Михаил Дроздов: «Мировой рекорд – мой самый значительный успех»
- 24 мая 2019 г.
- Подводное плавание, дайвинг
Подводное плавание в Красноярском крае – один из самых медаленосных видов спорта. Красноярские спортсмены исправно получают награды на самых престижных соревнованиях. И все же – это не олимпийский вид спорта, поэтому априори внимания уделяется ему меньше, чем он того заслуживает. Для многих это вообще терра инкогнита (ну, или, если угодно, аква инкогнита).
Восполнить пробел нам поможет один из сильнейших спортсменов России в подводном плавании Михаил Дроздов. В его медальной коллекции экспонаты с чемпионатов мира и Европы, а в июне ему предстоят очередные серьезные старты – чемпионат Европы по апноэ в Турции и чемпионат Европы по плаванию в ластах в Греции. Но на них еще нужно было попасть, пройдя отбор на чемпионатах России.
ОТБОР ПРОЙДЕН УСПЕШНО
Михаил, ты только что вернулся из Томска. Что там были за соревнования, как выступил?
– Это был чемпионат России по плаванию в ластах. Неожиданно для себя проплыл здорово. Месяц назад у нас был чемпионат России по апноэ, и там я не очень хорошо выступил. Одно наложилось на другое: заболел, сначала простуда, потом отравление. Долго восстанавливался и опасался, что к Томску подойду не в оптимальной форме. Но, на удивление, все получилось. Я занял третье место, при этом задачи выиграть передо мной и не стояло. Задача была – пройти отбор в сборную России.
Для этого нужно было стать призером?
– На некоторых дистанциях отбирались занявшие первое-второе место. Но есть топовые дистанции, 100 и 200 метров, на которых отбираются по четыре человека, на эстафету.
Ты уже выступал на чемпионатах мира и Европы, но все же чемпионат России остается для тебя важным соревнованием?
– Конечно, чемпионат России – очень статусное соревнование, его результаты значительно влияют на рейтинг спортсмена. Для большинства российских спортсменов это главный старт, после которого сезон заканчивается, это контрольная точка.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ В КИСЕЛЕВСКЕ
Понятно. Расскажи, как все начиналось. Все-таки не самый тривиальный выбор, подводное плавание, будем честны, не относится к числу самых раскрученных видов спорта.
– Сам я родом из Кемеровской области, из небольшого городка Киселевск. По сути, выбор там небольшой. Чуть-чуть развит футбол, хорошо развит тайский бокс и вот сейчас – плавание. Когда мне было 10 лет, у нас открылся бассейн. У моей мамы подруга набирала группу по подводному плаванию. Я тогда совершенно не понимал, что это такое. Просто хотелось в бассейн, хотелось плавать.
То есть в вашем маленьком городке была секция по такому экзотическому виду спорта?
– Да, мой первый тренер – Гуля Михайловна Мустафина. Она сама подводница, выигрывала чемпионат Европы. Она вернулась в родной город, набрала секцию – с этого все и началось. Я не сразу хорошо плавал…
Тонул?
– Нет, хорошо плавать я умел с самого детства, даже не помню – с 2-3 лет. Просто долгое время не было результатов, многие ребята плыли быстрее меня. Были и попытки бросить. Результатов нету, тяжело. Да еще территориально далеко от бассейна жил, приходилось ездить на тренировки на двух автобусах, соответственно и возвращаться также. Но мама настояла, чтобы я продолжил заниматься.
Когда произошел перелом в результатах?
– Мне было 13 лет. Это был как раз период, когда я собирался бросить занятия: месяц нормально не тренировался, то хожу, то не хожу… И вот было первенство Сибири в Томске, и я там занял места, близкие к призам – четвертое-пятое, чего раньше не было. И тут мне в голову ударило: блин, я реально могу. А если бы нормально тренировался, давно бы уже в призах был. Снова загорелся, начал усиленно работать. И уже в следующем году на первенстве России среди ребят, которые были на год меня старше, я был возле призов в личных выступлениях, а еще мы бронзу завоевали командой Кемеровской области. Это меня еще сильнее подстегнуло, и уже в 2010 году я в первый раз выиграл первенство России.
