раздевалке, но старшим, конечно, ты не напихаешь на тренировке или в игре, не положено по возрасту.
– Учитывая ваши качества, уверен, что часто дрались в детстве…
– Драки во дворах были привычным делом. В детстве чуть что – сразу кулаки. Я был большим, сильным, и если кто-то говорил обидное мне, то я сразу бил. Неважно, старше меня был оппонент или ровесник. Сейчас уже не так, не помню, когда последний раз дрался.
– Сами часто получали?
– Мне кажется, что чаще я одерживал верх. Но и прилетало, конечно, не без этого.
– Вы родом из Барнаула, можете назвать отличительные черты футболистов из Сибири?
– В первую очередь характер, я думаю. Потому что сибиряки закаленные, они идут до конца, готовы биться до самой последней секунды, у них всегда есть надежда на результат… Но на самом деле сложный вопрос, к концу карьеры я смогу более точно сформировать портрет футболиста-сибиряка.
«Фигу был единственным кумиром для меня»
– Еще ребенком вы с барнаульским «Динамо» ездили на турнир в Японию. Чем запомнилась та поездка?
– Изначально должны были ехать московские динамовцы, но так как все «Динамо» между собой сотрудничают, то отправили нас. Уровень турнира был хороший, но было по две игры в день. Первый матч против Китая мы выиграли, я забил, но уже через два часа вышли на поле против японцев. Мы двадцать минут терпели и сели – 0-6 проиграли. На следующий день один матч – выиграли Таиланд. Потом опять две игры. Нам было тяжело, потому что не было второго состава. На турнире всем раздавали буклеты, где рассказывалось про команды. У каждой была общая фотография в этом журнале – нас было шестнадцать человек на ней, а у остальных по сорок-пятьдесят, то есть по два-три состава. Мы заняли восьмое место. Самым забавным был приз – сорок килограммов риса. Когда узнал, что это будет трофеем, то сразу решил, что в случае победы в чемодане его не повезу, даже если тренер расфасует по несколько кило между всеми игроками. Что касается Японии – совершенно другая страна, чистая, красивая, люди добрые, улыбаются.
– Кто был вашим кумиром в детстве?
– Лет до 12 им был Луиш Фигу, который тогда выступал за мадридский «Реал». С тех пор, как португалец закончил карьеру, кумиров у меня не было. Нравились некоторые футболисты, например, Златан Ибрагимович. Но не более.
– Можете составить портрет идеального футболиста?
– Левая нога от Мессии, правая от Роналду, рост Ибрагимовича, телосложение Лукаку, скорость Мбаппе, дриблинг Неймара, игра головой от Ван Дейка. Вот так!
– Насколько тяжело было вырваться на профессиональный уровень из города, где команда выступает во втором по силе дивизионе?
– Я считаю, что если ты хорошо тренируешься, заметно играешь еще на детском уровне, то тебя должны заметить рано или поздно. Часто бывает, что игроки не проходят просмотры в больших командах и возвращаются обратно, либо их замечают слишком поздно. У меня получилось так, что свой первый контракт подписал в 18 лет. Всю жизнь провел в Барнауле, ездил на просмотр в ЦСКА, «Локомотив», дважды в «Анжи», где меня должны были подписать, но по итогу отказались. Потом сам поехал в Томск, там тренировался три месяца, мне сказали приехать зимой. Вернулся, но заболел. Меня уже не хотели брать, но упросил тренера дать шанс в одной игре. Сыграл и меня взяли. Тогда «Томь» была в ФНЛ, но сразу подписать контракт не получилось, трудовое соглашение оформил лишь в мае и начал выступать за дубль. Зимой в РПЛ у «Томи» начались финансовые проблемы и часть молодых футболистов, среди которых оказался и я, перевели в основу.
– Переход из молодежного футбола в Российскую Премьер-Лигу был неожиданным и непростым?