А ДАЛЬШЕ ВОЗНИК КРАСНОЯРСК
Твое появление в Красноярске было предопределено твоими занятиями спортом?
– Да, конечно. Аэрокосмический университет – это единственное в России место, где можно сочетать сильную учебу и занятия подводным спортом. Здесь хорошее отношение к спортсменам, не во всех институтах такое бывает.
У тебя же специальность, со спортом никак не связанная?
– Абсолютно. Бакалавриат я закончил по специальности «Управление инновациями», а сейчас заканчиваю магистратуру по специальности «Организация управления наукоемкими производствами».
Звучит серьезно. Тяжело учиться?
– На первом курсе у меня было: матан не мог тащить, единственная тройка была в семестре. Ну, пришел со школы, школьную математику вроде бы понимаю, а тут абсолютно другой уровень. А все остальное – без особых проблем, хотя, да, иногда бывает тяжеловато.
Это был осознанный выбор специальности?
– Честно говоря, не совсем. К 11-му классу я снова подустал тренироваться, какая-то апатия наступила. Плюс все мои друзья-ровесники поступали в Новосибирск. И я такой: в Красноярске никого не знаю, хочу к братишкам моим. И эта была еще одна ситуация, когда мама повлияла на меня. А спустя год я привык к новому режиму – и к учебе, и к тренировкам.
РАЗНООБРАЗИЕ ПОДВОДНОГО МИРА
В подводном плавании есть несколько разновидностей. Давай об этом поговорим.
– Разновидностей куча. Там есть и спортивный дайвинг, и подводная охота. Но это, скажем так, в большей степени любительские разновидности, хотя и для них проводятся соревнования, и они состоят в нашей федерации. А к серьезным спортивным дисциплинам относятся плавание в ластах и апноэ. И внутри их тоже есть различные разновидности. Например, в апноэ: как можно дальше проплыть на задержке дыхания – в моноласте, в раздельных ластах или вообще без ласт. Есть еще статика, когда ты просто лежишь под водой на время. В этих четырех видах я не выступаю, разве что изредка, для прикола. Но вообще это отдельные тренировки. И там не столько спортсмены выступают, сколько люди, занимающиеся йогой – дыхательная гимнастика и все такое. Есть еще и скоростные дисциплины. Апноэ на выносливость: 16 раз по 50 метров. То есть твоя задача проплыть 16 полтинников. После каждого можешь отдыхать хоть по минуте. Но время-то при этом идет. Поэтому в реальности делаешь 3-4-5 вдохов и снова плывешь.
И вот так 800 метров нужно проплыть? Выглядит страшно.
– Ну да, перегрузка на мозг большая. В какой-то момент понимаешь, что ты ничего не понимаешь. Наступает гипоксия: все плывет перед глазами, звенит в голове.
Для здоровья это не вредно?
– Кто-то говорит, что вредно, кто-то говорит, что наоборот. Когда плывешь – да, реально с ума сходишь. Но на общем состоянии вроде бы никак не сказывается. А моя любимая дистанция – самая скоростная, сотка. Ныряешь – и туда-сюда бассейн проплываешь.
И это примерно минуту нужно плыть на задержке дыхания?
– Ну, мы плывем секунд 30. Это в моноласте, естественно.
Ты выступаешь и в плавании в ластах и в апноэ?
– Да. Но апноэ я начал заниматься не совсем по собственной инициативе, не потому что так сам захотел. В 2015 году у меня немного откатились результаты в плавании в ластах, были определенные, не самые приятные, скажем так, обстоятельства. Я отобрался на чемпионат мира, но так и не стартовал на нем. Я маленько духом упал и решил переключиться на что-нибудь другое: попробовал апноэ – начало получаться.
Это переключение на другую разновидность плавания усилило тебя?
– Думаю, что да. Когда каждый день делаешь одно и то же, это тебе капает на мозги, и нервная система реально устает. А когда переключаешься с одного на другое, это заставляет тебя снова максимально выкладываться.
А тренировки по апноэ и плаванию в ластах сильно различаются?
– В принципе, и там и там нужна физуха, функционал. Занимаемся и в бассейне, и в зале. В зале у нас проводятся достаточно жесткие круговые тренировки по полтора часа. Это в основном прыжковая подготовка. Два-три раза в неделю ходим в качалку.
ГОРОДА И СТРАНЫ
Ты уже не один год выступаешь за сборную России. Что это для тебя?
– Для любого спортсмена выступать за сборную своей страны – это мечта, это цель. Также и для меня. В первый раз отобрался в юношескую сборную в 2011 году, в 2014 году отобрался в первую сборную. В 2015-м отобрался, но не выступал. И вот, получается, с 2016-го года в сборной без перерыва.
Какое свое достижение считаешь самым значительным?
– В прошлом году на чемпионате мира я установил мировой рекорд на дистанции 8 по 50 в апноэ. На данный момент это, наверное, самый значительный мой успех.
Рекорд держится?
–Да. Ну, в этом году буду пробовать улучшить.
Подводное плавание – все-таки не самый денежный вид спорта. Какие-то проблемы в функционировании тебя как спортсмена возникают?
– Толстопятов Игорь Анатольевич и Лисовик Анна Николаевна, у которых я сейчас тренируюсь, – они и как тренеры замечательные, и организаторы очень сильные. Никогда такого не было, чтобы я подошел и сказал: Игорь Николаевич, мне нужен костюм, или ласты, или еще что-то, а он бы ответил: ну, сорри, денег нету. Он просто берет и решает проблему. Он, на самом деле, очень круто работает, в России так больше никто не работает.
Ты уже побывал во многих странах. Как там развивается подводное плавание? Кто главные конкуренты?
– Самые топовые – немцы, итальянцы, колумбийцы – там вообще ребята такие, очень жесткие спринтеры.
Колумбийцы? Как-то неожиданно.
– Очень неожиданно. У них там на континенте только колумбийцы и плавают.
Где больше всего нравится выступать?
– На самом деле, самые крутые бассейны в России. Например, мы выступали в Барселоне – там старенький бассейн, тесный, душный. То же самое в Сербии. У нас же все построено с масштабом, есть, где развернуться. Там все более минималистично. А если говорить, где больше нравится бывать – ну, в Европе. Времени, чтобы поехать на какую-то экскурсию, как правило, нет. Гуляем, смотрим город. В Барселоне очень понравилась архитектура…
Гауди, Саграда Фамилия?
– Ну, конечно. Фотки сделали, все, как положено.
РАБОТА С ДЕТЬМИ – ОТДУШИНА
Как видишь свое будущее? Оно со спортом будет связано?
– Сложный вопрос. Пока еще сам себе не могу на него ответить. Заканчиваю магистратуру, и передо мной летом стоит прям жесткий выбор: что делать дальше. Еще очень хочу поплавать. Возможно, что-то еще попробую параллельно. Сейчас еще тренирую детей. Да, это мне нравится, но на постоянной основе работать тренером я, наверное, пока не готов. А так работаю два раза в неделю. Для меня это не работа даже, а отдушина. Позанимался с детьми в бассейне – стресс снял, развеселили они меня.
Окончание учебы позволяет продолжать тебе спортивную карьеру там же, в СибГАУ?
– Да. У нас есть ребята и из других вузов, и те, кто уже закончил учебу. В этом смысле никаких препятствий нет. Единственное, у тебя финансирование чуть похуже становится.
Минус стипендия?
– Это, во-первых, минус стипендия, а она у нас довольно приличная. А во-вторых, определенные проблемы с финансированием поездок на соревнования. Но у нас есть еще Академия летних видов спорта, которая курирует наш вид спорта. Она может профинансировать поездки на самые значимые старты, так что в этом плане особых проблем не должно возникнуть.
Что еще в твоей жизни есть, кроме плавания и учебы?
– Работаю с детьми, как я уже сказал. Люблю активный отдых: катаюсь на сноуборде, на роликах, хожу на Столбы.
Что читаешь, что смотришь?
– Люблю фантастику. Я такой, можно сказать, романтик. Хотел бы, чтобы люди не занимались потребительством, а изучали науку, летали в космос, путешествовали на другие планеты. Было бы круто.
- Крайспорт.
- Александр Кошкин
- Фото: из архива Михаила Дроздова