– Он не был неожиданным, потому что я с осени тренировался с основой, меня на некоторые игры вносили в заявку. Дебютировал в ноябрьском матче с «Уфой» на выезде – Самодин был дисквалифицирован, Касьян получил травму и меня поставили в основу. Провел 70 минут, но мы проиграли 0-1. После отпуска денег в клубе не стало, полкоманды ушло. Насколько было сложно? Наоборот, легко, в том плане, что не давит задача, играешь против сильнейших команд страны и в свое удовольствие. А когда голы забиваешь – вообще топ! За полгода я забил три гола и отдал один ассист. Первый мяч был в ворота «Рубина» – мы проигрывали 1-2, сначала я вынес мяч с ленточки головой, потом думал, что меня заменят, сильно устал, но по итогу забил сам – замкнул прострел.
– Самый сильный защитник, против которого приходилось играть?
– Наверное, это Цезарь Навас и Сергей Игнашевич. Оба очень высокие, с огромным опытом – даже если выигрываешь единоборство, мяч всё равно остается у них.
С первой зарплаты вернул родителям двести тысяч, которые они заплатили за меня Барнаулу в виде компенсации при переезде в Томск
– Вы женились очень рано, в 19 лет, у вас уже есть сын. Как пришли к такому серьезному решению?
– Это было осознанно и в то же время легко, потому что когда ты женишься в 19-20 лет, то не думаешь о серьезных бытовых вопросах, которые начинают приходить в голову в 26-27 лет. Просто женишься и наслаждаешься жизнью. Потом появляются дети и вообще всё супер! Жениться надо рано. У меня получилось очень хорошо – разница с отцом двадцать лет, поэтому мы с ним как два брата, как друзья. Он всегда советует, мне с ним интересно, есть похожие интересы, очень хорошо всё.
– Как познакомились с супругой?
– В новогоднюю ночь, нам было по 18 лет. Я пришел с одной компанией, она с другой. Так и начали общаться.
– Рождение ребенка сильно повлияло на вас?
– Это важнейшее событие в моей жизни, оно повлияло на всё. В том числе и на футбол – стало больше ответственности на поле, требований к себе. Ведь чем ты лучше и успешнее играешь, тем меньше нуждаются в чем-либо твои родные и близкие.
– Ваш типичный семейный день?
– Утром просыпаюсь часов в 10-11. Жена «берет на себя» ребенка, который просыпается в девять, и дает два дополнительных часа сна, хотя, бывает, прилетает каким-нибудь игрушечным трактором и приходится вставать. Потом гуляем с сыном, он засыпает, я еду на тренировку. Вечером опять погуляем, он ложится спать, и я провожу время с супругой, либо начинаю играть в Контр-Страйк с другими футболистами. Это Ткачев из Тулы, Смолов из «Локомотива», Мартынович, Синицын из «Краснодара».
– Есть желание сыграть на киберспортивном турнире?
– Нет, да и шансов будет очень мало. Если сравнивать нашу игру с топами, то это как матч любителей с командой уровня финалистов Лиги чемпионов. А вот что касается симуляторов FIFA, то в Барнауле участвовал в турнирах, всё выигрывал. Даже клубного киберфутболиста «Томи» обыгрывал – 4:0 или 5:0… Не помню. Но сейчас в FIFA не играю, не нравится.
– На что потратили первую хорошую зарплату в футболе?
– При переходе в «Томь» я столкнулся с проблемой выплаты барнаульскому «Динамо» компенсации за воспитание молодого футболиста. Эту проблему поднимал Жека Савин в одном из выпусков «Красавы». Томск платить не захотел и вопрос закрыли мои родители, двести тысяч они тогда заплатили за то, чтобы я смог играть в «Томи». С первой зарплаты в «Крыльях» я отдал эту сумму родителям, а вторую часть отложил на счет в банке.
– Кто преподал самый главный на данный момент урок в жизни?
– Есть выражение – слушай всех, прислушивайся к немногим, решай сам. Я действую по этому принципу.